Некоторые пенсионеры предпочитают получать пенсию по старинке – в своем почтовом отделении. Или даже прямо из рук почтальона. При этом вовсе не потому, что люди не хотят осваивать новые банковские технологии. Причина неверия в преимущества прогресса – реальная боязнь мошенников.
Кстати, такие страхи характерны не только для старшего поколения. Один мой коллега также предпочитает в день зарплаты снимать с карточки все деньги. Считает, что наличка надежней... Неужели в случае, если карточку обчистят изощренные, знающие «узкие места» банковских технологий мошенники, банк не защитит – не вернет нам украденные деньги? На этот и другие вопросы отвечает главный специалист управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Алла Кадушко.
– Алла Геннадьевна, читатели газеты интересуются, что такое принцип ограничения ответственности владельцев банковских карточек и как он работает?
– Это значит, что если с твоей банковской платежной карточки мошенники украли деньги, то банк, при наличии определенных условий, может вернуть вам исчезнувшую сумму.
– Какими должны быть действия хозяина карточки, если с его счета списались деньги без его ведома?
– Первое, что нужно сделать держателю карточки, – это незамедлительно заблокировать карточку, как только с нее стали пропадать деньги. Затем, в течение 30 календарных дней с момента получения от банка уведомления о движении денежных средств по счету, нужно подать в банк заявление на бумажном носителе или в электронном виде (в соответствии с условиями договора об использовании карточки).
Если у человека есть уважительная причина (например, он лежал в больнице), то срок подачи заявления может быть продлен, но не более чем до 90 дней с момента отражения операции по счету.
На рассмотрение этого заявления и принятие решения о возврате средств банкам отводится 45 дней, если операция была совершена на территории Беларуси, а за пределами страны – 90.
– Это значит, что держатель банковской карточки не обязан особенно быть бдительным – защита его финансов действует автоматически? Если банк все равно вернет пропавшие деньги, то можно особо не задумываться об их сохранности?
– Нет, это совсем не так. Забота со стороны банка о сохранности ваших сбережений не избавляет вас от необходимости быть бдительными и контролировать движение денежных средств на счете. Приступая к рассмотрению инцидента, банк проведет расследование, чтобы убедиться, что человек сделал все возможное, чтобы обезопасить свои сбережения: никому не сообщал свой ПИН-код, не передавал карточку третьему лицу, подключил СМС-оповещение, заблокировал карточку, как только с нее стали пропадать деньги. Если владелец платежной карточки соблюдал все рекомендации банка по безопасному ее использованию, в таком случае он может рассчитывать на то, что банк вернет ему деньги.
– На все ли карточки распространяется так называемый принцип ограничения ответственности клиента?
– Он не распространяется на корпоративные и предоплаченные карточки.
Порядок возврата денежных средств по операциям, не санкционированным держателем корпоративной карточки, устанавливается банком-эмитентом в локальном нормативном правовом акте банка.
Предоплаченные же карточки хоть и имеют тот же вид и обслуживаются в той же программно-технической инфраструктуре, что и банковские платежные карточки, с правовой точки зрения относятся к электронным деньгам и на них не распространяется указанный принцип ограничения ответственности клиента. Условия выпуска предоплаченных карточек, совершения операций с ними, в том числе и порядок проведения разбирательств по несанкционированным операциям, определяются правилами платежных систем, в рамках которых эти карточки выпущены в обращение, а также правилами банков-эмитентов.
– А есть ли такие случаи, когда банк не возвращает деньги пострадавшему от мошенников гражданину?
– Банк вправе отказать в возврате денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карточки, если операция совершена:
а) с вводом ПИН-кода по чиповой или бесконтактной карточке;
б) в интернете с использованием технологии дополнительной идентификации клиентов по технологии, предусмотренной правилами платежной системы, в рамках которой карточка выпущена (Verified by Visa, MasterCard SecureCode и др.);
в) посредством системы дистанционного банковского обслуживания с введением логина и пароля;
г) после того, как держатель карточки отменил ее блокировку, которую банк произвел, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к счету клиента.
Конечно, банк откажет в возврате денег, если у него есть информация о мошеннических действиях держателя карточки, а также при нарушении срока подачи заявления в банк (30 календарных дней).
Совместный проект
газеты «7 дней»
и Национального банка Республики Беларусь