Количество массовых мероприятий в нашей стране растет с каждым годом: выставки, ярмарки, фестивали, праздничные гулянья и концерты на открытом воздухе. Люди посещают их с удовольствием. Можно посмотреть выступления артистов, купить какую-нибудь интересную вещицу и перекусить...
Чтобы не подпортить праздничное настроение и здоровье гостей, субъекты хозяйствования, организующие выездную торговлю пищевыми продуктами, обязаны добросовестно выполнять все необходимые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. При этом не лишним будет знать эту информацию и обычному покупателю. Мы сохраним свое здоровье, если обратим внимание на любые мелочи.
Чтобы на продукцию не попадали атмосферные осадки и пыль, торговая точка должна размещаться в палатке или павильоне из сборных конструкций на деревянных щитах, а ни в коем случае не на земле, т. к. во время дождей может произойти подтопление. Организаторы мероприятий обеспечивают места подключения торговых точек к сетям водоснабжения и водоотведения, а субъекты хозяйствования – иметь водопроводные шланги необходимого диаметра и длины. Грязный инвентарь, руки и одежда персонала могут быть источником передачи кишечных инфекций. Поэтому каждая точка оборудуется умывальной раковиной с жидким мылом, средством для дезинфекции рук, моющими и спиртосодержащими дезинфицирующими средствами, емкостями с запасом питьевой воды. Работники обязаны быть опрятными, в чистой санитарной одежде. Их личные вещи (сумки, ссобойки и прочее) хранится в специальном месте. Мыть руки нужно после каждого перерыва и по мере необходимости, а прикасаться к пищевой продукции можно только в одноразовых перчатках. На каждый вид продукции следует иметь отдельный инвентарь (ножи, лопатки, разделочные доски). Еду отпускать только в одноразовой посуде, многоразовую в «полевых» условиях использовать запрещено. Ведь в стационарных заведениях для уничтожения болезнетворных организмов она моется по специально разработанной инструкции либо в посудомоечной машине при высокой температуре.
Чтобы продукты не испортились, на точке необходимо иметь достаточное количество холодильного оборудования, оснащенного термометрами, а работники обязаны контролировать соблюдение температурных режимов. Скоропортящаяся продукция выкладывается только на охлаждаемые прилавки. Для хранения продуктов, не требующих специальных условий, нужны стеллажи или поддоны – ставить на пол пищевые продукты нельзя. Не стоит забывать и о товарном соседстве: не хранить вперемешку немытые фрукты, кулинарные изделия, сырое мясо, продукцию с резким запахом и взвешивать все это на общих весах. Бакалейные товары, кондитерские изделия промышленного производства продаются только в фасованном виде, не могут лежать в открытом виде хлебобулочные и кулинарные изделия: их следует упаковывать или выкладывать на прилавок в прозрачные лотки с крышками.
Если мероприятие проводится несколько дней, продукция подвозится ежедневно в ранние утренние часы до начала торговли, а вся нереализованная (с истекшим сроком реализации, потерявшая товарный вид и т. д.) обязана увозиться. Продукты доставляются чистым автотранспортом, прошедшим дезинфекцию, – об этом должна быть соответствующая отметка в документах на транспорт. Чтобы не нарушать температурный режим, продукция, которая требует холодильных условий, перевозится охлаждаемым транспортом либо с использованием термосумок и термоконтейнеров. Вся продукция сопровождается документами, удостоверяющими ее качество и безопасность, в которых указываются дата и время изготовления, температурный режим хранения, срок годности, дата и время отгрузки.
Для сбора отходов каждая точка имеет урну или одноразовые мешки для мусора. Для поддержания чистоты на территории, прилегающей к торговой точке, выделяется отдельный работник, обеспеченный инвентарем для уборки и непрерывно следящий за порядком.
Субъекты хозяйствования обязаны понимать, что безответственным отношением и пренебрежением этих правил они могут навредить здоровью людей.
А главное правило для посетителей мероприятий – знать, как должны вести себя работники и как выглядит их рабочее место. Относитесь к выбору пищи осознанно. И прежде чем стать в очередь за шашлыком или чебуреками, посмотрите, как готовят и подают эти угощения покупателям. Если убедились, что все в порядке, – берите смело, а если нет – прогуляйтесь к соседней точке. Будьте здоровы!
Елена КРАТ, врач-гигиенист Центра гигиены и эпидемиологии Ленинского района Минска