Впервые на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» в День Союзного государства в усадьбе Ильи Репина «Здравнево» состоялась встреча музейных специалистов Беларуси и России. Такая интересная идея родилась в беседе белорусских и российских журналистов с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой во время экспертно-медийного тура в Тверскую область на дачу «Чайка» художника Витольда Бялыницкого-Бирули, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства. Тогда состоялся первый круглый стол, в котором приняли участие музейные работники, а теперь инициативу подхватил и Витебск.
В заинтересованном и конструктивном разговоре приняли участие представители широкого музейного сообщества, в том числе генеральный директор Нацио-нального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, заведующий филиалом «Здравнево» Витебского областного краеведческого музея Алексей Сухоруков, представители других известных музеев Беларуси, а также Смоленской и Брянской областей. Профессионалы музейного дела смогли обсудить не только общие актуальные проблемы, но и договориться об обмене выставками, создании совместных экспозиций.
Директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника реставратор Тамара Джумантаева отметила, что их совместные проекты с Российской Федерацией в основном касаются реставрации и археологических исследований. Известно, что в Полоцке есть замечательный уникальный средневековый памятник архитектуры и живописи – Спасо-Преображенская церковь. Ранее историки полагали, что она была построена в 1161 году, потому что есть источник – крест Лазаря Богши напрестольный, где написано, что в этом году он был сделан для церкви. Но последние исследования прошлого года показали, что храм был построен между 1123 и 1137 годами! И тогда же расписан – еще при жизни преподобной Евфросинии Полоцкой по ее эскизам. Мало того, стало известно имя человека, построившего этот храм! Его имя – Иоанн – один из четырех зодчих Древней Руси. В этой церкви живопись XII века сохранилась примерно на 80%. Во всем славянстве это самый большой объем так замечательно сохранившегося культурного наследия. «Мы выпустили большой объем материалов по технологиям реставрации столь древних произведений, которые не только освоили, но совершенствуем и приумножаем вместе с российскими специалистами. Таким образом, обучили и своих собственных реставраторов. Считаем, что это дает возможность возродить реставрационную службу, усовершенствовать эту деятельность в целом», – сказала Тамара Александровна.
Говоря о совместных международных проектах, директор Государственного учреж-дения культуры «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр» Елена Клюева подчеркнула, что основная задача – дать плодотворную жизнь любому из них. «Надо четко понимать: в следующем году будет новый проект, а прошлый должен работать дальше. Первые наши проекты, которые связаны с Беларусью, – это международные пленэры. Учитывая, что такую работу невозможно проводить каждый год, приурочиваем их к важным и значимым датам Брянской области. В частности, были пленэры, посвященные 210-летию Федора Тютчева в его родовой усадьбе, куда мы приглашали и художников из Беларуси. В прошлом году все мировое культурное сообщество праздновало 200 лет со дня рождения Алексея Толстого. В его усадьбе мы проводили пленэр при участии художника из Могилева Михаила Рыжова», – рассказала Елена Петровна. По словам гостьи из Брянска, они также активно привлекают детскую аудиторию со всего мира, и в 2020 году уже в четвертый раз пройдет международное триеннале детского международного творчества имени братьев Ткачевых, которые очень бережно относятся к творчеству подрастающего поколения, поскольку сами начинали свой путь в изокружке дома пионеров. «Ребята из Беларуси тоже постоянно принимают активное участие в этом художественном форуме. Учреждены памятные призы, медали, дипломы с подписью братьев Ткачевых. По-моему, это хороший стимул для юных творцов», – убеждена Елена Клюева.
Проекты музейного сотрудничества сообществ Беларуси и России уже сегодня дают свои положительные результаты и помогают жителям разных стран познакомиться с культурой соседей. Так, в первый раз основные фонды Брянского областного художественного музейно-выставочного центра были вывезены в Гомель в картинную галерею Ващенко в 2014 году. В 2016-м подписано соглашение с Национальным художественным музеем Республики Беларусь: переговоры были долгими, но все получилось. «Мы открываем 16 сентября выставку из фондов Национального художественного музея Беларуси. Это очень важно, потому что в нынешнем году нашему музею исполняется 50 лет, и мы очень благодарны Беларуси за такой шаг навстречу. В ответ готовы в следующем году предоставить работы Ткачевых – именно в Минске произошло становление творческого дуэта братьев», – отметила директор музея.
О работе и совместных проектах с российской стороной рассказала заместитель директора по научной и просветительской работе замкового комплекса «Мир» Ольга Новицкая. Надо сказать, что этот комплекс уникален: это объект национального и мирового наследия, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО! В «Мире» открыты 39 экспозиционных залов. Кроме музейной части есть и апартаментная, включающая ресторан, который расположен в подвальных помещениях восточного корпуса дворца. Есть отель на 16 номеров. Здесь можно проводить семинары, конференции, круглые столы в малом и большом конференц-залах, рассчитанных на 150 посадочных мест, оснащенных системой синхронного перевода на четыре языка. В общем, созданы все условия для организации мероприятий на высоком уровне. Поэтому и не удивительно, что сотрудники комплекса выражают надежду на еще более активное развитие межкультурного сотрудничества с учреждениями культуры России – это прежде всего проведение международных конференций и семинаров, работа в архивах, сотрудничество с музеями, участие в форумах и туристских выставках. «Важно, что архивы Российской Федерации содержат множество документов, касающихся непосредственно Мирского замка. Сотрудники музея целенаправленно их выявляют для изучения и включения в научный оборот. К примеру, в 2012 году в Российском государственном военно-историческом архиве Москвы были обнаружены документы, которые касались хода военных действий 1812 года в окрестностях местечка Мир. В 2015 году в Российском государственном архиве Санкт-Петербурга продолжили сбор сведений по служебной карьере владельцев замка князей Владимира, Семена и Дмитрия Святополк-Мирских. В том же году научные сотрудники музея изучили эпистолярные источники, которые хранятся в государственном архиве Российской Федерации. Это более 100 писем – очень важный пласт культурного наследия», – резюмировала Ольга Новицкая.
Нельзя сказать, что диалог между музеями Беларуси и России начался только сегодня. Директор Смоленского государственного музея-заповедника Данил Галкин подчеркнул, что творческое и по-настоящему дружеское сотрудничество Смоленской области и Беларуси развивается на протяжении многих лет. Свой посильный вклад в развитие этих отношений вносит и Смоленский музей-заповедник, обладающий хорошими коллекциями и большим опытом сотрудничества с музеями различного профиля и библиотеками Беларуси. «На наших выставочных площадках уже демонстрировались коллекции музея современного искусства Минска, витебский музей Марка Шагала представлял вниманию благодарного смоленского зрителя работы современных художников, участников пленэра. В рамках Дней славянской письменности проходила выставка старопечатных книг из собрания национального Полоцкого историко-художественного музея-заповедника. Приезжали этнографические и художественные выставки из музеев Могилева, исторические и военно-патриотические экспозиции из Бреста. С другой стороны, в самых разных музеях Беларуси демонстрировались и смоленские коллекции, также вызывающие интерес посетителей. А благодарность белорусов – для нас лучшая награда», – считает Данил Галкин.