Настоящая фамилия этого актера – Носек, но прославила его другая. Много лет мы любим этого народного артиста Российской Федерации как Владимира Носика, снявшегося почти в 170 кинофильмах. Среди них «Кыш и Двапортфеля», «Любовь земная», «Удивительные приключения Дениса Кораблева», «Инспектор Лосев», «Гостья из будущего», «Самая обаятельная и привлекательная», «Каникулы президента» и др. Моя встреча с актером состоялась на Московском международном кинофестивале, где Владимир Носик представил фильм Юрия Грымова «Три сестры».
– Владимир Бенедиктович, расскажите историю вашей настоящей фамилии.
– Мой отец переехал из Польши в Винницкую область. В 30-е годы, когда начались репрессии, отец не подписал письмо против своих товарищей, за что был осужден по политической статье. К счастью, он отсидел лишь полгода и был освобожден по амнистии, когда поменялось руководство НКВД. После заключения ему повезло – при получении паспорта вместо фамилии Носек в документе записали Носик, и он начал жизнь с чистого листа. Это и спасло его от дальнейших репрессий.
– После восьмого класса вы пошли учиться в ПТУ, а затем работали слесарем и токарем. Эти профессии пригодились в актерской деятельности?
– Профессия токаря мне действительно помогла, когда я снимался в фильме «Опасные друзья» и играл рецидивиста Валета, который успешно справляется с токарным станком. Я и сейчас кое-что помню и по дому многое делаю сам.
– Актерскую профессию вы выбрали под влиянием брата, популярного актера Валерия Носика. В детстве вы дружили с ним?
– Валера старше меня почти на восемь лет и, естественно, в детстве у нас были разные интересы, компании. Но, несмотря на эту разницу, еще тогда я перерос брата почти на голову, поэтому его вещи донашивать мне не пришлось, хотя жили мы очень бедно. Запомнилось, что у брата был цветной свитер, который мне очень нравился, и я мечтал заполучить его по наследству. Но не тут-то было: Валерка тоже любил свой свитер, поэтому на воротнике выжег букву «В» и носил его до дыр, пока тот совсем не пришел в негодность. Брат очень хорошо успевал в школе, и поэтому в его обязанности входило проверять мои домашние задания. В отличие от брата, я ленился учиться, и когда Валере нужно было заниматься в театральной студии при Доме культуры ЗИЛа, он делал за меня уроки, чтобы поскорее от меня избавиться. Это было на руку: я тут же убегал играть в футбол.
– Перед выбором профессии советовались с братом, который уже в то время был популярным актером?
– Когда я решил поступать, отца уже не было с нами, а для Валеры, как и для мамы, мое решение стало полной неожиданностью. Брат тогда долгое время был на съемках в Казахстане, а когда вернулся в Москву, я его и ошарашил новостью, что буду поступать во ВГИК. Помню растерянность Валеры, который сказал: «Володь, зачем тебе это? У тебя ведь есть нормальная профессия». Но переубеждать меня не стал, так как видел мой серьезный настрой. В тот же день помог мне подобрать материал для прослушивания: отрывок из прозы, басню и стихотворение. А затем, как в детстве, стал со мной заниматься, готовить к экзамену. Благодаря стараниям брата я поступил с первого раза.
– Став актером, вы хотели сыграть вместе с братом в одном фильме или спектакле?
– Валера был популярным, поэтому из-за его загруженности мы, к сожалению, мало играли вместе. Например, режиссеру фильма «Гостья из будущего» Павлу Арсенову понравились наши пробы космических пиратов – Крыса и Весельчака. И мы очень хотели сыграть вместе, но, к сожалению, Валера уже играл в другом фильме, а режиссер не мог ждать, когда он закончит, поэтому брат был вынужден отказаться, и эти роли сыграли Вячеслав Невинный и Михаил Кононов. Арсенов предложил мне читать авторский закадровый текст. У меня такого опыта еще не было, и поначалу я волновался. Фильм мне понравился, но я совсем не ожидал, что «Гостья из будущего» станет культовым и его разберут на цитаты. Брат потом жалел, что не сыграл в нем.
– Как попали на роль Генки из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»?
– Мы с режиссером фильма «Самая обаятельная и привлекательная» Геральдом Бежановым учились на параллельных курсах ВГИКа, поэтому роль Гены, влюбленного в главную героиню, Геральд предложил мне без проб. Прочитав сценарий, я с удовольствием согласился и не прогадал: фильм имел огромный успех. В настольный теннис я играл еще в детстве, но чтобы в фильме все выглядело виртуозно, режиссер пригласил для меня и Иры Муравьевой тренера. Актриса оказалась мудрее меня и заявила, что справится сама. А я на второй тренировке перестарался и в результате неудачно принятой подачи подвернул ногу и сломал палец. Но, несмотря на это, режиссер попросил сниматься дальше. Я согласился, чтобы не прекращать съемки. И не зря. Фильм и сейчас телезрители любят, потому что он несет положительную энергию.
– Вы играете в прославленном Малом театре, а как относитесь к антрепризным спектаклям?
– Считаю, что репертуарный театр необходим, он должен финансироваться государством, потому что служит просвещению людей и имеет огромное воспитательное значение. Что касается антрепризных спектаклей, то они кардинально другие, потому, как правило, делаются очень быстро, малозатратны из-за минимальных декораций, реквизита и костюмов. Антреприза живет за счет популярных актеров, которых приглашают из разных театров для привлечения публики. Сравнивать их – это как рядом поставить грузовой автомобиль и комфортный легковой, которые при этом работают и могут выполнять функцию перевозок. Естественно, для каждого актера репертуарный театр важнее, но они соглашаются играть и в антрепризных спектаклях, потому что когда фильмов снимается немного, в репертуарных театрах платят гораздо меньше, чем в кино, а актеры вынуждены зарабатывать на жизнь. Плюсы антрепризы в том, что зрителям не нужно ехать в Москву, Петербург, чтобы увидеть любимых актеров.
– И все же многие актеры, к примеру Олег Янковский, отказывались играть в сериалах, антрепризах, чтобы не понижать свой уровень...
– После первой удачной роли все считают себя гениями, но потом постепенно понимают, что это не так и нужно постоянно совершенствоваться, все больше работать над собой. В этой профессии нет потолка, каждая роль – новые краски, новый образ, и чтобы его создать, надо переработать много материала, первоисточников, использовать весь свой наработанный опыт, избегая при этом актерских штампов.
– Можно поговорить о вашем сыне Тимофее, который погиб в Кармадонском ущелье вместе с Бодровым на съемках фильма «Связной»? Если бы спасатели успели вовремя, они бы были живы?
– Тимофей, как и я, окончил ВГИК, но экономический факультет. Несмотря на то, что ему было всего лишь 23 года, он добился многого. У сына была успешная фотостудия со школой фотографии. Он был исполнительным директором фильма «Бумер». Тимофей понравился продюсеру Сергею Сельянову, поэтому был приглашен работать в «Связном». За две недели до трагедии местные жители говорили, что ледник находится в очень опасном состоянии. Но этому, к сожалению, не придали значения. Даже если бы съемочная группа уехала на полчаса раньше, ребята бы спаслись. Я прилетел на место трагедии через два дня и видел огромные усилия и желание всех спасти ребят, но как бы нам этого ни хотелось, ничего нельзя было сделать. Незадолго до трагедии сын женился на прекрасной девушке, с которой они познакомились на съемках фильма «Бумер», где Настя была ассистентом режиссера. 20 сентября Тимки не стало, а 11 декабря родилась моя внучка Дарья Тимофеевна Носик – кровное продолжение моего сына.
– Ваши дочери-близнецы продолжили актерскую династию?
– Я горжусь своими дочерьми: Катя окончила ГИТИС с красным дипломом, а Даша – театральное училище им. М. С. Щепкина. Еще в 12-летнем возрасте дочки снялись в фильме «Возвращение броненосца» и заразились актерской профессией. Популярность к ним пришла после сериалов «Дочки-матери» и «Ранетки».