Мы – это то, что мы помним, как позиционируем себя в объективном времени и пространстве. Память – это черта, которая отличает культуру и цивилизацию от дикости. Нация – это то, что она помнит и хранит. Белорусы свою историю не забыли.
И все же, что мы помним?
Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной. Научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси спросили у своих респондентов: «Какие события и/или исторические периоды вы бы отметили как знаковые для белорусов?». Ответы распределились следующим образом:
Период вхождения белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского (XIII – XVI вв.) | 16,5% |
Период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой (1569 – 1772) | 11,3% |
Период вхождения белорусских земель в состав Российской империи (1772 – 1917) | 11,7% |
Октябрьская революция 1917 года | 23,7% |
Присоединение к Беларуси западных территорий в сентябре 1939 года | 18,0% |
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. | 68,2% |
Кроме того, как показывают социологические исследования, 88,7% жителей страны убеждены, что победа в Великой Отечественной войне – это Великая победа наших отцов и дедов, героический подвиг всего советского народа. Для подавляющего большинства жителей страны – главное событие в современной истории белорусского народа.
Это доминантное событие и для меня лично, хотя я не слышал орудийных залпов, не видел взрывов снарядов. Войну прошел мой отец. 22 июня 1941 года в четыре утра на западной границе Советского Союза под Перемышлем, будучи совсем мальчишкой, он встретил Великую Отечественную с винтовкой-трехлинейкой. На молодого пограничника и его однополчан фашистские самолеты обрушили тонны бомб. Мне сегодня даже трудно понять, как они выстояли против фашистской армады с кулаками и штыками. Отец до последнего патрона защищал свою Родину и весь мир от коричневой чумы. После Великой Победы он, директор школы в небольшом поселке Яновичи на северо-востоке Беларуси, неоднократно с гордостью рассказывал школьникам и своим сыновьям: «Мы победили фашизм. В нашу победу мы верили с самого первого дня войны. И долгие четыре года шли к ней». Прошедший всю войну отец был суровым человеком. Единственная песня, которую пел, причем в каждый День Победы, – это «Синий платочек».
Моя мать, простая сельская учительница, с первых дней фашистской оккупации ушла в партизанский отряд. В моем детстве я видел, как ее любили все кошки и собаки в округе. Мама не обидела ни одной птички, ни одной букашки, никогда не повысила голос, но во время войны стреляла в фашистов, взрывала поезда с захватчиками. Партизаны... Для меня всегда это слово означает «народные мстители, не покоренные фашизмом». Туда шли по зову сердца не только мужчины, но и женщины, старики, дети, зная, на что себя обрекают. Когда фашисты окружили отряд (в котором была и мама), партизаны трое суток в болоте, по грудь в мартовской ледяной воде, отражали атаки захватчиков. Они воевали за свой народ, свою семью, свою страну, за свободу и независимость Родины, жертвовали своей жизнью ради Отчизны, ради родных и близких, ради будущего своих детей и внуков, чтобы грязные фашистские сапоги никогда не топтали родные с детства поля и луга.
Моя бабушка, хрупкая, миниатюрная Марийка, за шестьдесят километров через фашистские заставы носила хлеб и соль партизанам – ее каждый день ждали. И, как говорила бабушка, ждали не столько хлеб и соль, сколько вестей с Большой земли.
Для меня День Победы всегда был семейным праздником. В детстве мы собирались за круглым столом в доме на улице Озерской в Яновичах и обсуждали тяжелые бои и победы. Взрослые вспоминали тех, чьи фотографии до сих пор висят на стенах во многих сельских домах, плакали и поднимали рюмки с «горькой» в честь ветеранов-победителей.
Этот праздник был семейным для всей Беларуси, для всего великого советского народа, всего Советского Союза. Мы все (и молодое, и старшее поколение) прекрасно понимали и понимаем, что победили все вместе, фронтовой семьей, защищая, помогая в трудную годину друг другу.
Теперь этот семейный праздник у меня хотят отнять. Переписать историю, стереть из памяти людской подвиг моих отца, матери и бабушки, всех советских солдат и мирных жителей. Причем это делают предки струсивших в то страшное время, убежавших, продавших свою страну, предавших своих стариков, матерей и детей, подбрасывающих дрова в печи Дахау и расстреливавших евреев в «яме» в центре Минска и в Тростенце. Это они убивали, сжигали стариков и детей в Хатыни, а теперь разрушают памятники воинам-освободителям. Уму непостижимо, но факт: в соседних государствах глумятся над могилами и памятниками своих же дедов и прадедов, отдавших жизнь в священной войне. Ужасно и другое – они выливают ушаты грязи на коллективную память миллионов людей, хотят сделать их манкуртами, заставить забыть великий подвиг людей, отлитых ныне в бронзе, заменить грандиозное событие в жизни всего человечество другим – мелким, ничтожным, как окурок в пепельнице.
Историческая память имеет свойство бледнеть, меркнуть, истончаться с годами, растворяться во времени, особенно под целенаправленными атаками нечистоплотных историков и писателей, журналистов и просто подонков. Уже давно нет в живых моих бабушки и родителей, но их рассказы, их подвиги я никогда не забуду. И я никогда не позволю топтать их память, как и подвиг всего советского народа.
Нация – это то, что она помнит и хранит. Белорусы – великая нация. Она способна защитить свою память.