Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Жил много веков назад в этой местности князь. У него была дочка Аленка. С самого детства она подружилась с сыном кухарки Алешкой. А потом молодые полюбили друг друга. Но однажды к княжескому дворцу прибыл друг князя – татарский хан. Увидел он молодую княжну и влюбился. Задумал на ней жениться, а князь без колебаний дал свое согласие.
Девушка, узнав об этом, кинулась к любимому. Они быстро сели в лодку, переплыли Сож и побежали в сторону леса. Князь собрал своих слуг и приказал немедленно вернуть свою дочь, а с Алешкой расправиться. Слуги кинулись в погоню за беглецами. Алешка велел Аленке бежать дальше, а сам решил задержать погоню. Княжна бежала изо всех сил. Не знала она, что ее любимому слуги выкололи глаза и вновь кинулись на ее поиски. Девушку нагнали на окраине леса, окружили ее. Она, уставшая, испуганная, упала без сил на землю. И на том месте вдруг засеребрилось волнами озеро. Слуги в ужасе побежали обратно. Целую ночь Алешка бродил по лесу и все звал свою любимую. Голос у него был звонкий, крик был слышен за несколько верст. Только под утро добрался парень до озера. Он ничего не видел, но вдруг почувствовал тепло, будто рядом с ним его Аленка. Долго он стоял у воды, пока не превратился в могучий дуб, который склонил свои ветви, словно руки, над озером. Несколько столетий простоял дуб, но однажды буря сломала его, и он упал в озеро.
С тех пор люди про это место стали говорить: «там, где кто-то так кричал» или «за тем местом, где кто-то так кричал». Прошло время, и в память о том страшном событии город, который здесь возник, стали называть Кричевом, а озеро – Черным.
В этих местах первые поселения обосновались на «Городце» – городище, находящемся на берегу речки Кричевки, в конце III тысячелетия до н. э. В IX веке на территории Кричевщины проживали славянские племена радимичей. Городище является тем местом, где на протяжении IX–XI веков шел процесс формирования города. Сегодня сохранилась часть площадки городища с элементами оборонительных валов и рвом. В течение XII–XIII веков центр жизни города переместился из Городца на высокий правый берег Сожа. Здесь был возведен деревянный замок. Последнее письменное упоминание о Кричевском замке относится к 1780 году.
Остатки кирпичного сооружения на Замковой горе – это старинный ледник предположительно XVIII века.
Свято-Николаевская церковь расположена на Замковой горе, по предположению археологов на месте первой православной церкови в городе (XII–XIII век). Была возведена в 1945 году на месте сгоревшего храма.
Церковь Воскресения Христова высится на улице Ленинской, 27. Она имеет придел в честь святой Параскевы Пятницы. Деревянная церковь святой Параскевы Пятницы упоминается в Кричеве еще во второй половине XVI века. Нынешнее же здание построено на пожертвования горожан около 1880 года. В 1930-е храм был закрыт. В самом начале 1990-х был передан верующим.
Свято-Покровская церковь расположена в районе цементного завода. Строительство ее было начато во время Великой Отечественной войны по инициативе священника Иоанна Захарченко. Из деревни Ботвиновка был перевезен сруб стоявшей в запустении Свято-Николаевской церкви 1863 года.
Для обслуживания пассажиров и размещения персонала в 1923 году в городе было построено здание железнодорожного вокзала.
В период между 1778–1787 годами для Г. А. Потемкина в юго-восточной части Кричева был возведен дворец в стиле классицизма. Его архитектор – известный русский зодчий Иван Егорович Старов. В 1787 году Потемкин продал дворец и кричевские владения Яну Голынскому. В 1849-м его внук Стефан решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле. Перестройку дворца осуществил архитектор Бернар Симон.
Первая почтовая станция в местечке Кричев была открыта в 1850 году. Она обслуживала почтовую дорогу Москва – Брест – Варшава. Сохранилась доныне и является архитектурным памятником неоготического стиля.
В деревне в 1882 году была воздвигнута церковь Святого Духа в стиле псевдобелорусского барокко.
Деревня известна тем, что вблизи нее 28 сентября 1708 года корволант Петра I разгромил шведский корпус из 16 тыс. воинов Левенгаупта во время Северной войны. В память об этой битве через 200 лет был установлен памятник в форме бронзового орла, поражающего знамя врагов, и воздвигнут Свято-Петропавловский храм-памятник. В нем в советские времена был расположен музей битвы под Лесной. В начале 1990-х здесь снова был открыт храм.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена в центре города. Ансамбль церкви и колокольни – памятник архитектуры классицизма. Церковь была построена в 1791–1793 годы под патронажем А. М. Голицына. До 1930 года храм был главным православным приходом района, но затем был закрыт. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадал от длительного обстрела, был наблюдательным пунктом немцев. В 1987 году здание церкви передано православной общине.
Городище на Замковой горе расположено на высоком правом берегу Сожа, около устья реки Прони. Культурный пласт содержит остатки эпохи неолита, железного века, Киевской Руси, найдены остатки Милоградской культуры конца XI – начала XIII веков. В XII веке на территории городища был построен замок.
Также к исторически ценным достопримечательностям Славгорода можно отнести здание почтовой станции XVIII века.
9 марта 1853 года владелец поместья в Лимени надворный советник Иван Васильевич Василевский получил подряд на постройку тюремного замка в Черикове. 1 ноября губернский архитектор Федоров подписал акт о приемке и сдал по описи Чериковскому городничему майору Грекову тюрьму и церковь.
Тюрьма существовала до 1936 года, а с этого времени и до 1941-го в ее здании размещалось общежитие ветеринарного техникума, а в церковном здании – библиотека. Во время Великой Отечественной войны при артобстреле тюремное здание было разрушено, а тюремная церковь сохранилась. В наши дни в нем – административное здание Чериковского райпо.
Каменный костел во имя Живоначальной Троицы освятили в 1856-м. В советское время приспособлен под Дом культуры.
В 1460 году появилась в Черикове первая церковь. Она называлась Ильинской. Церковь Рождества Богородицы была построена в XIX веке на месте Ильинской. В 1990-е годы под церковь приспособлено здание дореволюционной постройки.
Хирургический корпус уездной больницы (ныне – отделение скорой помощи центральной районной больницы) построен в 1898 году на деньги казны.
Здание спиртоочистительного (ректификационного) завода введено в эксплуатацию в 1904 году. Во время войны здесь была больница, в послевоенное время до 1971 года – средняя школа. С 1971-го Дом пионеров, в настоящее время – Центр творчества детей и молодежи.
Впервые Климовичи упоминаются в 1581 году как деревня в составе Мстиславского воеводства. В 1626-м здесь открывается монастырь доминиканцев, некоторое время параллельно находилась миссия иезуитов. От монастыря доминиканцев теперь осталось существенно перестроенное здание, в нем располагается издательство.
Яркой достопримечательностью современных Климовичей является дом князей Мещерских 1867 года постройки по улице Ленина. Здесь находится краеведческий музей. Здание красного цвета украшено красивыми ажурными наличниками и карнизами, напоминающими белоснежное кружево.
Свято-Михайловская церковь находится на улице Магона. Кирпичное здание храма было построено в 1848 году и представляет собой крестообразное сооружение с трехъярусной колокольней и полукруглой апсидой.
Сохранился в городе и бровар (1858), который действует и поныне.
В 1851-м через деревню пролегло Московско-Варшавское шоссе, сразу же после этого здесь появилась почтовая станция (1854).
Несколько лет назад здание станции было восстановлено, в нем открылось придорожное кафе.
Свято-Покровская церковь построена во второй половине XIX века, отреставрирована и начала действовать 14 октября 2003 года.
Легенда от автора проекта
По обочине дороги бодрым шагом в сторону деревни, той, куда направлялся и я, шел дедушка лет семидесяти, а может, и больше. До деревни было еще шагать и шагать, и на мое предложение подвезти он тут же согласился. Отбросив хворостинку, возможно, подобранную им в лесу, ловко забрался в машину. Разговорились. Он рассказал, что идет от детей из соседнего агрогородка. Мой попутчик поинтересовался, к кому еду я, может, родители здесь или родня какая осталась.
– Еду к вашей церкви, – ответил я ему. – Посмотреть, что осталось от панской усадьбы, да сфотографировать.
– От панского двора осталась только лиственница, – ответил он мне. – А вот церковь, слава Богу, еще держится. Может, вы и не знаете, но это был раньше наш костел.
Подъехали к деревне. Слева, в начале улицы, стоял поклонный крест. Старик вышел из машины, перекрестился на крест, но, повернувшись вправо, где на обочине дороги росли липы, перекрестился тоже. Видя мой недоуменный взгляд, он объяснил, что когда-то и на этой стороне дороги стоял крест.
А распорядилась его поставить пани, что жила здесь когда-то. И услышал я еще одну дорожную легенду, которую расскажу вам.
В эту усадьбу, от которой осталось теперь только несколько лиственниц, молодая пара заселилась сразу после свадьбы. Хозяйкой всего стала пани. А пан через несколько лет влюбился в служанку своей жены. Видать, смазливенькая та была, поэтому хозяин голову и потерял. Но молодой служанке мало было подарков и ласки панской, захотела она всем хозяйством завладеть.
По одной из версий, отравила служанка свою хозяйку. Пан, чтобы выгородить свою любовницу, составил дело так, чтобы приняли смерть пани как несчастный случай: подкупил он и судей, и дознавателей.
И стала ходить в платьях бывшей хозяйки отравительница да властно распоряжаться всем богатством, не ею нажитым. Долго ли она еще тратила деньги на свои прихоти – неизвестно. Но вот однажды нужно было ехать на ярмарку, а дорога туда как раз мимо кладбища пролегала, где хозяйка была похоронена. Люди в поле видели, как вдруг кони возле кладбища понеслись сломя голову, бричку о дерево ударило и в щепы разнесло. Пан ушибами отделался, а вот служанка тут же на месте скончалась. По заслугам воздалось ей за душу, безвинно погубленную.
…Привидение появилось сразу же на следующую ночь после похорон служанки. Видели многие, как оно спускалось с погоста, до креста поклонного доходило и до утра, до первых солнечных лучей стояло у него, раскачивалось. За другою душой грешной, за панской, видно, приходила душа погубленной пани.
В деревне говорили: как крест перейдет, не миновать беды. Дошли эти разговоры и до хозяина имения, и по совету священника решил поставить он еще один крест на другой стороне дороги.
Но никто не осмелился пану помогать, сам ставил крест ранним утром. А поставивши его, тут же у него и помер. То ли с приведением своей жены встретился, а может, еще по какой причине.
Так два креста долгое время тут и стояли. А когда костел перестраивали под церковь, то кресты католические снесли. Появился один православный, но многие в этой деревне поклоны отдают и тому месту, где когда-то стоял другой крест.