Президент Александр Лукашенко 24 апреля обратился с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию. В своем выступлении глава государства актуализировал задачи в экономической и социальной жизни страны с учетом уже принятых решений и поручений, охарактеризовал тенденции в мировой политике и экономике. Предлагаем вниманию читателей выдержки из Послания, характеризующие задачи, стоящие перед страной и обществом на ближайшее время.
«Человечество, к сожалению, находится на распутье. Мы вступили в эпоху неопределенности, непредсказуемости и длительной нестабильности. На планете больше нет места, где можно спрятаться, отгородиться и отстраненно наблюдать за происходящим. Безопасность стала осязаемым явлением. Сегодня особенно остро чувствуется, как легко ее потерять и каких неимоверных усилий стоит ее сохранить. Обостряется борьба за место в мировой иерархии. Стратегическое соперничество, конкуренция между государствами стали обыденными явлениями. Все это сопровождается ростом напряженности и конфронтации, которые уже начинают просто зашкаливать».
«Безопасность страны – в единстве народа, сильной внутренней и внешней политике государства. Ответственность за мир и порядок лежит на каждом жителе Беларуси – начиная с собственной семьи, дома, города или деревни и заканчивая страной. Если мы вместе – только тогда мы сила. И сможем противостоять любым вызовам».
«Соединенные Штаты, руководствуясь жестким протекционизмом, сражаются с Китаем. Одновременно развернулась масштабная санкционная война против России. Дошли до того, что по совету из-за океана Евросоюз ограничивает собственные компании, работающие на нефтяном рынке нашей восточной соседки. Да и у нас далеко за примерами ходить не надо – возьмите хотя бы «молочные» и «мясные» баталии, «сахарные», которые устраивает наш ближайший партнер, блокируя доступ натуральным белорусским продуктам на свой рынок».
«Наша задача – быть открытыми для лучшего. Цель – расти быстрее, чем другие, и таким образом сокращать отставание от развитых стран. В этом залог качественных изменений, которые нам нужны и которые позволят поднимать уровень благосостояния граждан Беларуси относительно другого мира».
«Независимость государства и его авторитет, спокойствие в обществе, качественное образование, высокая культура и достижения в спорте в первую очередь зависят от успешности экономики. Мы как никто другой подтверждаем это правило. Свой успех – в отличие от других стран, богатых на природные ресурсы, – мы создаем только трудом и интеллектом своего народа. И в этом наше преимущество».
«Откровенно говоря, год назад мы были настроены на более скромные результаты, чем получили. Эффективность, с которой работала страна, и кропотливый труд белорусского народа дали положительный результат. Совместными усилиями негативные тенденции последних лет мы вроде бы преодолели».
«В Беларуси низкий уровень инфляции, восстанавливаются объемы экспорта, улучшается структура платежного баланса. Денег столько, сколько мы зарабатываем, и для решения проблем печатный станок не включаем. Бюджетные средства расходуются только по целевым программам и под конкретные задачи – это позволяет иметь взвешенную курсовую политику. По росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии».
«Главное теперь – придать позитивным изменениям не-обратимый характер. Это – краеугольный камень экономической политики, то, что даст возможность сохранить экономическую стабильность, а значит, мир и порядок в обществе».
«Наш внутренний потенциал позволяет, чтобы экономика росла независимо от того, сколько стоит нефть и какой ее объем мы переработаем, какая конъюнктура на калий или продукты питания».
«Конкурентоспособность белорусских товаров и услуг должна быть такой, чтобы внешние факторы влияли на развитие страны минимально. Эта задача – вопрос не одного дня, хотя о ее решении мы говорим уже с десяток лет. Нужен результат. Среднесрочная целевая установка доведена до всех – достижение к концу следующей пятилетки ВВП не менее $100 млрд».
«Для такого рывка необходимы масштабные решения. Опережающий рост – системная задача, и каждый должен видеть себя в ее обеспечении. Для этого стратегические шаги нужны во всех сферах: инвестиционной, налоговой, финансовой, в отраслях реального сектора, в сфере услуг».
«Всей исполнительной вертикали предстоит решить задачу оказывать всестороннюю помощь бизнесу в создании новых предприятий и производств, которые обеспечат позитивную динамику развития каждого региона страны».
«Сегодняшняя экономика – это уже не только МАЗ, БелАЗ и МТЗ, хотя они – достояние и потерять их нельзя. На традиционной продукции зарабатывать хорошие деньги очень сложно, особенно сейчас. Товар легко поддается ограничениям, санкциям. Посмотрите, что творится на мировом рынке. Казалось бы, Всемирная торговая организация давно ввела жесткие правила, от которых нельзя отступить ни шагу. Но на наших глазах в международной торговле игнорируются ее базовые принципы».
«Необходимо формировать атмосферу нового бизнес-климата на основе деловых отношений и взаимного доверия. Чем сложнее внешняя обстановка, тем более слаженным и четким должно быть взаимодействие всех элементов и субъектов экономической жизни государства».
«Во всем должен главенствовать принцип экономической эффективности. Сегодня глубокая переработка собственного сырья, древесины, сельскохозяйственной продукции так и остается на уровне планов, несмотря на огромные капитальные вложения. Хотя на этом можно заработать десятки миллиардов. Необходимо быстро осваивать новые направления. У нас вырисовываются контуры IT-страны, сформированы уникальные условия в китайско-белорусском парке, сделана высокая ставка на малый и средний бизнес».
«Решения последних двух лет о сокращении бюджетного участия в реальном секторе приняты осознанно. Ведь к опеке государства многие настолько привыкли, что при первых признаках проблем бегут в бюджет. Это относится в равной степени и к государственным, и к частным предприятиям. От такой практики пора не просто уходить, нужно убегать».
«Мы должны серьезно подумать о том, как сделать нашу страну привлекательной для богатых людей со всего мира. Поручаю Совету Министров и Национальному банку глубоко и всесторонне проанализировать мировые процессы. Необходимо создать такие условия для капитала, которые не предоставит ни одно другое государство. По крайней мере, надо сделать это первыми. Надо сыграть на опережение».
«Мы продолжим строить цифровую экономику. Правительству поручено внести предложения по созданию сильного и эффективного министерства в этой сфере. Здесь необходим вдумчивый подход. Следует основательно изучить и просчитать все аспекты и нюансы работы новой структуры».
«Год назад был взят курс на построение IT-страны. За это время заметно активизировалась работа Парка высоких технологий. Экспорт вырос на 25%, впервые в истории парка превысил $1 млрд».
«Главный вызов, с которым надо справиться правительству и Нацбанку в ближайшие годы, – перерасти долговую нагрузку и выйти в зону безопасности. Будущим поколениям мы должны оставить Беларусь без долгов. Требую обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики и профицит валютных потоков. Без повышения эффективности и конкурентоспособности экономики обеспечить это невозможно».
«Сегодня закладывается основа того, какой будет жизнь в 2020 году. Есть все предпосылки, все условия для того, чтобы пятилетняя программа была выполнена не столько по цифрам, сколько по сути, ее экономическому смыслу. В 2020 году Беларусь должна предстать миру обновленной, прогрессивной и при этом комфортной для своего народа, всех, кто хочет спокойно работать, зарабатывать и растить детей».
«Недостаточно эффективное управление экономикой со стороны правительства напрямую влияет на бюджетную политику. Причем это характерно для последних пятнадцати лет работы Совета Министров. Требую от правительства ежегодно увеличивать долю расходов, направляемых на социальные нужды. Именно так мы можем стимулировать рождаемость, помогать многодетным семьям, пожилым людям – всем тем, кто реально нуждается во внимании государства».
«Зарплата должна напрямую зависеть от эффективности организации производства. Это непростая задача. Должны быть задействованы все возможные механизмы для создания в реальном секторе условий, в которых способный и трудолюбивый человек найдет себе применение».
«Пока 72% населения социально-экономическую ситуацию оценивает как среднюю и хорошую. Правительство, Национальный банк, местные власти, считайте это индикатором качества своей работы. Если будет ниже – год на работу зря ходили».
«Вопрос возможной корректировки Конституции постоянно обсуждается в СМИ. Причем доходят до того, что отдельные «горячие головы» заявляют, будто не сегодня, так завтра Президент назначит референдум по изменению норм Основного Закона. Я никогда не действовал нечестно в отношении наших людей. И никогда на это не пойду. Я знаю, откуда я пришел и как я победил на президентских выборах. Я обещаю: никогда не нарушу свою клятву, чего бы мне это ни стоило».
«С народом играть нельзя. В случае проведения референдума о нем будет заранее, по закону, сказано. Лично я пока ни о каком референдуме даже не думал. Нам сейчас не до референдумов. Нам надо в этой бурной, хаотичной, беспорядочной, опасной ситуации в мире выстоять».
«Никогда не поставлю вас и специалистов, судей, народ перед выбором изменения конституционных основ государства под какую-то личность. Никогда этого не будет».
«Я в прошлом году предупреждал руководителей, что если на их подведомственных предприятиях, в организациях, учреждениях будут зафиксированы случаи коррупции, то они лишатся своих должностей. Но, видимо, не все поняли с первого раза. Поэтому недавно пришлось расстаться и с министром спорта и туризма, и с министром лесного хозяйства. У одного директор брал взятки с частников, которые хотели арендовать места (для торговли. – Прим. БЕЛТА). Другой вообще не заметил, как продавали высококачественный лес по цене опилок. Смотрите, подобных случаев быть не должно».
«В системе Минтранса все чаще возникают вопросы коррупционных проявлений. Необходимо самым кардинальным образом навести там порядок. Причем раз и навсегда. Действуйте!»
«В этом году Комитетом государственной безопасности вскрыта масштабная коррупционная сеть в сфере поставок, вдумайтесь, спецодежды для госпредприятий. С частников фактически вымогали крупные взятки под угрозой создания искусственных препятствий при участии в конкурсах на закупку продукции. С поличным при получении взяток были задержаны должностные лица крупных предприятий. В настоящее время проводится расследование. Принципиальную оценку всем этим фактам дадим в суде».
«Союзный проект с Россией не утратил своего значения. По причине исключительно сложной международной обстановки (пожалуй, самой сложной за последние десятилетия) ценность нашего партнерства многократно возрастает. Вместе с тем интеграционный потенциал взаимодействия используется не в полной мере и не всегда эффективно. Вопросы допуска наших товаров на российский рынок уже набили оскомину! Два десятка лет твердим о формировании общего рынка, а проблемы то в одной, то в другой сфере – продовольствие или энергоресурсы – возникают, как по графику. Сейчас добавились еще миграционные и пограничные вопросы».
«Необходимо предметное рассмотрение накопившихся в ЕАЭС проблем, принятие конкретных решений и неукоснительное их выполнение. Либо мы движемся вперед, либо имитируем движение. Последнее – недопустимо!».
«Важные для полноценного развития вопросы решаются крайне медленно и зачастую неэффективно. Работа тормозится непоследовательной позицией наших партнеров по экономическому союзу. В то время как на высоком уровне декларируются углубление интеграции и устранение барьеров, на практике иной подход: вместо отмены односторонних ограничительных мер – их активное применение».
«Налицо повышение уровня политических контактов и расширение экономического взаимодействия. Нам нужно максимально использовать конструктивный потенциал «Восточного партнерства», которое должно быть нацелено на реализацию конкретных проектов, работать на преодоление разделительных линий, усиление европейской и евразийской интеграции».
«Мировое сообщество увидело способность Минска реализовать значимые проекты. Повышение роли Беларуси в региональной и международной политике – это общая стратегическая задача, которую должны решать сообща МИД и другие заинтересованные министерства, ведомства и предприятия».
Поручения Александра Лукашенко, данные во время Послания:
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?