Как показывают социологические исследования, примерно с середины лета в стране растет интерес к заготовительным организациям. Люди не прочь подзаработать, сдавая в заготовку грибы, ягоды, плоды. Но насколько активно население пользуется услугами заготовительных организаций?
Научные сотрудники спросили у респондентов: «Пользуетесь ли вы услугами заготовительных организаций?». Положительно ответили жители:
г. Минска | 8,6% |
областных центров | 11,2% |
крупных городов (более 50 тыс.) | 21,0% |
районных центров (от 10 до 50 тыс.) | 17,6% |
малых городов (менее 10 тыс.) | 21,4% |
сельских населенных пунктов | 29,7% |
Каждый пятый житель крупных городов и каждый шестой районных центров постоянно сдает продукцию структурам Белкоопсоюза. Много это или мало? С одной стороны, кажется много, ведь почти каждый третий сельский житель страны пользуется услугами заготовителей, но, с другой стороны, следует обратить внимание, что сдают люди. Как показывают социологические исследования, сдают:
Жителей страны | |
---|---|
макулатуру | 9,2% |
фрукты (яблоки, груши, сливы и т. д.) | 6,5% |
лом черных и цветных металлов | 5,4% |
дикорастущие ягоды и грибы | 4,7% |
стеклобой смешанный тарный | 4,5% |
картофель | 4,3% |
вторичное полимерное сырье, ПЭТ-бутылки | 4,3% |
овощи (огурцы, помидоры, капусту и т. д.) | 2,1% |
крупнорогатый скот и свиней | 1,3% |
кожевенное сырье | 0,4%. |
Возникает вопрос, почему так мало сдают фруктов, почему они гниют в садах, почему их скармливают коровам и свиньям, а мы покупаем эти же фрукты за рубежом или у других заготовителей? Почему они проигрывают своим основным конкурентам? Значит, есть объективные и субъективные причины подобного положения.
Сотрудники института спросили у своих респондентов: «Что именно вас не устраивает в работе приемозаготовительных пунктов Белкоопсоюза?» Среди пользователей заготовительных организаций ответы распределились следующим образом:
Город | Село | |
---|---|---|
все устраивает | 41,7 | 35,2% |
низкие закупочные цены | 36,6 | 44,5% |
дальняя расположенность от места проживания | 8,8 | 6,3% |
узкий ассортимент принимаемой продукции | 7,9 | 4,9% |
отсутствие передвижных пунктов | 6,9 | 6,6% |
малая обеспеченность тарой передвижных пунктов | 5,3 | 4,1% |
режим работы стационарных пунктов | 2,9 | 2,0% |
некорректное отношение к клиентам | 2,5 | 4,3% |
режим работы передвижных пунктов | 2,4 | 5,2% |
нет нужной услуги | 2,3 | 1% |
обсчет, обвес клиентов | 1,9 | 9,0% |
Главная причина недовольства работой приемозаготовительных пунктов – низкие закупочные цены на сданную продукцию. И это притом, что Белкоопсоюз работает с той частью населения, которая имеет низкие доходы, – сельскими жителями.
Возьмем знаменитые белорусские лисички – это же валюта под ногами! А яблоки, груши и сливы, которые гниют тоннами, зовут к себе заготовителей, но никто к ним не едет. Конечно, металлолом собрать проще, чем клюкву или бруснику, а стеклянные бутылки из-под водки или пива легче, чем картофель. Есть множество и других примеров.
Как показывают социологические исследования, у многих руководителей на местах не хватает элементарной управленческой хватки, то есть осмысления целей, задач и способов их решения в нынешних условиях. Преобладает какое-то очень странное мышление в управлении современной кооперативной моделью, когда основное внимание сосредоточивается не на важнейших хозяйственных вопросах. Иногда кажется, что тот старый хозяин с лошадью и телегой, не имеющий даже среднего образования, мыслил и работал более эффективно, чем некоторые «потребительские» руководители.
Потребкооперации всегда было свойственно самообеспечение, само-окупаемость и самофинансирование. Она занимала и занимает, несмотря на все проблемы, свою нишу благодаря взаи-
мопомощи и сотрудничеству своих членов, их самодеятельности и инициативе. Важно вернуть потребкооперации то глубокое уважение, которым она владела долгие годы, репутацию социально ориентированной системы, работающей на повышение материального благосостояния своих членов, всех жителей деревни.
А в целом потребкооперация имеет неплохое будущее. И придет, надеюсь, время, когда яблоки не будут просить: «Заберите нас!».