На Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» в рамках программы «Театральные встречи» с аншлагом прошел спектакль «Мужчины. Подслушанное», в котором главную роль сыграл любимец публики Игорь Костолевский. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, президент российской национальной театральной премии «Золотая маска» Игорь Костолевский 10 сентября отметит свое 70-летие.
К слову, знаменитый актер уже 45 лет служит в Московском академическом театре имени Маяковского, куда пришел сразу после окончания ГИТИСа. Всесоюзную славу ему принесла первая главная роль декабриста Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья». А еще Костолевский блистал в картинах «И это все о нем», «Ася», «Весенний призыв», «Безымянная звезда», «Тегеран-43», «По главной улице с оркестром», «Игра воображения» и многих других.
– Игорь Матвеевич, уже много лет вы очень востребованный и публикой, и режиссерами актер. Но, говорят, в детстве вы собирались идти совсем по другой стезе?
– В школе я учился настолько плохо, что меня выгоняли из всех учебных заведений, и в результате аттестат получал в вечерней школе. Затем работал испытателем в одном НИИ. Благодаря этому опыту с трудом, но все же поступил в Московский инженерно-строительный институт. Вы удивитесь, но я не сделал ни одного чертежа, потому что не знал даже, что такое шрифт! В результате бросил МИСИ. Затем неожиданно для всех решил стать актером – в первую очередь для того, чтобы понравиться девушке, за которой тогда ухаживал. Мне было лестно, что она восхищалась моей внешностью, находя во мне сходство с Есениным. И мечтала, чтобы я стал артистом. Но когда зашел в аудиторию школы-студии МХАТ, где сидела приемная комиссия, то от волнения мне стало жарко. Причем настолько, что я, не обращая ни на кого внимания, стал раздеваться. Сначала снял с себя пиджак, затем рубашку. Кто-то из приемной комиссии, несколько опешив от моих действий, растерянно спросил: «Вы что, в баню пришли?». Тогда я опомнился, оделся и, конечно же, с треском провалился.
Девушка была расстроена больше, чем я. Наверное, именно поэтому решил выбиться в артисты, чего бы это ни стоило. И на следующий год не только поступил в ГИТИС, но и оказался потом в числе троих лучших выпускников, почему и получил приглашение в труппу Московского академического театра имени Маяковского.
– Слышал, что главный режиссер театра Андрей Гончаров был против того, чтобы вы снимались в кино?
– Да, он был категоричен, ревновал. Очень неохотно позволил мне сниматься в «Звезде пленительного счастья». И это несмотря на то, что в театре у меня была лишь одна небольшая роль! Но после успеха фильма, нужно отдать ему должное, Андрей Александрович сказал мне: «Я не ожидал, что ты так сыграешь».
– После фильма «Звезда пленительного счастья» на вас обрушилась огромная популярность. Как вы к этому отнеслись?
– Не ожидал такого громкого успеха, ведь мне было всего 26 лет. Множество восторженных поклонниц поджидало меня у служебного входа в театр. Порой мне приходилось убегать из театра самыми немыслимыми способами, например, по пожарной лестнице. Письма в театр приносили мешками. Меня это очень обременяло, я почувствовал себя человеком, который взял большую ссуду в банке и не в состоянии ее отдать. Помню, театр Маяковского гастролировал в Ленинграде. В свободное время я зашел в «Гостиный двор». В магазине людей как в улье, и вдруг гул стихает и повисает полная тишина. Поворачиваю голову и вижу – вокруг стоит огромная толпа и рассматривает меня, как инопланетянина.
– Вы кажетесь мягким, интеллигентным человеком. А можно поинтересоваться, какой вы в жизни?
– Это только кажется, что я такой пушистый, но на самом деле не мягкий и не лояльный. В обычной жизни меня очень многие вещи могут выводить из себя. Например, человеческая глупость, хамство, невежество, наглость. Если бы был такой спокойный и мягкий, как вы говорите, то, наверное, никогда бы не стал заниматься своей профессией. В нашем деле нужно уметь говорить «нет», нужно уметь достойно проигрывать, потом опять набираться мужества и идти вперед. Утираться – и все равно идти дальше. Бесхребетным в нашей профессии быть нельзя.
– Вы счастливый человек?
– Я думаю, что человек постоянно стремится к счастью. Момент счастья очень краток. Мы все время на пути к нему, пытаемся его ухватить. Можем быть близки к счастью в какой-то момент, но потом оно опять уходит. Нужно просто очень верить в то, что оно будет, – и счастье обязательно придет.
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Это зависит от моего настроения. Я человек непредсказуемый. Одним из любимых видов отдыха для меня являются прогулки по лесу. Люблю слушать джаз или классику. Мой любимый композитор Моцарт. А любимая певица – Монсеррат Кабалье.
– А правда ли, что в детстве вы писали роман?
– Да, в 14 лет писал роман, в котором было множество, как мне тогда казалось, интересных сюжетных линий, но я его так и не закончил. В свое время, так вышло, окунулся в тогда запрещенную в Советском Союзе литературу. Возможно, благодаря этому и понял, что роль должен прежде всего пропустить через себя. Раньше читал разные книги, а в последнее время стал больше обращаться к поэзии. Среди любимых поэтов – Блок, Гумилев, Мандельштам, Пушкин, Пастернак. Хотя и прозу тоже читаю – Чехова, Искандера, Трифонова, Пелевина, Улицкую.
– Назовите ваш любимый фильм?
– «Осенний марафон».
– Без чего вы не можете обойтись в жизни?
– Без чувства юмора.
– Как вам удается быть всегда в форме?
– Я ничего не делаю, чтобы так выглядеть. В молодости бегал по десять километров в день, потом мне это надоело. Когда-то много курил, потом бросал, потом снова начинал. Наверное, я так неплохо сохранился благодаря тому, что стараюсь никогда не злиться, не думать плохо о людях. Несмотря на то, что меня много и обманывали, и предавали. Я вообще прошел через многое. Хотя, быть может, глядя на меня, этого и не скажешь. Но, тем не менее, все равно стараюсь к людям относиться с добром и, несмотря ни на что, улыбаться.
– Вас никогда не увидишь на актерских «тусовках», а есть ли у вас друзья?
– У меня есть партнеры, которых я уважаю, есть приятели. Но иметь друзей в актерском мире сложно, поэтому мои друзья не имеют к нашей профессии отношения.
– В одном из интервью вы сказали, что по тишине определяете своего зрителя. Можете объяснить это высказывание?
– На мой взгляд, в спектакле всегда важна пауза. Ведь главные события, меняющие действие, ритм, атмосферу, происходят именно в ней, а не на словах. И то, как зритель на нее откликается, многое о нем говорит. Сейчас люди очень легко идут на реакцию. Например, покажи палец – и они готовы смеяться. Признаюсь, когда играю спектакль, мне не всегда нравится, что зритель смеется и бурно реагирует. Хотелось бы, чтобы он помолчал, сообразил, что происходит. Ведь за этой первой реакцией есть вторая, призывающая подумать, заглянуть в себя.