Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№12 от 22 марта 2018 года

ЧЕЧЕРСК
ЧЕЧЕРСК

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Храм Преображения Господня в Чечерске был возведен в конце XVIII века по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева. По мнению московского историка архитектуры И. Слюньковой, он построен в 1779 году. А вот белорусский исследователь В. Чантурия утверждает, что храм возведен в 1783-м. Он был построен в ансамбле с тремя другими, которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Согласно сведениям могилевского губернатора 80-х годов XIX века А. Дембовецкого, автором чечерских храмов являлся известный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, что, конечно же, маловероятно. В 1774 году, когда Екатерина II подарила Чечерск З.Чернышеву, великого зодчего уже не было в живых, он скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Еще одна гипотеза говорит о том, что автор проектов чечерских церквей известный русский архитектор Василий Баженов. Историки И. Слюнькова и В. Пилявский приводят сведения, что автор проекта храма Преображения Господня – известнейший архитектор-итальянец Джакомо Кваренги..

Чечерск

Спасо-Преображенская церковь.

Ратуша ХVIII века – символ местного самоуправления города – сохранилась до наших дней. В ней размещается историко-этнографический музей. Спасо-Преображенская церковь построена в 1763 году по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева, является памятником эпохи классицизма республиканского значения. Это каменный двухъярусный храм-ротонда (в плане круг с внутренним диаметром около 15 метров), увенчан полусферическим куполом на ступенчатом барабане. Над бабинцем (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, покрытая граненым куполом.

Замковая гора – еще одна достопримечательность города – памятник археологии. Материалы археологических исследований свидетельствуют, что здесь уже в неолите существовало поселение, в бронзовом и железном веках городище тоже не пустовало.

Ратуша.

В XVI–XVIII столетиях в Чечерске существовал замок, который занимал мыс коренного берега реки Чечеры. Площадка возвышалась над поймой на 14 метров. От города замок был отделен рвом шириной 20–25 метров и глубиной 7 метров. Деревянные рубленые стены замка были обмазаны глиной, что сводило к минимуму возможность зажечь их специальными выстрелами и сохраняла от гниения.

В XVII столетии на замковой горе находилось восемь башен, одна из которых являлась башней-воротами в три этажа и была увенчана куполом. В 1802 году там на месте старого замка был построен большой дворец графини Анны Родионовны Чернышевой, крестной матери Александра I. Но сведений о дворце практически не сохранилось. Согласно описанию 1884‑го, его место уже занимали разные посадки.

Винодельческий завод в городе был открыт в 1937 году на базе существовавшей винокурни.

Дворцово-парковый ансамбль (бывшее имение Чернышевых-Кругликовых) сложился в первой половине XIX века. Здание дворца перестраивалось многократно, а свой окончательный вид получило в 1860 году. В этот период в архитектуре господствовал эклектизм – упор был на внешнюю декоративность фасада, архитекторы часто произвольно объединяли в здании формы готики, ренессанса, барокко и создавали конгломерации архитектурных форм и стилей, которые тяжело определить. В годы Великой Отечественной войны постройка была сожжена, перестроена и преобразована в конюшню.

После Великой Отечественной войны тут размещались детская библиотека, Дом пионеров и вечерняя школа. С 2002 года здание передано отделу культуры райисполкома и снова достраивалось. 

Синагога в Чечерске была построена в 1800 году из камня и сохранилась до наших дней.

Бердыж

Один из курганных могильников.

Бердыжская стоянка – памятник эпохи каменного века доледникового периода, известна не только в Беларуси. И таких селищ палеолита, бронзового и железного веков в Чечерском районе несколько десятков. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что здешние места находились в самом центре земель радимичей. Возможно, какое-то из чечерских поселений было одной из древних столиц этого племени.

Ветка

Дом купца Грошикова.

Город основан в 1685 году старообрядцами на землях мозырского воеводы Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы.

В 1740-е годы на Ветковщине проживало около 40 тыс. человек. Царские карательные войска дважды (в 1735 и 1764 годах) сжигали Ветку, большинство жителей было насильно выселено в восточные губернии России. Тем не менее здесь сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы по дереву. И до наших дней сохранилась в городе уникальная деревянная рядовая застройка с резьбой.

В ноябре 1987 года в историческом здании – доме купца Грошикова – был открыт Ветковский музей народного творчества. В его основе – личная коллекция ветковчанина Федора Шклярова, выходца из старообрядческого рода.

Старообрядческое кладбище в Ветке существует с момента основания города, однако не считается историческим наследием, а потому не охраняется государством и не облагораживается. Самые старые надгробия и памятники из сохранившихся относятся к концу XVIII – началу XIX века, большая часть – к середине XIX. Жители Ветки вспоминают, что еще полсотни лет назад памятников и плит было значительно больше, однако в советские годы их растащили для строительства и отделки.

Хальч

Усадебный дом.

На северной окраине деревни, на высоком холме находится бывшая помещичья усадьба, построенная в начале XIX века Казимиром Халецким. С середины того же столетия и до революции 1917 года усадьбой владели представители рода Войнич-Сеножецких. Сохранились фрагменты комплекса: двухэтажный усадебный дворец, дом управляющего, фруктовый сад, парковые насаждения, протянувшиеся на 2 километра вдоль реки.

Хальчанский дворец построен в стиле позднего классицизма в 1822 году. Его архитектура является оригинальной и не имеет аналогов среди памятников усадебного зодчества 1-й половины – середины XIX века на территории Беларуси, Украины и Литвы.

Рогинь

Здание спиртзавода.

Здесь в XVIII веке было имение Дерноловичей. Но до наших дней дошел лишь частично сохранившийся парк и заброшенное здание бывшего спиртзавода (конец XIX – начало ХХ века).

Первомайский

Усадебный дом.

Поселок находится в зоне отчуждения. Здесь сохранились руины усадебного дома. Он построен в начале XVIII века из кирпича в стиле классицизма. Фольварк был во владении венгерского рода Горваттов, пользовавшегося польским гербом «Побог».

Столбун

Церковь Святого Николая.

В 1789 году здесь была построена Свято-Николаевская церковь в ретроспективно-русском стиле. Рядом можно увидеть сохранившееся одноэтажное здание церковно-приходской школы. В Столбуне был когда-то завод по производству железа, руда для которого привозилась с Украины, там работала винокурня.

Демьянки

Дом Герардов.

В летописи деревня попала в  XVI веке, и тогда она называлась Демьяновичи. В 1751 году Демьянки принадлежали Михаилу Чарторыйскому.

В середине XIX века деревня становится владением Герардов. Ими был построен во второй половине XIX века усадебный дом в псевдорусском стиле. Он сохранился до наших дней. Дом занимает высокий холм с крутым склоном, который рассечен поперечным оврагом. Площадь усадьбы вместе с парком составляет 7 гектаров. Уникальный природный ландшафт позволил создать парковую композицию, размещенную на двух уровнях. Верхний и нижний ярусы парка соединялись лестницей.

Железники

Свято-Никольская церковь.

Деревня Железники известна с XVI века. В инвентаре Чечерского староства 1704 года обозначена как боярский поселок с 15 дымами. Очевидно, именно поэтому там долгое время не было ни одного храма. Благодаря уроженцам этих мест, братьям Короткевичам, которые на свои средства в 1896 году начали строить для местных прихожан храм, в деревне появилась своя каменная церковь, которая была открыта в 1900 году.

В 1920–1930-х годах храм был закрыт. В здании церкви устроили зерносклад, потом хранилище для удобрений. Позже оно было и вовсе заброшено, безвозвратно утрачены внутренние фрески и росписи.

В 2004 году в храме начались реставрационные работы. В мае 2006-го состоялось торжественное открытие восстановленной Свято-Никольской церкви.


Легенда от автора проекта

Письмо в прошлое

(Продолжение. Начало в № 10)

Поползли слухи, что в округе появились советские войска. Ночью семья хозяина имения с небольшой поклажей уехала в сторону границы. Следом отправилась и подвода управляющего. Прощались второпях. Обнимая Костуся, Мирра со слезами на глазах скороговоркой лепетала:

– Не забывай того, чему я тебя учила. Пиши больше. Книги, какие хочешь, в отцовской библиотеке возьми. Ты мне письмо напиши. Отец говорит, что мы скоро вернемся. Вернемся – и я его почитаю, ошибки исправлять буду. Так что ты старайся. Обещаешь?

А уже во второй половине этого дня двор имения заполнили чужие люди, обозы, солдаты с оружием…

– Не вярнуліся яны,  – немного помолчав, продолжал дед Костусь. – Ніхто не вярнуўся, але, як бачыш, ліст гэты я ўсё ж напісаў. На той паперы, што мне яшчэ Міра пакінула.

И опять полились воспоминания грустно и тяжело.

Дядю забрали сразу, в тюрьму передачу понесли, а там сказали, что его уже в Сибирь отправили. Оттуда он уже не вернулся. Отца тоже забрали, держали долго, кровью кашлять стал. К зиме и его не стало. Жили впроголодь. Всех загоняли в колхозы, раскулачивали, потом – война. Был постоянный страх, что за тобой тоже придут.

– Не памятаю, ці плакаў. Толькі часта глядзеў у вочы гэтых прышлых людзей. Спытацца баяўся, за што такая нянавісць, а вось у вочы глядзеў. Па-дзіцячаму спадзяваўся ў іх убачыць адказ. А за гэта мяне часта білі па твары. Усё хадзілі, вынюхвалі: хто з кім быў, што сказаў. Вось тады я і схаваў гэты ліст. І жыў надзеяй, што вернецца Міра, што ўсе вернуцца.

Но до деревни докатилась страшная весть, что всех беглецов имения поймали у границы и там же  расстреляли.

– Вось тады плакаў вельмі. У гумно забраўся, глядзеў на гэтых чужых  людзей і плакаў доўга...

Перед войной Костусь женился, только дом построил и на фронт ушел. Вернулся с тяжелыми ранениями. Но выходила солдата его жена Зоська. На ноги, можно сказать, поставила. О том, что Мирра жива, бывший фронтовик услышал случайно. Из города приехали знакомые, вот они и рассказали, что когда управляющего с женой расстреливали, Мирра с братом в лес убежали. Но голод их из леса выгнал, в городок пришли. Жили в подворотнях, от облав прятались. Так Мирра в городе и осталась, замуж вышла. Дед Костусь, закончив рассказ, замолчал. Это затянувшееся молчание прервал я:

– А давайте, дедушка, я ваше письмо Мирре в город отвезу.

И опять дед долго, очень долго молчал. Глядел то на меня, то в окно, а то, вздыхая, опускал глаза в пол.

– А ведаеш... Вязі. А спытае пра мяне, раскажаш. Калі яна жывая, а калі не, то ў людзей спытай, дзе пахаваная, і гэты ліст на яе магілцы каменьчыкам прылажы ды пяском прысып, каб ветрам не знесла. Але толькі тады да мяне не вяртайся.

И я не вернулся… 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.