Кто это сказал: «Красиво жить не запретишь»? Другую фразу приписывают великому пролетарскому писателю Максиму Горькому: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Хотя она, пожалуй, давно стала народной и в таком статусе перекочевала в массовое сознание современного общества. А вот еще цитата, на этот раз из Декларации прав человека: «Каждый имеет право на свободу перемещения…».
Другой кумир масс, Боб Марлей, основоположник (если такое слово вообще применимо к анархисту от музыки) стиля регги, пел в 1970-х: «Насильственная эмиграция – это перемещение джа-пипл!». Имея в виду жителей Ямайки и старинную торговлю рабами – и все это он переносил на современную почву. И, между прочим, как в воду глядел – не зря, видать, жил на острове!
Народные поговорки, юридические формулировки, фразеологизмы – все вертится вокруг одной наболевшей проблемы – миграции с приставками «э» и «и». Сегодня, когда границы редеют и сливаются, когда волна глобализации просто смывает эти пунктиры с карты Земли, миграция неизбежна. И надо сделать так, чтобы она не смыла и сами страны. И сделать это можно, понятное дело, лишь совместными усилиями всех участников международного общения.
В противном случае получится как в Америке – «скандал 10–70»! Что это такое, спросите вы?
Американцы любят условные обозначения. Может, секретность у них в крови? Даже свою борьбу за независимость засекретили, назвав ее невинным «Бостонским чаепитием». Да что там «чаепитие», собственную страну и ту скрыли под сокращением
US. Но и этого показалось мало, и тогда придумали Дядю Сэма – Uncle Sam – от заглавных букв сокращения. А все эти «уловки 22» или «трагедии 9/11»?!
Вот сейчас появилась у них «проблема 10–70». А это проблема нелегальных мигрантов, названная по созвучию с «законом №1070», принятым в Аризоне против этих самых мигрантов. По нему полиция получает права как при чрезвычайном положении и все с одной целью – ограничить число «мокрых спин». Один ироничный сенатор заметил, что с 2007 года число нелегальных мигрантов в Штатах не увеличилось, и грустно пошутил по этому поводу: «Может, лучшее средство борьбы с мигрантами – не законы, а 9-процентная безработица?».
Если в Америке 9% безработных поддерживают хрупкий баланс между притоком и оттоком мигрантов, то 20% в Европе ставят вопрос совсем по-иному. Кое-кто уже кричит: «Пора высылать иммигрантов, потому что рабочих мест не хватает для местных, можно сказать, коренных безработных!». На этом строил свою предвыборную кампанию Николя Саркози – и проиграл. Потому что опоздал с лозунгами: иммигранты, которые оказались уже внутри страны, за него не голосовали! Его оппонент, Эммануэль Макрон, напротив, говорил о мультикультурности, европейских ценностях и прочей тонкой материи, из чего мигранты поняли: «С этим президентом можно будет легализоваться. И жить на пособие!».
И то верно, после брексита Франция – это последняя станция «Давай, вылезай!» для многих и многих темных братьев, о существовании которых французы догадывались, но не чаяли убедиться воочию! Так что Макрон избрался не за их счет, а за счет голосов легализовавшихся мигрантов. А это значит, чтобы голосов у Макрона становилось все больше, нужно легализовать всех мигрантов. Вот они, «европейские ценности!»
Для тех же, кому не быть президентом и коих подавляющее большинство, свобода и братство сегодня – это свобода от темных братьев. Проблема лишь в том, что последних во Франции уже большинство, то ли еще будет.
Французский урок – это не выступление французской сборной на футбольном чемпионате мира, а вот эти 50% коренных французов. Это как некий рубеж, перевалить через который не хотят другие европейские страны. Европа, еще совсем недавно принимавшая мигрантов с распростертыми объятиями, потихоньку отправляет их обратно на родину.
Рассчитывавшие обрести в ЕС новый дом выходцы из Афганистана и Ближнего Востока обнаружили, что тут им совсем не рады: сотни тысяч человек ожидают сейчас депортации, причем в списке стран с наиболее жесткой миграционной политикой лидирует вроде бы самая гостеприимная Германия.
«Они заковали меня в наручники, хотя я просил их не делать этого, потому что готов пойти с ними добровольно. Еще я просил, чтобы меня вывели так, чтобы не видели коллеги, – я же никого не убил, за что мне такой позор? Мне ответили: «Твое прошение о предоставлении убежища отклонено, и мы отправляем тебя домой». Всего за полдня вся моя жизнь рухнула, и я очутился в Кабуле без денег и надежды на помощь». Так афганец Мухаммед Шоиб Хусейни, бывший работник немецкой столярной мастерской, описал в интервью «Аль-Джазире» свою депортацию из ФРГ. Он прожил в Германии семь лет, нашел работу и жилье, исправно платил налоги, но это не спасло его от высылки.