Указ №463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» был подписан 26 декабря 2017 года. Документ отменяет ограничения способов эксплуатации и улучшения объектов недвижимости, расположенных на территории перспективного развития населенных пунктов.
Как на практике будут применяться нормы указа, читателям газеты «7 дней» рассказали эксперты: заместитель начальника главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Артем Юшкевич и начальник управления землеустройства Государственного комитета по имуществу Сергей Костров.
Виолетта Ковальчук, Гродненский р-н:
– Появилась ли возможность, в соответствии с пунктом 3 Указа № 463, узаконить самовольное строительство на участках?
Сергей Костров:
– Нормы нового Указа № 463 на самовольное строительство не распространяются. Этот вопрос регулируется 223-й статьей Гражданского кодекса. В зависимости от того, как вы осуществляли строительство: без разрешительной документации, но на предоставленном земельном участке, на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном с нарушением законодательства об охране и использовании земель, или это самовольное строительство на самовольно занятом участке – органы местной исполнительной власти будут принимать соответствующее решение. Для начала необходимо обратиться в исполком с заявлением.
Артем Юшкевич:
– После принятия нового указа уже разрешается принять в эксплуатацию этот объект, если не нарушены другие существенные требования. Необходимо об-
ратиться в местную администра-
цию в рамках Указа №200, которым предусмотрена административная процедура принятия в эксплуатацию объектов самовольного строительства. В исполкоме, в рамках постановления правительства №1802, существует постоянно действующая комиссия по рассмотрению принятия в эксплуатацию самовольных построек. Эта комиссия, выехав на место, обследует такую постройку. По итогу составляется заключение, можно ли узаконить постройку, после чего исполкомом принимается соответствующее решение.
Евгения Моргулис, Минский р-н:
– Если я правильно поняла, то сейчас можно купить хижину, снести ее, построить дворец и в случае сноса получить деньги за дворец? Или все-таки за дворец по цене хижины? Разъясните,
пожалуйста.
Артем Юшкевич:
– Купить можно. Но указ предполагает изменения недвижимого имущества. Мы предполагаем, что речь идет не о новом строительстве, а о реконструкции, как вы выразились, хижины, в рамках проектной документации, согласованной с местной администрацией района. Это строение будет существовать до того момента, пока у местной исполнительной власти не появится каких либо вариантов по развитию этой местности, до момента начала реализации решения о сносе. К моменту сноса строение будет оценено, и в порядке, определенном законодательством, будет выплачена компенсация.
Александр Холодинский, Минский р-н:
– Могу ли я на основании Указа №463 построить на своем участке еще один дом?
Артем Юшкевич:
– Решение подобных вопросов не находится в компетенции Указа №463. Этот вопрос регулируется Кодексом о земле. Не допускается возведение на одном земельном участке с целевым назначением «для строительства одноквартирного жилого дома» второго жилого дома. Нормы Указа №463 допускают только реконструкцию жилого дома, но это никак не может означать возможность строительства нового дома.
Светлана Коршунова, Витебская обл.:
– Отменяет ли новый указ запрет на раздел земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома?
Сергей Костров:
– Нет, не отменяет. Это сделано для того, чтобы исключить злоупотребления: некоторые граждане старались получать максимально большие по площади участки, чтобы впоследствии из одного участка сделать, например, два, один из которых продать, а на втором жить.
Ксения Рыженкова, Гомельский р-н:
– А как быть с участками в районе водоохранной зоны? Тоже уже можно расширяться-улучшаться, пока, например, официальный запрет не вручили?
Сергей Костров:
– На земельные участки, расположенные в водоохранных зонах, вводятся соответствующие ограничения в их использовании. Режим ведения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах определен статьей 53 Водного кодекса. Сегодня местные исполкомы должны до 31 декабря 2020 года привести в соответствие с требованиями статьи 52 данного кодекса проекты водоохранных зон, утвержденные до вступления указанного кодекса.
Е. Подлипская, Витебская обл.:
– Мне предстоит разработка проекта отвода земельного участка для ведения фермерского хозяйства. Сколько это будет стоить согласно новому указу?
Сергей Костров:
– Указом предусмотрено, что с 31 марта разработка проекта отвода будет осуществляться землеустроительными службами местных исполнительных комитетов. Для крестьянских и фермерских хозяйств такая работа будет проводиться бесплатно. Ранее владельцы крестьянских хозяйств сами оплачивали работы по разработке проекта отвода земельного участка. «В среднем разработка проекта отвода стоит порядка Br1,7 тыс. Это довольно большая сумма. В целях снижения финансовой нагрузки на крестьянские (фермерские) хозяйства было принято решение об отмене платы», – пояснил Сергей Костров. При необходимости расчета убытков (упущенной выгоды), причиняемых землепользователю изъятием земель, крестьянское (фермерское) хозяйство оплатит только стоимость такого расчета, поскольку землеустроительные службы не вправе самостоятельно их рассчитывать. Перечень организаций, которые имеют право производить такие расчеты, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462.
Станислав Журавлевич:
– Если у меня изымают участок с домом в Минске, могу ли я рассчитывать на денежную компенсацию за снесенный дом и получение бесплатно участка в Минском районе?
Сергей Костров:
– Да, можете. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58. В Минском районе получить участок можно будет только при условии его наличия.
Баринов, г. Минск:
– Если я подал заявление о предоставлении земельного участка до вступления изменений, внесенных в Указ №667, могу ли я эту процедуру перенести и оформить с учетом изменений, внесенных в него Указом №463?
Сергей Костров:
– Можете: Указом № 463 предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, подавшие заявления о предоставлении земельных участков до вступления в силу данного Указа, вправе завершить процедуру изъятия и предоставления земельных участков с учетом внесенных Указом № 463 изменений или без их учета.
М. Костромская, Минск:
– Какие перспективы в стране по сносу хрущевок?
Артем Юшкевич:
– Этот вопрос косвенно относится к нашему указу. Интерес, вероятнее всего, навеян московским опытом. У нас это определяется регламентами градостроительной документации для каждого города.
Корреспондент БЕЛТА:
– Какие существенные новации предполагает Указ №463, в частности, в тех нормах, которые вступят в силу 31 марта?
Сергей Костров:
– Кардинальных изменений в законодательстве об охране и использовании земель нет. Происходит усовершенствование порядка, который у нас существует сегодня. Учитывается развитие и информационных технологий. Например, запланировано оформление и передача землеустроительных материалов в электронном виде в целях сокращения бумажного документооборота. В результате этого сроки оформления землеустроительных материалов могут сократиться до 10 рабочих дней. Изначальная цифра – 2 месяца.
Ирина, Могилев:
– У меня такая ситуация: как впоследствии выяснилось, мой земельный участок был выделен с нарушением законодательства. На данном этапе принято решение об изъятии, но моей вины в нарушении закона нет. Так почему тогда у меня изымают участок?
Сергей Костров:
– Поскольку решение о предоставлении земельного участка было принято с нарушением норм законодательства об охране и использовании земель, оно подлежит отмене, земельный участок – изъятию. Если вы считаете, что данными действиями нарушены ваши права, то с учетом требований Гражданского законодательства вы вправе за их защитой обратиться в суд.
Наталья Владимировна Литовская, Минск:
– Знают ли в районных администрациях о том, что они должны давать разрешения на пристройку кухни и ванной в частном секторе, где 30 лет говорят о сносе, но реальных уведомлений никто не получал? Месяц назад чиновники говорили, что ждут разъяснений по указу.
Сергей Костров:
– Знают. Разъяснения направлены в адрес как Минского горисполкома, так и в районные администрации столицы.
Лариса Поручева, Минск:
– Для каких работ по улучшению построек требуется разрешение местных властей?
Артем Юшкевич:
– Разрешение местных органов власти требуется на работы по реконструкции и возведению.
Михеева, Минский р-н:
– Согласно новому указу расширился перечень случаев, когда в предоставлении земельного участка может быть отказано. Расскажите, пожалуйста, какие это случаи.
Сергей Костров:
– Такие нормы не корректировались. Сегодня любой гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель может обратиться в местный исполнительный комитет и подать заявление, которое подлежит рассмотрению. При отсутствии оснований для отказа по каким-либо причинам дается поручение организации по землеустройству. В случае отказа местный исполком обязан в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка принять решение об отказе в предоставлении испрашиваемого участка. Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем исполкоме или в суде.
Елена Сташевская, Брест:
– Новый указ предусматривает возможность реконструкции существующих жилых домов и строений. Что входит в понятие «реконструкция»?
Артем Юшкевич:
– Термин «реконструкция» определен законодательством и, в частности, 384-м постановлением Совмина. Это изменение технико-экономических показателей дома. Землепользователи до предстоящего изъятия земельного участка для государственных нужд и сноса объектов недвижимости на основании решений, принятых местными исполнительными и распорядительными органами, имеют право осуществлять:
Полуян, Гомельская обл.:
– Новый указ ужесточает требования к изъятию особо ценных категорий и видов земель. Можно уточнить, в чем это будет выражаться?
Сергей Костров:
– Особо ценные земли – это земли сельскохозяйственного назначения. Изъятие таких земель для иных целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, может производиться областными исполнительными комитетами только при согласовании с главой государства.
Изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории, допускаются, если цели и условия изъятия участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий.