Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Примерно в семи километрах к западу от Рогачева в Гомельской области есть Святое озеро. Согласно преданию, в давние времена здесь стояла церковь. И однажды к селению стало подходить вражеское войско. Люди собрались в церкви, ища у бога спасения. Денно и нощно священники и прихожане молились. В результате церковь вместе с людьми погрузилась на дно возникшего в одночасье озера, которое с тех пор и называется Святым.
И до сей поры в дни церковных праздников со дна озера доносится звон колоколов, а на воде появляются сверкающие кресты.
В Красном Береге сохранился единственный в районе памятник дворцово-парковой архитектуры второй половины XIX века. Это бывшее имение принадлежало генерал-лейтенанту инженерии Михаилу Готовскому. Через его дочь Марию как приданое имение перешло к Викентию Козелл-Поклевскому – наследнику огромной собственности на Урале и в Сибири, созданной неустанными трудами его отца, предпринимателя-миллионера, общественного деятеля, мецената и благотворителя Альфонса Козелл-Поклевского, уроженца Лепельщины.
Возглавив торговый дом отца после его смерти, Викентий не забыл о своей исторической родине, где ему принадлежали дрожже-винокуренный завод в Бобруйске, маслобойный завод в Минске и здешнее имение Красный Берег. Выстроенная с большим вкусом и с подлинным размахом помещичья усадьба включала в себя дворец, флигель, хозяйственные постройки, парковые композиции, взятые в кирпичную ограду с брамой.
И сегодня особенно впечатляюще выглядит асимметрично решенный дворец, построенный в 1893 году и соединивший в себе черты архитектуры неоготики и неоренессанса.
Одновременно с сооружением дворца был разбит пейзажный (английский) парк, посажен плодовый сад, создан фазанарий.
К усадьбе ведет подъездная аллея, которая начинается от монументальной въездной брамы, исполненной в неоготическом стиле. Элементы этого стиля использованы и в оформлении разнообразных хозяйственных построек (винокурня, конюшня, оранжерея, водокачка). Теперь в усадьбе располагается Краснобережский сельскохозяйственный колледж.
Возле Красного Берега 28 июня 2007 года был открыт памятник-мемориал. Он был спроектирован творческой мастерской заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина.
Мемориал задумывался как развернутая в пространстве панорама трагических событий. Он не имеет аналогов не только в Беларуси, но и во всем мире. Основой для создания стали подлинные трагические события Великой Отечественной войны. Неслучайно памятник имеет второе название – «Детская Хатынь». Немецкие власти создали на территории учебного хозяйства в Красном Береге сборный пункт для детей 8–14 лет, которых насильно отправляли в Германию, а часть распределяли по госпиталям в качестве доноров для раненых немецких солдат и офицеров. Всего для этой цели фашисты увезли 1990 детей.
Мемориал открывает скульптура одиноко стоящей девочки, лицо которой перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками она словно защищается от всех страхов войны.
24 мая 1909 года царские власти дали разрешение на строительство в местечке католического храма. В соседнем Рогачеве в это время шло строительство нового костела. Старый – все еще добротный деревянный храм – подлежал сносу. Благодаря стараниям настоятеля отца Александра Болтуца, старый Рогачевский храм удалось выкупить за 900 рублей, разобрать и перевезти в Жлобин. Место под строительство католического храма было подарено князем Друцким-Соколинским.
В 1911 году храм был освящен как часовня Святого Казимира. Он работал до 1934 года, пока большевики не закрыли все храмы в Жлобине. Во время оккупации фашисты, выполняя соглашение с Ватиканом, разрешили проводить в храмах богослужения. Поскольку своего капеллана в Жлобине не было, службы проводил немецкий военный капеллан.
После окончания войны часовню Святого Казимира вновь закрыли и передали помещение под детский сад. В 1980 году после капитального ремонта здесь открыли историко-краеведческий музей.
В 1990-е передали верующим торговое здание советских времен, которое было перестроено в часовню Святого Казимира на средства, собранные католиками Жлобина.
Троицкая церковь была построена в 1869 году и представляет собой образец деревянного зодчества в псевдорусском стиле синодального направления. Недалеко от храма сохранилась построенная из кирпича почтовая станция XIX века.
В деревне в 1862 году был построен православный храм в ретроспективно-русском стиле. Но, к сожалению, от него остались лишь руины.
Достопримечательностью поселка является каменная Свято-Покровская церковь – памятник архитектуры классицизма. Храм был возведен в 1807 году. По некоторым историческим фактам, к его строительству приложил руку граф Остерман-Толстой, которому местечко было пожаловано императрицей Екатериной II за боевые заслуги в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Стрешинская церковь претерпела три реставрации. В 1989 году была возвращена Православной церкви и в июле 1991-го вновь освящена.
Всехсвятский храм в деревне Пиревичи, один из самых красивых и величественных в Беларуси, построенный из кирпича в 1902–1903 годах, является памятником архитектуры неорусского стиля.
В конце XIX – начале XX столетия численность населения в Пиревичах составляла 1100 человек, поэтому строительство церкви было необходимо. Расходы по ее сооружению взяла на себя местная помещица Александра Рогович, вдова тайного советника, которая и выделила землю для будущего храма.
После революции церковь была закрыта, в 1920-х с нее были сброшены колокола. Здание стали использовать как склад для колхозного имущества. В годы Великой Отечественной немцы разрушили колокольню. Богослужения в храме возобновились в 1944 году, после освобождения от оккупации.
А к 95-летию церкви (в середине 1990‑х) была проведена реставрация разрушенной колокольни.
Сапропелевое месторождение в озере Святое было открыто в 1981 году. На базе этого месторождения в 9 километрах от озера действует сегодня один из самых крупных бальнео-
грязевых санаториев – «При-днепровский».
Легенда от автора проекта
Вот еще одна история про сокровища, захороненные под камнем.
И про этот камень, и про то, что в околице зарыт клад, знали многие, если не сказать что все. Даже местная детвора могла вам вкратце поведать то, что они слышали от своих родителей и от других старших.
Первое, о чем мы поинтересовались, а интересовались, я думаю, многие, кто слышал эту легенду: неужели клад этот и до сей поры лежит в земле и ни у кого не возникло желания его отрыть?
Но сельчане, хитро улыбаясь, отвечали, что желающие были, да только быстро у них это желание отпало, а новых охотников записаться в очередь добывать клад что-то не нашлось.
Но начнем по порядку. Во времена древние напали на границы земли нашей татары лютые, разорив, сожгли многие селения, полонили молодых дев и юношей да обратно повернули в свои земли. Но не судьба была им вернуться с добычей в свои далекие края. Князь наш собрал дружину крепкую да и остановил татарское войско как раз в здешних краях. Дрались дружины жестоко, но – одно дело грабить и убивать мирных жителей и другое – вступить в бой с вооруженной ратью, делу воинскому обученной. И стали силы грабителей таять, еще недолго боя такого – и последний воин-татарин отправится к праотцам.
Хан позвал к себе воинов самых преданных, с ними выкопал яму в лесу и схоронил в ней все награбленное золото и серебро. А на место, где зарыли клад, воины его прикатили огромный камень-валун. Хан над этим камнем заклятье произнес.
Погиб хан или ему удалось спастись, никто не знает, а вот уцелевшие татарские воины в плен сдались на милость князя нашего. Наверное, они-то и проболтались, что под камнем этим лесным татарский клад лежит. Со временем нашлись такие люди, что клад тот добыть решили. Но, как утверждает легенда, как только ломом да лопатой о камень тот ударили, шум в лесу раздался страшный: был слышен топот скачущих лошадей, гикающих татар и жуткое завывание. Кто-то из копателей с испугу замертво упал, а остальные еле ноги унесли, другим к камню дорогу заказав. И еще несколько раз сокровища эти добыть пытались, но все опять повторялось: конница татар неслась с шумом, наполняя лес страшными звуками, и нагоняла смертельный страх.
В наше время тоже случай был, доказавший, что заговор хана до сих пор действует. Дом оставленный горожане купили и, как только про клад легенду услышали, найти его собрались, друзей из города на подмогу вызвали. Люди местные их отговаривать стали, так они втайне отрыть клад решили. Говорят, что многие в деревне видели, как поутру смельчаки через поле бежали и даже машину у камня того заговоренного оставили.
– Ну что? – в конце нашего общения спросили жители деревни. – Может, и вы за кладом маханете или мы своими байками на вас страху нагнали? То-то же. Хотя человек натура интересная: не поверит, пока сам голову не подставит, забыв о том, что его только что предупреждали.