Пластиковые платежные карты прочно вошли в повседневную жизнь, стали привычным, будничным атрибутом для большинства белорусов. Даже удивительно – как это раньше обходились без столь удобного финансового инструмента?! Их пользователей становится все больше и больше, а банки и торговля еще активней пытаются заинтересовывать граждан безналичными расчетами за товары и услуги.
О том, почему наличные сдают позиции, уступая «пластику», рассказывает главный специалист управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь Татьяна Богданович.
– Татьяна Олеговна, наша республика идет уже проторенным путем в своем стремлении довести безналичные платежи граждан до максимума. Какие страны для нас пример? Почему рост безналичных расчетов – это выгодно для нас?
– На сегодняшний день по показателям развития рынка банковских платежных карт мы находимся примерно на одном уровне с Польшей, странами Балтии, Российской Федерацией. По состоянию на 1 января 2018 года доля безналичного денежного оборота в розничном товарообороте в Республике Беларусь по данным Национального статистического комитета составляла 35,4%.
Сравнивая Беларусь с развитыми странами Европы, необходимо учитывать, что системы безналичных расчетов с использованием карточек у нас стали развиваться на 30–40 лет позже, чем в Европе. Там такие системы формировались эволюционным путем. Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, была вынуждена применять дополнительные меры стимулирования, в том числе административного характера, чтобы приблизиться по уровню развития системы безналичных расчетов с использованием карточек к ведущим европейским странам.
Увеличение доли безналичных розничных платежей способствует обеспечению прозрачности финансовых операций субъектов хозяйствования и граждан, снижению доли теневой экономики, сокращению госзатрат на обслуживание наличного денежного оборота, приросту ресурсной базы в банковской системе республики для кредитования реального сектора экономики, увеличению налоговых поступлений в бюджет, в том числе источников для выплаты пенсий, стипендий, пособий.
– Какие преимущества можно получить, имея в кармане платежную карточку?
– Преимущества по сравнению с наличными деньгами очевидны. Во-первых, это удобство – возможность не носить с собой больших сумм наличных и в то же время совершать покупки в пределах всей суммы, имеющейся на счете, к которому выдана карточка. И даже больше, если банк предоставляет кредит с использованием карточки.
Во-вторых, это возможность делать платежи дистанционно: с использованием мобильного и интернет-банкинга, других сервисов, не выходя из дома или офиса, в любое время суток, без привязки к графику работы банковских или почтовых офисов, что позволяет сэкономить время и потратить его более рационально с учетом своих интересов.
В-третьих, это безопасность – держатель карточки (при условии соблюдения правил пользования) получает возможность возврата денежных средств в случае их несанкционированного использования третьими лицами и своевременной блокировки карточки для предотвращения потери средств на счете, к которому она выдана.
В-четвертых, вы получаете дополнительные услуги, сервисы и бонусы, которые предоставляются с учетом условий предлагаемых банковских продуктов на их основе (страхование, получение возврата на счет части средств, скидок на товары и услуги, особых условий обслуживания, срочное получение наличных денежных средств при утрате карточек в путешествиях, возможность опротестовать карточные транзакции в случаях мошеннических операций третьих лиц и т. д.).
В-пятых, растет ваша финансовая грамотность. Приучив себя совершать покупки, преимущественно используя карточку, вы получаете возможность анализировать и планировать свои доходы и расходы, используя ежемесячные банковские выписки по счету, а также специальные финансовые сервисы.
– Большинство из нас имеют одну – зарплатную карту. Тем не менее, эксперты говорят, что одной карточки недостаточно, чтобы наше общение с безналом было удобным и безопасным. Сколько все-таки вы рекомендуете иметь карт и почему?
– На самом деле это зависит от потребностей конкретного человека, его предпочтений при проведении операций с карточками, от используемых банковских продуктов и услуг.
В целях повышения безопасности целесообразно разделить денежные потоки при оплате карточкой в сети интернет и в стационарной торговле. Для оплаты онлайн покупок или за пределами Беларуси лучше открыть свой счет в банке и получить к нему отдельную карточку. Пополнять этот счет только на необходимую для конкретных покупок сумму, что дополнительно защитит все денежные средства, имеющиеся у клиента например, на счете, к которому выдана зарплатная карточка. Для расчетов за покупки, приобретаемые в интернете, можно получить к отдельному счету виртуальную карточку, эмиссия которой осуществляется без использования ее заготовки.
Для совершения платежей в стационарных объектах торговли, в инфокиосках и банкоматах можно использовать зарплатную карточку.
Кстати, с увеличением доступности для клиентов систем дистанционного банковского обслуживания задача по соблюдению правил безопасного использования карточки упрощается. В случае какой-либо опасности клиент всегда может ее самостоятельно заблокировать, установить лимиты по количеству и сумме совершаемых операций или запретить операции с карточкой в определенных сферах ее применения. При этом лимиты и запреты можно отменить самому. Совершить такие действия в системах дистанционного банковского обслуживания можно за минимальное количество времени. Более подробная информация имеется в колл-центрах или на сайтах банков-эмитентов карточек.
– Что такое кобрендинговая карточка? В чем ее преимущества и недостатки?
– Карточка, выпущенная в обращение банком по договору с организацией – партнером банка, предоставляющая ее держателю дополнительные услуги. Клиент банка, имеющий такую карточку, при определенных условиях может получить скидки и бонусы при оплате покупок в точках обслуживания организации, которая выступила партнером банка при выпуске кобрендинговой карточки. В остальном, помимо дополнительных услуг, по своему функционалу она, как правило, не отличается от обычной, например зарплатной. Цель кобрендинга для банка и его партнеров – повышение лояльности клиентов.
К недостаткам кобрендинговой карточки можно отнести то, что дополнительные услуги при ее использовании клиент получает только в конкретной организации – партнере банка-эмитента. Рядом банков-эмитентов предлагаются также банковские продукты на основе карточек, позволяющих получать скидки, бонусы, стимулирование в виде возврата части суммы покупки на счет клиента при проведении оплаты в различных точках обслуживания, без привязки к одной организации торговли или сервиса.
– Татьяна Олеговна, какие ос-новные правила безопасности порекомендуете соблюдать при пользовании платежной картой?
– В целях повышения финансовой грамотности населения Национальным банком специально разработаны рекомендации по безопасному использованию банковских карточек, которые размещены на официальном сайте Национального банка.
Основные правила безопасности пользования платежной картой:
Тамара МАРКИНА.
Совместный проект газеты «7 дней»
и Национального банка Республики Беларусь.
(Окончание в следующем номере)