Первые звонки уже отзвенели в школах, начались трудовые будни за партами. Особенно напряженные они для тех, кто пошел в первый класс. Волнуются и родители. Как пройдет адаптация ребенка? Как наладить режим? Как не погасить интерес к учебе? Эти и другие вопросы читатели «7 дней» задавали на прямой линии специалистам. Наши собеседники: Наталья Смирнова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Академии последипломного образования; Лилия Кузнецова, начальник организационно-аналитического управления Национального института образования; Клавдия Винокур, заведующая педиатрическим отделением по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования УЗ «25 городская детская поликлиника».
Софья Кулик, г. Минск:
– Как правильно организовать режим первоклассника?
Клавдия Винокур (К.В.): – Максимально приблизить режим ребенка к режиму учебного заведения. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Отправлять спать не позднее 22 часов. Прогулки должны быть не менее 2 часов. Чередовать умственную и физическую деятельность. Режим в каждых учреждениях образования разный. Как правило, уроки начинаются с 8:30–9:00 часов. Это тоже нужно учитывать. И очень важно придерживаться этого режима в выходные дни и на каникулах!
Алевтина Говорун, г. Минск:
– Пошли в первый класс, капризничаем по утрам. Сколько длится адаптация к школе?
К.В.: – У всех детей этот процесс проходит по-разному. Вплоть до полугода. Бывает легкая, средняя и тяжелая адаптация.
Л.К.: – Из моего опыта работы учителем добавлю, что большинство детей адаптируются (привыкают) к школе в течение первых двух месяцев обучения. Быстро вливаются в коллектив, заводят друзей. У них всегда хорошее настроение, они доброжелательны, спокойны. К концу октября они справляются с новым статусом ученика, с новыми требованиями и с новым распорядком дня.
Другим нужно больше времени. Они могут играть на уроках, не реагируют на просьбы учителя, иногда плачут, выясняют отношения с товарищами. Лишь к концу первого полугодия привыкают к школьной жизни.
Есть дети, у которых к трудностям в учебной деятельности прибавляются негативные формы поведения, отрицательные эмоции. Часто они становятся отверженными в коллективе. А это рождает реакцию протеста. Такие дети плохо ведут себя на уроках, переменах. Важно вовремя разобраться в причинах такого поведения. Иначе это может привести к нарушению психического здоровья. Привыкание к школе длится на протяжении всего года обучения.
Н.С.: – В таких случаях уже стоит обратиться к детскому психологу. Здесь начинается совместная работа родителей, психолога и учителя. Еще хочу добавить, что если есть хоть малейшая возможность забирать первоклассника первое время сразу после уроков, нужно ею воспользоваться. И постараться сохранить в таком случае дневной сон. Если у родителей совсем нет такой возможности, то хотя бы заблаговременно взять отпуск на этот период.
Егор Валентинович, г. Минск:
– Учительница сказала на собрании, что телефоны у нас в классе запрещены. А можно ли пользоваться «умными» часами?
Л.К.: – Особой пользы для детей я в них не вижу. Этот гаджет, конечно же, больше нужен родителям, чем их детям. В первую очередь, чтобы следить за местоположением ребенка. Если все-таки родители настаивают, чтобы ребенок их носил, нужно обязательно договориться соблюдать жесткое условие их использования. Только для контроля. Не для игр и звонков во время уроков! Впрочем, у взрослых есть возможность заблокировать устройство на руке первоклассника.
Регина Сумовец, г. Брест:
– Нам сказали собрать всякие каштаны и желуди, чтобы потом вместе с ребенком делать поделки. Когда мне этим заниматься? Да и надо ли? Я уже окончила школу!
Л.К.: – Это очень правильная просьба учителя. У ребят начнутся уроки трудового обучения, и все природные материалы, которые вы соберете вместе с ребенком во время прогулки, пригодятся. Что касается – делать вместе, то это тоже очень важно. Не нужно относиться к школьному обучению как «я сдал ребенка – учите и занимайте его!» Первое время родителям нужно обязательно помогать первокласснику, направлять, рассказывать и показывать. К тому же такая деятельность очень сближает!
Ирина Александровна, Могилевская обл.:
– Мы дома сосиски не едим и сладкий чай не пьем. Внуку в школе все это дают. И вот как быть?
К.В.: – Безусловно, школьное питание отличается от домашнего. Но то, что дают в школе, – это двухнедельное разнообразное сезонное меню, разработанное и рекомендованное специалистами именно для детского питания. При этом учтены все потребности детского организма.
Н.С.: – Хочу добавить, что обычно детей такого возраста в столовую водит учитель. Можно его попросить, чтобы внука не заставляли есть сосиски или пить сладкий чай.
Алена Снегирь, г. Волковыск:
– Что можно давать первокласснику в качестве перекуса?
К.В.: – Вообще, перекусы не приветствуются. Но если уж очень хочется, то можно дать с собой банан, яблоко или морковку, немного печенья типа «крокет». Никаких бутербродов и котлеток!
Л.К.: – Чтобы дети не носили с собой, условно говоря, батон с нутеллой, учитель должен оговорить это с родителями.
Светлана Кирилловна Будевич, г. Гродно:
– Нам в первом классе дают на дом листочки для того, чтобы обводить фигуры. Ребенок сам должен это делать или мне ему помогать?
Л.К.: – Задания в первом классе школьникам не задают. Таковы правила. Если ваш учитель предлагает делать такие домашние задания, то вы вправе отказаться. Но если вашему ребенку нравится выполнять что-то несложное и вы не стоите у него над душой, заставляя, то почему нет? Но при этом нужно приучить ребенка правильно сидеть, держать ручку или карандаш, не сутулиться, делать гимнастику для глаз и так далее.
К.В.: – Очень важно следить за осанкой ребенка. Именно со школы она начинает у детей часто портиться. Существуют разработанные определенные правила, например, руки должны лежать на столе, причем при сгибе в локтях должен быть приблизительно прямой угол. Привыкнет опускать одну руку ниже стола – плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – спина округляется и «горбится». Поэтому родителям нужно подробно и досконально изучить эти правила и неукоснительно им следовать.
Петр, Могилевская обл.:
– Дочке 6 лет. Пошла в этом году в школу. Как наказывать, если не слушается? Лишать мультфильмов, конфет?
Н.С.: – Наказание не самый удачный способ достучаться до ребенка. Чтобы он рос и развивался психически здоровым, надо уметь с ним договариваться. Да, сложно, да тяжело, да, взрослые не роботы. И тем не менее. Вы старше, у вас уже есть опыт, а маленький человек этот опыт только приобретает. Оптимальный вариант – ненасильственное взаимодействие. Лучше не использовать метод запретов, а объяснять. Особенно в период адаптации к школьной жизни, когда могут быть капризы, требования, срывы. Родители должны быть к этому готовы, а наказания лишь усугубят положение. Хочу сказать: физические методы воздействия категорически запрещены. И еще – нельзя говорить о школе в негативном ключе, мол, вот там тебе покажут, там тебя приструнят. После адаптационного периода тоже нежелательно лишать чего-то. Лучше в качестве воспитательного задания добавить какой-то общественно-полезной деятельности, например, помыть не только свою тарелку после ужина, но и родительские.
Ольга Горельчик, г. Минск:
– Старшему сыну мы давали уже в первом классе карманные деньги и платили ему за хорошую учебу. Считаем, что разбаловали его этим. Давать ли деньги младшему?
Л.К.: – Здесь нужно вести речь в первую очередь о финансовой грамотности детей. Ребята уже должны знать, что их родители ходят на работу и получают зарплату. И что продукты, одежда, развлечения, игрушки оплачиваются родительским трудом. Но при этом использовать деньги как оплату ребенку за хорошую отметку, хорошее поведение, на мой взгляд, не стоит. У ребенка может быть своя копилка, куда он складывает какую-то мелочь и копит, допустим, на новую игрушку. Но платить за знания не нужно. Ребенок тогда неправильно будет понимать смысл учебы. Он будет тянуться не за знаниями, у него выработается потребительское отношение к учебной деятельности.
Н.С.: – Я считаю, карманные деньги даже у ребенка младшего школьного возраста могут быть. Но не следует давать слишком большую сумму. И важно, чтобы он тратил эти средства сам, но под контролем родителей. Родители могут посоветовать ребенку, объяснить последствия его выбора, но ни в коем случае при покупке за карманные деньги не настаивать на своем. Ребенок должен научиться сам делать свой выбор.
Наталья, Пуховичский р-н:
– У семилетнего сына любимая игрушка – человек-паук. Он его носит и в школу. Мы с мужем беспокоимся, уместно ли это. Все-таки уже не в детском саду!..
Л.К.: – Не вижу в этом ничего страшного. Я как бывший учитель начальных классов, считаю, что нельзя сразу дошкольнику резко стать школьником. Должен быть плавный переход. И то, что он носит свою игрушку, это бессознательный способ адаптации к другой, новой для него школьной жизни. Человек-паук в этом случае как «кусочек дома», который позволяет вашему сыну не чувствовать себя одиноким в пока чужом для него мире. Я надеюсь, что его педагог тоже это понимает. Главное, дать понять ребенку, что играть все же лучше на переменках, а на уроках нужно слушать учителя. В остальное время его «друг» может лежать рядом, чтобы ребенку было спокойнее.
Елена, Минская обл.:
– Дочь в первый же школьный день подралась с мальчиком, с которым они не поделили, где кому сидеть. Во второй день история продолжилась. Как быть? С кем разбираться? С дочкой? С мальчиком? С его родителями? Говорить или не говорить учителю?
Н.С.: – Дети все разные. И конфликтные ситуации были, есть и будут. В данном случае решающее значение имеет, как поведут себя родители. Какой способ разрешения конфликтов они заложат своему ребенку. Для начала нужно поговорить со своей дочкой. И поставить в известность учителя. Он сможет отслеживать обстановку и вовремя вмешаться, если она будет накаляться. Иногда в таких случаях родители начинают конфликтовать между собой. То есть дети уже могут и помириться, и забыть досадное недоразумение, а вот родителям будет не совсем комфортно. И уж совсем недопустимо, когда родители приходят и учат уму-разуму маленького обидчика их чада. Такие ситуации должны пресекаться учителем!
Хочу отметить, что очень важно, чтобы родители каждый вечер спрашивали у малыша: как прошел твой день? Что ты узнал нового, что тебя порадовало, что огорчило, что вообще происходит в школе. Ребенок привыкнет делиться с вами произошедшим, и это даст ему уверенность, что вы подскажете, если что-то пойдет не так. Главное – взрослым не надо идти на поводу своих эмоций и бежать разбираться с шашкой наголо – мою деточку обидели. Всегда нужно спокойно проанализировать, может, как раз ваш ребенок был неправ, и помочь ему разобраться в этом.
Л.К.: – Многое еще зависит от общей обстановки в классе. У учителя не должно быть любимчиков, которым позволено больше, чем остальным. Это один момент. Второй: детей надо учить извиняться. Наступил на ногу однокласснику случайно, когда бежали на переменку – извинись. Это уже культура воспитания, которая прививается в семье.
Олег Гуревич, г. Витебск:
– Жена хочет отдать сына и на плавание, и на каратэ, и на рисование, и на робототехнику. Я против, считаю, что это большая нагрузка для семилетки. Каково мнение специалистов?
Лилия Кузнецова (Л.К.): – Здесь все индивидуально, необходимо учитывать интерес ребенка и нагрузку. В школе создаются такие условия, когда ребенок может выбрать себе кружок, секцию по интересам и попробовать себя в разных направлениях. Как показывает практика, многие до поступления в школу посещают различные развивающие занятия. Если детям нравится заниматься и они привыкли к такой нагрузке, можно оставить все без изменений. Если вы только собираетесь начать дополнительное образование, то стоит попробовать с одного кружка или секции, давая ему время разобраться в них и освоиться.
А еще не надо забывать о том, что ребенку важно общение с родителями. Поэтому попробуйте посещать один творческий кружок и одну спортивную секцию с таким расписанием, чтобы как минимум 2 дня в неделю оставались свободными от занятий. Оставьте один выходной день, который вы сможете проводить всей семьей.
К.В.: – Как врач добавлю, что необходимо также оценить состояние ребенка вместе с педиатром и определить, какие кружки ему можно посещать. Особенно это касается спортивных секций. Или, к примеру, вы отдадите малыша на бисероплетение, а у него не самое хорошее зрение. И ему будет нравиться, но глазам это пользы не принесет. Считаю, что для первоклассника оптимально – один-два кружка.
Наталья Смирнова (Н.С.):
– Хочу отметить, что очень важно, посещал ли ребенок кружки до школы. Если нет и сейчас не высказывает желания туда ходить, то, возможно, стоит подождать хотя бы первый год обучения в школе. А посещение кружков, секций начать позже, например, со второго класса.
Виктория, г. Минск:
– Сколько времени в день семилетнему школьнику можно пользоваться планшетом? Может, вообще запретить?
К.В.: – Запрещать не нужно. Надо контролировать: время и контент (если это интернет). Не более 30 минут в день: мультфильмы или образовательные видеофильмы.
Вера Добрич, г. Минск:
– Сейчас моим близнецам пока не ставят оценки. Но я уже волнуюсь, хорошо ли они слушают учителя, все ли задания выполняют на уроке. И понимаю, что я буду из тех мам, кому важен результат и кто будет ругать за низкие баллы. Если этого не делать, как стимулировать к учебе и показать, что тебе важно, как дети учатся?!
Л.К.: – В первом и втором классах в школах нашей страны безотметочное обучение. Но оно не означает безоценочное! Оценку педагог уже дает в первом классе каждому крючочку и загогулинке, которые дети старательно выводят. Но он оценивает это скорее для себя, чтобы увидеть, на что способен каждый ученик. Ругать за сделанное/не сделанное особенно первоклассников нельзя. Сначала надо научить, а потом требовать. А в процессе учебы не все бывает гладко. Кто-то лучше и красивее выводит крючки, кто-то быстрее читает, кто-то складывает в уме. Не может идеально получаться все! И родителям это надо понимать и гнать от себя мысли: ой, а мой-то не справляется по сравнению с остальными детьми. Не нужно сравнивать с другими. Важно помнить, что у каждого малыша свой потенциал и свои возможности. Нужно сравнивать ребенка с ним самим вчера, сегодня.
Иван Шатило, г. Минск:
– Я и жена работаем до 18:00. Наша продленка тоже до этого времени. Как объяснить начальству, что мне надо забрать сына?
К.В.: – Да, вопрос с группами продленного дня очень болезненный. Первоклассников много, это очень хорошо, но школы зачастую переполнены, во всяком случае, в столице. Далеко не каждая школа может себе позволить организовать полноценное размещение групп продленного дня со спальнями для дневного сна. Поэтому, если в вашей школе есть продленка, пусть и до шести вечера, считайте, повезло! А по поводу режима работы группы продленного дня обратитесь к администрации школы. Возможно, проблема с начальством не только у вас.
Фото БЕЛТА