Музыка дает особое видение окружающего мира, она учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а главное – чувствовать. Счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он смотрит на окружающий мир, какие эмоции испытывает. Во сколько лет лучше всего приводить детей в музыкальную школу, творческие кружки и студии? Как определить, талантлив ли ваш ребенок? На эти и другие вопросы корреспондент «7 дней» нашла ответ у руководителя эстрадно-вокальной студии «Красные звезды» Национального центра художественного творчества детей и молодежи при Министерстве образования Республики Беларусь Екатерины Лобановой.
– Екатерина Владимировна, расскажите о «Красных звездах». С чего все начиналось?
– Вокально-инструментальный ансамбль «Красные звезды» был создан в 1974 году Александром Шахом, а в 1980-м коллективу присвоено звание «народный». Так ансамбль существовал долгое время, но 10 лет назад, когда началась компьютеризация, музыка стала электронной, петеснив инструментальную, понадобились солисты. Тогда у нас появилась вокальная группа. Кстати, из нее вышло много известных певцов – Ольга Плотникова, Алексей Хлестов, Елизавета Мисникова и многие другие. Но ансамбль мы также сохранили и каждые четыре года подтверждаем звание народного.
– Какая ваша главная задача как педагога?
– Хочу научить ребенка правильно относиться к музыке, к пониманию песни, к разбору, привить ему вкус. Чтобы маленький человек пел, и никто не говорил, что это плохо или фальшиво. Жаль, что в некоторых музыкальных школах немного оторвана теория от практики: сольфеджио само по себе, инструмент тоже. Поэтому дети и не понимают, что к чему. Я пытаюсь все соединить.
– Каждому ли ребенку надо заниматься музыкой?
– Мы недавно на эту тему беседовали с одним из отцов наших деток. Ребенок, который занимается музыкой, быстрее и правильнее понимает математику. У него абсолютно иное видение мира и красоты, другое понимание. Он даже общается по-другому. Играя на скрипке, он, грубо говоря, не пойдет потом где-то камешки в окошко кидать. У таких детей другая среда и мысли. Мальчишки и девчонки соприкасаются с прекрасным... У меня бывают детки очень стеснительные. Боятся что-то сказать и сделать, а через некоторое время смотрю – плечики расправляются, носик поднимается, появляется стать. На сцене ведь не будешь стоять сгорбленным. Артист должен выглядеть достойно, уметь себя подавать. А где этому всему научишься, если не у нас?
– Как же определить: талантлив ребенок или нет?
– Как правило, это слышно. У кого-то слух развит, у кого-то чувство ритма. У кого-то полностью отсутствуют чувство ритма и слух, зато тембрально его природа одарила. Иногда я сижу и думаю: а хватит ли мне сил, умений, навыков, чтобы сделать полноценного артиста? А бывает, что ребенок и слышит, и ритмически все ловит, а голоса нет. Пытаюсь работать и с этим. Не все выдерживают. Знаете, как правило, родители хотят, чтобы ребенок два раза пришел на занятия, а в третий раз на сцену вышел звездой. Но мы работаем по-другому.
– С любого ли возраста можно начать петь?
– Тут все от мотивации зависит – насколько вы горите этой идеей. Вот не так давно приходила женщина лет тридцати. Она сразу обозначила цель – хочет петь в караоке. В таком случае я сразу понимаю, что ничем не помогу. Женщине надо, чтобы с ней сегодня позанимались, а завтра она пришла в караоке и поразила всех талантом. Но ведь вкус в пении прививается не за один урок...
– Есть такое убеждение, что при болях в горле необходимо петь. Так ли это? И существуют ли какие-нибудь профессиональные уловки по возвращению голоса?
– С больным горлом петь нельзя. Я только иногда советую после бронхита занятия вокалом, потому что мы там правильно дышим. Дети, которые у нас занимаются три раза в неделю, не болеют. А по поводу того, как вернуть голос. Надо молчать и не слушать музыку. Почему? Потому что связки на нее реагируют. У меня подружка в студенческие годы пела в группе и однажды пригласила нас на концерт. С концерта вышли охрипшие... Можно утром выпить сырое яйцо в качестве профилактики. Оно смягчает связки, если что-то першит, к примеру. Помогает и льняное масло. Но все это, конечно, при не запущенной стадии.
– Есть дети, которые ходят на ваши занятия, как говорится, из-под палки, потому что их заставляют родители?
– Такие дети долго у нас не задерживаются. Из своей практики я поняла: заставлять заниматься творчеством или критиковать родители ни в коем случае не должны. А если уж это делать, только не при посторонних! Детям очень важно, чтобы их хвалили. Если зайдет папа или мама и скажет: «Вот это плохо, почему у тебя не получается?» – можно урок заканчивать.
– Так что же лучше: отдавать ребенка во все кружки или ждать, пока он сам изъявит желание учиться в определенном направлении?
– Детей в возрасте десяти лет родители приводят в нашу студию для творческого развития. Ребенку надо дать возможность попробовать себя во всем. Пусть это будет музыка или спорт, пение или рисование. Потом вы уже поймете, что надо развивать. Намного хуже, когда ребенок сидит в четырех стенах и тратит время практически впустую.