Народный артист России, Украины и Молдовы композитор Александр Морозов, отметивший в этом году 70-летний юбилей и 50-летие творческой деятельности, на XXVII Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» был председателем жюри международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2018». В один из вечеров культурного форума в Летнем амфитеатре состоялся юбилейный концерт маэстро «В горнице моей светло…».
– Александр Сергеевич, как у председателя жюри конкурса «Витебск-2018», какой у вас был критерий оценки конкурсантов?
– Для меня главный показатель на столь престижном конкурсе – это когда я слушаю и забываю, что надо оценивать голос, потому что происходит какая-то химия внутри, начинается волнение в душе. Когда исполнитель вызывает такие чувства, это дорогого стоит. Конкурсанты в нынешнем году собрались сильные, но многие пострадали из-за неправильного выбора репертуара – не смогли полностью раскрыться. Вторая ошибка в том, что некоторые участники, обладая, например, замечательным тембром, решили максимально показать свои вокальные данные, свой диапазон, а это надо делать с тактом, интеллигентно. Громкостью многие себя просто убили.
– Сейчас уже можно говорить, кто из конкурсантов вас зацепил, с кем бы вы хотели продолжить творческое общение?
– Как вы знаете, конкурсанты из Румынии и Казахстана набрали равное количество баллов, и я воспользовался своим правом председателя жюри и дополнительный голос отдал представителю Румынии. Но и Амре, и Марчел Рошка – достойные исполнители, и в будущем я бы хотел с ними сотрудничать, чтобы в их репертуаре появились мои песни.
– Ваш творческий вечер на фестивале прошел с успехом. Как вам витебская публика?
– Спасибо за вопрос! Через ваше издание я хотел бы сказать слова благодарности белорусским зрителям, которые откликнулись душой и пришли поддержать меня. Такие овации, такой теплый прием в Летнем амфитеатре дорогого стоит! Из череды моих юбилейных концертов этот – самый сердечный. Должен сказать, что мои теплые чувства к Витебску возникли еще в детстве, когда отец рассказывал мне о своем боевом пути. И о том, как получил очень серьезное ранение именно под Витебском. За освобождение вашей земли он был награжден высшей солдатской наградой – орденом Славы. И для отца Беларусь до конца его жизни была священным местом. Один из моих соавторов, который протянул мне, еще никому не известному композитору, руку помощи, подарив свои стихи, – выдающий советский поэт Глеб Горбовский, у которого корни отсюда, его отец жил в Витебске.
– Ваш концерт был настолько теплым, что хотелось бы, чтобы его увидели в других городах страны...
– Приглашайте, приедем с удовольствием в Беларусь! Я был бы счастлив выступить в Минске и других городах, но от кого-то должна исходить инициатива. Причем это можно сделать с белорусскими исполнителями, ведь у вас много талантливых артистов. Например, для меня было сюрпризом, что группа «Маракасы» подготовила песню на белорусском языке для моего юбилейного концерта.
– Вы выступали вместе с женой Мариной. Как родился ваш дуэт?
– В самый критический момент, когда я потерял опору, остался один, когда казалось, что жизнь завершилась, – бог послал мне Марину. Она пригласила меня принять участие в телевизионной программе, ведущей и продюсером которой была. И вот мы сидели друг против друга, я пел свою «Зорьку алую» и смотрел не в камеру, а на нее. С этого момента все и началось. В настоящее время мы с Мариной одно целое и друг от друга неотделимы. Все это время она активно мне помогает, взвалив на себя ношу продюсера. Я никогда не ставил цели сделать певицу из своей жены, но когда Марина стала бабушкой, подарил ей веселую юмористическую песню «Бабушки-заюшки». Но написать – одно, а кто ее исполнит в моем концерте? И однажды все разрешилось, когда я услышал, как Марина напевает «Бабушек-заюшек». После этого понял, что лучшей кандидатуры, чем моя жена, не найти! И мы стали вместе гастролировать. В совместных концертах Марина исполняет такие песни, как «Бабушки-заюшки», «Коньяк», «Зятек», а «Кораблик беленький» мы записали дуэтом. Так появился на свет наш новый проект «Маэстро и Марина». А еще мы создали фонд и фестиваль «Самородок» для помощи молодым эстрадным исполнителям.
– Расскажите об этой инициативе подробнее.
– Фестиваль был рожден еще в стенах старого концертного зала «Россия». Его основная идея – чтобы молодые эстрадные исполнители выходили петь живым голосом в сопровождении симфонического оркестра. Из этого конкурса вышли Николай Басков, Пелагея и многие другие артисты. На сегодня, к сожалению, фестиваль прекратил свое существование, но наш фонд «Самородок» продолжает искать молодых талантливых исполнителей и поддерживать их. Одним из примеров является внук Эдуарда Хиля, полный тезка своего знаменитого деда, который принял участие в моем юбилейном концерте на «Славянском базаре» в Витебске. Эдика я знаю с детства, потому что дружил с его дедом. Однажды в Ленинграде он пришел к нам за кулисы, и я поинтересовался, поет ли он дедушкины песни. Молодой человек ответил: «Да!» И с тех пор мы с удовольствием работаем вместе. Причем, должен отметить, с нашими подопечными мы не заключаем контрактов, потому что не собираемся на них зарабатывать. Мы просто оказываем искреннюю и грамотную поддержку молодым исполнителям.