За почти вековую историю, а белорусской «фабрике грез» исполнилось уже 94 года, на киностудии «Беларусьфильм» родились сотни игровых, документальных, анимационных фильмов. В золотой фонд отечественного и мирового кинематографа вошли такие картины о Великой Отечественной войне, как «Альпийская баллада», «Иди и смотри», «Черная береза», «Война под крышами», «В августе 44-го». Не так давно в этот ряд киношедевров органично вошла созданная за средства Союзного государства российско-белорусская картина «Брестская крепость».
– Наш «Беларусьфильм» хорошо знают на постсоветском пространстве, – отметил в разговоре с корреспондентом газеты «7 дней» генеральный директор Национальной киностудии Владимир Карачевский, недавно вернувшийся из поездки по Узбекистану и Таджикистану, зрители которых, как, впрочем, и других стран СНГ, с большой теплотой вспоминают фильмы белорусской киностудии. –
Иногда нашу киностудию называют «Партизанфильмом» – и это не случайно. В военные годы Беларусь была перекрестком самых ожесточенных боевых действий. После них осталось много оружия, амуниции и армейской одежды войск, стоявших насмерть по обе стороны фронта. И это стало важной частью материально-технической базы киностудии.
Об этом знают кинематографисты многих стран, в том числе российские создатели кино, которые охотно приезжают в Беларусь на съемки. Кстати, создатели знаменитого «Списка Шиндлера» обращались к белорусским консультантам по костюмам и реквизиту. Так что не только аутентичная форма и оружие, но и профессионализм специалистов обеспечили киностудии нишу хранителей традиций и уникальных знаний.
Отметим, что Владимир Карачевский еще не прослужил в новой должности и 100 дней, но в кино он человек не случайный. Работал первым заместителем министра культуры, директором Театра белорусской драматургии. Да и кинематографу, случалось, помогал не раз: в 2000-е – волонтером и даже начальником штаба Международного кинофестиваля «Лiстапад».
– На «Лiстападзе» я познакомился с Яной Поплавской и Дмитрием Иосифовым, сыгравшими, соответственно, Красную Шапочку и Буратино в лучших детских кинокартинах советского времени, – рассказывает Владимир Михайлович и уточняет: – Обе ленты снимались на «Беларусьфильме», правда, «Буратино» – частично.
...Кстати, первое в профессиональной жизни интервью автора этой публикации было с Леонидом Нечаевым – режиссером фильмов «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Мэтр кино, к которому я пришла на «Беларусьфильм», заставил меня, студентку журфака, просмотреть 10 дублей одной сцены. В ней обаятельные Волки Владимир Басов и Николай Трофимов «заговаривают зубы» Красной Шапочке. Чем один дубль отличался от другого – до сих пор не знаю. А вот Леонид Нечаев знал. Поэтому обе киноленты и вошли в сокровищницу лучших фильмов для детей.
За последние годы киностудия прошла реконструкцию, в ходе которой обновилась, стала более просторной и светлой. Узнаваемое здание облагородили современная облицовка, оконные и входные группы, спокойных тонов интерьер.
А еще здесь открылось кафе «Белые росы», названное в честь любимого фильма с Николаем Караченцовым, Всеволодом Санаевым и Геннадием Гарбуком в главных ролях. Сюда может зайти каждый – посидеть, подумать, понастальгировать…
А еще «Беларусьфильм» – это пять огромных павильонов, оснащенных по последнему слову кинематографической техники. Самый большой – 1 тыс. м2.
– Здесь можно снимать картины любого масштаба. Позволяют метраж, высота, притом возможна съемка сразу нескольких лент одновременно. Что, впрочем, уже с успехом и происходит, – рассказывает руководитель этого кинематографического чуда.
Мы побывали на двух киноплощадках. На одной шла съемка рекламного ролика известного банка. Ее вела компания, только что запустившая ролик о прошумевшем на весь мир проекте «Варгейминг».
Во втором павильоне разыгрывались драматические сцены художественной картины: у бутафорских колонн прогуливались одетые в кринолины дамы под ручку со строгими господами в шляпах. Вокруг них деловито суетились десятки людей, фамилии которых мы найдем в титрах фильма. Глядя на эту толпу, понимаешь: интересное это дело – кино! Не зря девчонки мечтают попасть «в артистки». Или хотя бы в массовку...
Демонстрируя современные, уютные творческие студии, поражающие техническими возможностями павильоны и современные склады с эксклюзивным реквизитом, Владимир Карачевский отмечает:
– «Беларусьфильм» – одна из крупнейших киностудий в Европе и одна из старейших в странах бывшего Советского Союза. Старше нас только знаменитые «Мосфильм» и «Ленфильм», у которых белорусы продолжают многому учиться.
В реконструкцию «Беларусьфильма» государство вложило большие средства. И хотя это было непросто для небольшой страны, инвестиции окупятся сторицей. Ведь кино не просто важнейшее, но и самое массовое из искусств – одна из составляющих государственной идеологии, имиджа страны.
С приходом нового руководства знаменитая киностудия стала делать первые шаги по превращению в настоящую кинофабрику.
– Мы строим новую, оптимальную, более экономически жизнеспособную модель – с механизмом выхода на большую эффективность, с привлечением современных производственных мощностей. И с учетом опыта мирового кинорынка, формирования эффективной команды единомышленников, – подчеркивает Владимир Михайлович.
Почти готов киноролик, презентующий новые возможности национальной киностудии. А так как цифровые технологии, пришедшие на смену пленке, требуют постоянного обновления, модернизация техпроцесса будет продолжаться. Ведь научно-технический прогресс не знает остановки.
Для кинематографистов, у которых технический райдер был всегда высокий, на киностудии созданы все условия для творчества. Наша кинофабрика готова предоставить квадратные метры не только собственным творческим студиям, но и другим участникам кинопроцесса.
– Приходите, к услугам – все новинки обновленных цехов. Поможем в подборе актеров, каскадеров, офис ассоциации которых базируется на «Беларусьфильме», а также костюмов и другого реквизита, настоящего, действующего, а не бутафорского оружия, – приглашает Владимир Карачевский и говорит о преимуществах такого тандема: – Создав совместное кинопроизводство, мы сможем снимать картины, заставляющие зрителя думать, чувствовать, отзываться сердцем, что позволит нам достойно представлять отечественное киноискусство дома и на мировом рынке.
...Кроме павильонов, «Беларусьфильм», как и положено национальной киностудии, имеет в своем распоряжении площадку для натурных съемок с соответствующей инфраструктурой. «Смоливуд» – это 80 га в районе деревни Каменка под Смолевичами. Там есть лес, озеро, карьер, партизанский лагерь...
В заключение экскурсии по белорусской «фабрике грез» интересуемся, кто из российских знаменитостей успел заглянуть на чашку кофе к новому руководителю. Владимир Карачевский тайны из этого не делает:
– Режиссеры Дмитрий Астрахан, Тимур Бекмамбетов, Владимир Янковский; из актеров – Дмитрий Назаров (шеф из сериала «Кухня»), Валерия Арланова. Кстати, даже певец Сергей Лазарев почтил своим присутствием киностудию – в самом большом павильоне прошла репетиция его шоу.
У кинематографистов Российской Федерации к белорусской киностудии интерес не праздный. Здесь многие из них создали немало хороших кинолент, используя ресурсы материально-технической базы. Вот и сейчас режиссер Дмитрий Астрахан, снявший в Минске более 20 картин, заканчивает здесь мелодраму «Жизнь после жизни» – совместный проект «Беларусьфильма» и российской компании МАВР.
Завершены съемки боевика «Черный пес» (режиссеры Владимир Янковский и Александр Франскевич-Лайе).
Ранее в этих павильонах родились такие совместные российско-белорусские киноленты, как «Охота на гауляйтера», «Смерш», «Цугцванг», «Волчье сердце», «Я не вернусь», сериал «Ма-моч-ки!», цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино» («Бах» и «Чайковский», «Шопен» и «Дебюсси», «Глинка» и «Штраус») и другие.
В числе основных партнеров студии Владимир Карачевский назвал компании «ТРО Союз», телеканал «Звезда», «Стар Медиа», «Централ Партнершип» и др.
Рассказывая о творческих и коммерческих связях с кинематографистами и дистрибьюторами из России, глава «Беларусьфильма» поделился впечатлениями от недавнего визита в Москву на российский кинорынок, где встречался с важными для кинобизнеса партнерами, а также коллегами из «Мосфильма». Все они были приглашены с ответным визитом в Минск.
– Белорусы и россияне интересны и нужны друг другу. Надеемся, что наши связи, не только кинематографические, основанные на общей ментальности, истории, схожести характеров и судеб, будут расти и крепнуть, – сказал в конце беседы глава киностудии.
«Беларусьфильм» готов принимать экскурсантов, желающих посетить знаменитую киностудию.
– Полагаю, гостям столицы да и минчанам будет интересно увидеть «кухню» кинопроизводства, – уверен Владимир Карачевский. – Я и сам время от времени с любопытством заглядываю в павильоны на съемки, на склады с реквизитом, «засветившимся» в знаменитых фильмах...
В перспективе появятся и более длительные экскурсионные туры – по улицам Минска, где проходили съемки известных картин. С заездом и на киностудию в «Смоливуд», на место съемок на натурной площадке. Там можно будет походить по партизанскому лагерю, отведать армейской каши.
«Будет интересно, не пожалеете!» – гарантирует киностудия «Беларусьфильм». Верим. Как и снятым на ней фильмам.