Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Давным-давно, столетия назад, полоцкие кривичи построили на пересечении двух рек – Западной Двины и Дисны – небольшую крепость, назвав ее Копец-городок. Крепость дала жизнь городу, а первый герб Дисне даровал «для размноженья оного места з ласки господаревой» великий князь Жигимонт Август в 1567 году. В 1569-м городок получил Магдебургское право. Это было начало сложного, извилистого, как русло реки, пути. Расположенный вдоль оживленных торговых дорог город стал обиталищем купцов и ремесленников.
Если верить историческим хроникам, то в начале XVII века тут работало девять цехов, размещались склады иногородних торговцев и даже таможня. Каждый год в Дисне проводилось три масштабных ярмарки. Потом были войны Речи Посполитой с Россией, Северная война, эпидемия чумы... Город горел и восставал из пепла, тонул во время паводков, но упрямо отстраивался заново.
Сохранилось здание уездного отделения Попечительства о трезвости Российской империи, в простонародье – просто клуб. Здесь в августе 1910 года состоялось выступление первой профессиональной белорусской театральной труппы под управлением Игната Буйницкого.
В городе можно увидеть развалины больницы. Строительство ее велось в 1901–1903 годах. Разрушено здание было в 1944‑м.
К XIX веку Дисна заполняется представителями еврейского народа. К началу XX века евреи составляли большую часть населения города. В нем было девять синагог. Сохранилось только одно здание на перекрестке улиц Юбилейной и Ленина. В нем расположено предприятие «Витебчанка». В бывшем доме раввина теперь находится городская администрация.
Пожар 16 июня 1882 года почти полностью уничтожил город. После этого в Дисне было основано Вольное пожарное общество. В здании и теперь располагается пожарное депо.
Дисненская гимназия организована в 1901 году в здании царской тюрьмы. В гимназии учился знаменитый белорусский живописец, график, скульптор, писатель, фольклорист, этнограф и археолог Язеп Дроздович. А сегодня в здании располагается больница сестринского ухода.
Усадьба Костровицких Дорошковичи была построена в XIX веке. Сохранились деревянный усадебный дом и руины каменной конюшни.
Храм Воскресения Христова – памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. В храме хранятся три святыни: икона Матери Божией Одигитрии XVI века, грамота патриарха Тихона, мощи священника Константина Жданова, причисленного к лику святых.
Францисканский костел непорочного зачатия Девы Марии был сооружен в XVIII веке. Разрушен во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В 2006-м начаты работы по его реставрации.
Здесь множество домов рядовой застройки XIX века.
Много лет назад на этом месте была расположена усадьба великого рода Римских-Корсаковых и возведенная ими Свято-Иверская церковь. Однако теперь на месте усадьбы располагается больница.
Усадьба возводилась в начале ХХ века. Центральное здание сохранилось, можно сказать, в первозданном виде. Кроме того, в этом месте находится старый парк. К нему прилегает множество хозяйственных построек и совершенно удивительная система прудов. Рядом с усадьбой, на высоком холме старинного кладбища, стоит православная часовня (1910) из бутового камня и кирпича, которая была родовой усыпальницей Корсаковых. Храм – памятник архитектуры псевдорусского стиля.
Деревня эта уже не существует, но по-прежнему живет и действует рядом с ней храм Святого Петра и Павла. Возведен он в 1877 году. Явно выраженный ретроспективно-русский стиль постройки.
Церковь Святого Иоанна Богослова была построена в 1840 году. Является памятником деревянного зодчества.
Костел Всех Святых и Святого Антония был построен в XVIII–XIX веке. От него уцелел лишь остов.
О том, что эта деревня очень старая, свидетельствует валун, который лежит посреди селения. По легенде, которая передается от поколения к поколению, возле этого каменного великана ужинал полоцкий князь Всеслав Чародей. По мнению Язепа Дроздовича, возле Язно зимовало войско Всеслава Чародея. Здесь даже был найден перстень князя. А еще рассказывают, что под этим валуном Всеслав Чародей спрятал клад. Говорят, что возле этого камня был и великий князь Стефан Баторий после того, как освободил Полоцк от войск Ивана Грозного.
Ученые утверждают, что этот валун принесен в Язно еще ледником 20 тысяч лет назад со Скандинавии и был культовым местом для наших предков-язычников.
Белорусская земля издавна славилась валунами и криничками святыми с чистой целебной водой. Есть такая криница и в Язно. Ее называют Святой Ян. Сюда люди идут молиться крестным ходом два раза в год: в день рождения Иоанна Крестителя и в день отсечения ему головы. Здесь проводят молебны, освящают воду. Не так давно возле кринички поставили часовню.
Возле кринички Святого Яна есть городище Поддубники. Во время раскопок в 1938 году польскими учеными были найдены топоры, ножи и наконечники стрел. Было доказано, что люди в этой местности жили в VI–I веках до нашей эры.
Каменную церковь, которая и сегодня стоит в деревне, построили в 1900 году. Освящена эта церковь в честь Преображения Господня.
Первый костел в Язно появился только в польское время в 1926 году. Здание под костел пожертвовали шляхтичи Корсаки. В 1939 году местные католики собрали деньги и начали строительство нового храма, но
1 сентября началась Вторая мировая война, и стройка прекратилась. В советское время здание старого костела было уничтожено.
Спасо-Преображенская церковь была воздвигнута во второй половине XIX века на месте старинного деревянного храма. Построена в ретроспективно-русском стиле.
Церковь Воздвижения Креста Господня (1864–1867).
Здесь сохранился кирпичный усадебный дом начала XX века. Сейчас он восстанавливается, а на хуторе возводится агроусадьба.
Легенда от автора проекта
Шумно добежала до города довольно крупная, по местным масштабам, река. Встретившись здесь с двумя другими реками, намного меньшими и короткими в своем протяжении, она вдруг развернулась и понесла свои воды в том же направлении, откуда издалека прикатила. Если внимательно посмотреть на карту, то этот природный феномен становится виден еще более отчетливо. Ну и что, скажут многие из вас, может, в этом ничего особенного и нет. Именно в этом месте так по-особенному устроен ландшафт, что река замысловато пробила свое русло там, где для нее меньше всего повстречалось препятствий.
Оно так, но, рассуждая об особенностях местности, можно вспомнить и сохранившуюся в этих местах легенду.
Как утверждает это древнее предание, раньше рек здесь не было… А начать повествование следует вот с чего.
В древние времена жили три больших, никогда не враждующих между собою племени наших далеких предков. Хранителем огня и жрецом в этих племенах был старый мудрец, у него росли три дочери. Для передачи своих знаний и магической силы отец выбрал старшую дочь. Младшие, объединившись, тут же восстали против воли своего родителя. И тот, чтобы не сеять вражду между чадами, передал свои бесценные знания всем троим дочерям. Но трения между сестрами все же случались и после смерти отца. А посему, разделив его имущество, расходятся три сестры по соседним племенам, понимая, что жить вместе они никогда уже не смогут. Мало того, со временем каждая стала заявлять, что именно она получила от отца больше знаний и является единственной наследницей магии его, а следовательно, должна быть хранительницей огня всех трех поселений. Старейшины племен предлагают сестрам мирно решить конфликт: встретиться и при всех продемонстрировать преимущества полученных от отца знаний.
Так и сделали. Вначале сестры показывали знания в лечении болезней, владении секретами природы, магии слова и умении чтения мыслей. Возможно, познания у них были равны, и поэтому спустя какое-то время встреча чародеек переросла в яростный спор. Неизвестно, чем бы закончилась эта ссора, если бы не долетела словесная перебранка до ушей верховного бога Перуна. А он как раз отдыхать собирался. И вот на небесах он ворочается, никак уснуть не может, ругань сестер доносится с земли, покоя ему не дает.
Разозлился Перун и превратил сестер в реки, разместив далеко друг от друга их начала, однако и так сестры-реки не забыли свою вражду и бросились друг к другу, кипя волнами. Встретились в том месте, где теперь стоит небольшой городок, зашумели, забрызгали пеной, забурлили вирами. Но, видно, этот шум Перуну уже не мешал: струящиеся потоки воды его убаюкивали и спал он столько, сколько верховному богу было необходимо.
А почему одна река развернула свои воды? На это есть в легенде философский ответ: старшая река-сестра стала со временем намного мудрее и, развернувшись от назойливых сестер, потекла себе дальше в мире, спокойствии и тишине.