Что можно рассказать в танце? Да практически все. Наблюдая за плавными движениями танцовщицы, вы сами будете переживать любовь, радость, горе. Это именно тот вид искусства, который, однажды зацепив сердце, уже не отпустит никогда. Корреспондент газеты «7 дней» побеседовала с художественным руководителем танцевальной студии «Глория» лицея Белорусского государственного университета Ольгой Гусинец и узнала, почему народный и классический танцы не собираются сдавать позиции, а, наоборот, уверенно завоевывают их
в хореографических классах.
Ольга Ивановна пришла в лицей преподавать хореографию в 1990 году. «Сначала я просто вела занятия с учениками: ребята приходили на два года, только их чему-то успеешь обучить – они уже выпускаются, поэтому возникло желание заниматься углубленно. Все начиналось сложно. Но дети полюбили это искусство. Пять лет танцы продержались как предмет, по которому лицеисты получали зачет. Но потом, когда возник вопрос о сокращении часов, первыми из основной сетки убрали танцы, оставив как спецкурс», – вспоминает художественный руководитель.
Народный танец
Так сложилось, что в начале 90-х в стране стали практиковать самоокупаемость. Лицей БГУ был одним из первых, где начали внедрять вечерние платные курсы. Тогда Ольга и предложила руководству: надо попробовать набрать детей в танцевальную студию. И... все закрутилось. «Я никогда не думала, что стану художественным руководителем большого танцевального коллектива. Но вот прошло уже 22 года. Работа, конечно, непростая. Только тот, кто занят в этой сфере, может меня понять. Сначала у нас были исключительно эстрадные танцы, но когда мы с коллективом в 2000 году съездили в Швецию, поняли, что в других странах вызывают интерес именно национальные танцы. С того момента стали развивать и это направление. За границей современная хореография уже далеко ушла вперед. Но вот танцы белорусские очень нравятся. И мастер-класс просили именно по ним. А современной хореографией никого не удивишь. Мы не так давно в Минске участвовали в международном многожанровом конкурсе «Славянскае сваяцтва» под эгидой Москвы. Коллектив выступал со спортивными танцами. Так нам потом задавали много вопросов: а почему не свое? Не белорусское? В России, например, сейчас идет подъем национальной культуры, и современная хореография – это уже вчерашний день, а народные коллективы песни и танца получили вторую жизнь».
Чирлидинг
Сегодня набирает обороты и такое движение, как чирлидинг. В 2005 году девчонки из «Глории» выиграли конкурс чирлидеров в Минске, и коллектив стали приглашать работать на международных и республиканских соревнованиях в качестве группы поддержки спортивных команд. По словам Ольги Ивановны, 12–15-летним девушкам это направление очень нравится. Но с возрастом меняются и предпочтения: танцы преобразуются в более женственные, где можно показать свои образ и характер, к примеру, в цыганском или испанском танцах. Однако и от современной хореографии никуда не деться, дети ведь хотят быть модными здесь и сейчас. Наша собеседница их в этом поддерживает, но с одним уточнением: «Все воспитанники в обязательном порядке должны заниматься классической хореографией у станка и гимнастикой. Это основа, база, которая формирует осанку танцовщика, умение себя подать и многое другое. И нарабатывается не один год. Пройдя школу классической хореографии, ученики с легкостью могут освоить любой стиль», – отмечает она.
Способности
Возраст ребят танцевальной студии разный. Как подчеркивает преподаватель, к ним приводят малышей с четырехлетнего возраста и до бесконечности. Говоря о том, можно ли в четыре года у ребенка сразу выявить способности к танцу, хореограф отвечает, что здесь все очень индивидуально. Бывает, приходит ребенок с хорошими данными, а интереса к танцам нет. У него совсем другие предпочтения. А чаще, наоборот, – у ребенка очень средние данные, а желание огромное. И результата, как правило, добиваются последние. «В этом я убедилась за свой многолетний опыт. Поэтому даже когда вижу, что дети слабые, все равно с ними работаю: из многих вырастают очень хорошие исполнители».
Преемственность
– У меня сейчас работает педагогом ученица из первого состава. Пришла в 13 лет сразу с заявлением, что хочет быть учителем танцев. Она мало что умела, но у нее была мечта. В итоге закончила профильный вуз, набралась опыта и вернулась к родным пенатам. Я считаю, что преемственность поколений должна быть. Потому что лучше учеников никто не сможет продолжить дело учителя. Они ведь знают, как проходят репетиции и что надо вкладывать в ребят. Это очень важно. Качественное обучение искусству отражается на духовном развитии наших детей. Их это воспитывает и стимулирует в жизни.
Танцы на ТНТ
Как призналась Ольга Гусинец, популярное среди молодежи шоу «Танцы на ТНТ» она посмотрела пару раз и больше не захотела... из-за отсутствия чистого стиля. «Я все же за то, чтобы дети могли различать современные танцы, народные и другие. Да, есть интересные работы, которые сделаны профессионально, но мне не нравится, что мало танцевальной лексики, много акробатики и гимнастики, все перемешано. Если дети симпатизируют этому проекту, пусть смотрят. Это помогает развиваться, разбираться в танцах», – уверена наша собеседница.
Мотивация
Как отметила Ольга Гусинец, мотивировать ребенка заниматься танцами можно. А вот понравится ему или нет – это другое. «Всегда родителям говорю: в первую очередь надо учитывать интересы ребенка. Пока он маленький, с 4 до 7 лет, надо объяснить, особенно девочке, что позаниматься танцами стоит хотя бы несколько лет для того, чтобы быть красивой, стройной, иметь правильную походку, осанку. А потом уже надо учитывать предпочтения. В основе всего должен быть интерес. Я, когда была студенткой, делала на эту тему научную работу и уже тогда понимала важность интереса в развитии способностей у детей, а сейчас на практике все подтвердилось».
Виктория АПАНАСЕНОК.
Фото из архива Ольги Гусинец