С 26 февраля заработал обновленный закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Как сейчас будут регулироваться отношения перевозчика и пассажира? В этот день пришлось померзнуть тем, кто привык ездить на маршрутках: часть транспортных средств не вышло в рейс.
Причиной стали новые правила для междугородних перевозок – маршрутки теперь должны перейти на регулярный график движения, ездить по определенному маршруту и расписанию, а также отправляться с пассажирских терминалов. Однако с обновленным законом согласились не все. Например, 26 февраля только по маршруту Полоцк – Минск отменили более 100 рейсов из-за несогласия с новой редакцией закона. Приостановили свою работу и перевозчики из Лиды и Слуцка: чтобы не нарушать новый закон, машины остались в гаражах.
Изменения и дополнения в закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках начали обсуждать еще в 2014 году. «Инициаторами нововведений были транспортные компании. Они жаловались на засилье на рынке перевозчиков, которые пользовались несовершенством законодательства и выполняли регулярные рейсы, не имея на то лицензии. Это приводило к тому, что на рынке перевозок складывалась нечестная конкуренция, в результате которой официальные перевозчики оказались в заведомо неравных условиях. Вместе с тем о необходимости здоровой конкуренции высказывались и пассажиры», – пояснил заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко.
Законопроект был размещен на сайте Национального центра правовых исследований для общественного обсуждения 2 апреля 2015 года. Общественное обсуждение длилось до 22 апреля. По словам Александра Шишко, эта информация была опубликована практически во всех белорусских СМИ, прошли семинары, в том числе во время Транспортной недели. «Нам поступило 8 предложений от 7 авторов, и все они были учтены в законопроекте. Закон обсуждался в Палате представителей, депутаты выезжали в свои округа и проводили встречи по этому поводу. Только в 2017 году было проведено 413 семинаров и совещаний с участием представителей исполнительной власти, операторов перевозок, перевозчиков, где разъяснялись все изменения в законодательстве», – говорит он.
Замминистра подчеркивает, что эта работа не пропала даром, потому что многие перевозчики уже заключили договоры на выполнение регулярных перевозок. «Работа была проведена очень большая. Кстати, закон был принят летом 2017 года, а вступил в силу с 23 января», – добавляет замминистра. То есть времени у перевозчиков, чтобы решить, будут ли они работать в новых условиях, было достаточно.
По мнению начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Сергея Дубины, то, что некоторые отказавшиеся выходить в рейсы перевозчики не выполняют заказы, принятые ранее, – и есть фактически условия, которые характерны для нерегулярных перевозок. Если бы это были регулярные перевозки, то такого бы не было, ибо гарантией оказания услуг является договор по перевозке пассажиров, в соответствии с которым есть обязанности как у перевозчика, так и у оператора. В той схеме организации перевозок, которая действовала раньше, при нерегулярных перевозках фактически заключался договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров с третьими лицами, которые никакого отношения к пассажирам не имели. То есть пассажир не имел договорных отношений ни с перевозчиком, ни с организатором этой перевозки.
В лучшем случае ему выдавался чек о принятии наличных денежных средств. И если были какие-то проблемы в дороге, пассажир потом просто не мог защитить свои права.
Кроме того, для организации перевозок в нерегулярном сообщении не требовалось соответствовать критериям, установленным конкурсом на право выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении и договором об организации перевозок (требования к подвижному составу, водителям, соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха водителей). Не нужно было разрабатывать и согласовывать паспорт маршрута с соответствующим подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, соблюдать расписание движения. Фактически, как отметил Сергей Дубина, у непосредственных организаторов таких перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении отсутствовала ответственность перед последними за несвоевременную подачу транспортного средства, невыполнение рейса. При этом, по словам начальника управления, перевозки, которые позиционировались как нерегулярные, выполнялись по конкретным направлениям в одно и то же время, а это является признаком регулярной перевозки.
В законе теперь уточнены критерии отнесения автоперевозок к перевозкам в нерегулярном и регулярном сообщении. Это связано с наличием фактов массового выполнения перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении по договорам фрахтования по действующим маршрутам следования автобусов регулярного сообщения. Сегодня те условия, которые созданы для оказания услуг в сфере пассажирских перевозок, не направлены ни на частного, ни на государственного перевозчика, а касаются всех участников рынка.
Суть предложенной и вступившей в силу реформы – привести работу всех автомобильных перевозчиков в соответствие с едиными требованиями безопасности движения, тарифной политикой и качеством обслуживания, говорят представители Минтранса. Только при этих условиях можно выполнить одну из основных задач для всех участников рынка – защитить потребителя. У того обстоятельства, что некоторые перевозчики не спешат заключать договор по новым правилам, есть несколько версий. В Минтрансе уверены: «нерегулярщиков» не устраивают жесткие требования, касающиеся в том числе режима труда и отдыха водителей, скоростного режима. Некоторые не хотят работать под контролем, так как будет хорошо видно, с какой скоростью маршрутка передвигается. Нередко в Минтранс поступают жалобы от пассажиров на то, что водитель во время езды занят посторонними делами.
Качество регулярных перевозчиков также не останется без внимания. Задача государства – не ограничивать развитие сферы междугородних перевозчиков, а направить отрасль в цивилизованное русло. Современный транспорт и строгое соблюдение расписания: разработчики закона особо подчеркивают, что все льготы пассажиров будут особо учитываться.
Билет – безоговорочное соблюдение прав пассажира. Как и раньше, клиент сможет бронировать свои поездки через интернет и отправляться в дорогу не только с вокзала. Регулярные перевозчики все так же будут останавливаться возле автокасс и диспетчерских пунктов.
Точка зрения замминистра транспорта и коммуникаций Александра Шишко была однозначной: междугородними перевозками должны заниматься перевозчики частной формы собственности, но им необходимо обеспечить регулярность своих перевозок и безопасность пассажиров. Немногим ранее заместитель министра во время прямой телефонной линии, комментируя закон, отметил, что заниматься нерегулярными перевозками никто не запрещает, например, автомобилями-такси. В законе и во всех установленных государством нормативах работа частного бизнеса на перевозках приветствуется. Но перевозки пассажиров строго регламентированы законодательством, и от этого зависит их безопасность.
Есть моменты фискального характера, но Минтранс обращает особое внимание именно на безопасность пассажиров. Напрасны опасения и тех водителей маршруток, которые считают, что в связи с новыми правилами окажутся без работы –
они просто должны заключить договоры на регулярные перевозки по маршрутам, по которым работают. Но следует учесть: у регулярных перевозчиков есть расписание движения, маршрут, в договоре отмечены все требования, которые необходимо соблюдать. Почему же некоторые из них не хотят заключать договоры? Потому что, похоже, не привыкли к жестким требованиям, которые касаются в том числе режима труда и отдыха водителя, скоростного режима. Водитель должен работать не более 11 часов в сутки с 12-часовым перерывом на отдых. Будем откровенны: на нерегулярных перевозках данное условие в полной мере не выполняется. И еще один важный момент: работа по информированию об изменениях в законодательстве проводилась еще с августа прошлого года. По информации Минтранса, было проведено более 400 семинаров, совещаний, были 452 выступления, публикации в СМИ. Все об этом знали: десятки перевозчиков заключили договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работали ранее. Но некоторые, поняв, что время прошло и условия не выполнены, пошли другим путем. Так кто же в этом виноват?
Мнения белорусских пассажиров разделились. Одни жалуются на возможные неудобства передвижений без ставших уже привычными маршруток (приходится раньше вставать утром, ехать в кассы за билетами, не радует и расписание, согласно которому интервалы между рейсами могут достигать 4-5 часов). Не по душе и время в пути у так называемых регулярных перевозчиков – как правило, оно значительно дольше, чем у маршруток. И, конечно же, цена – этот показатель для многих пассажиров стоит не на последнем месте. Другая часть поддерживает нововведения, опираясь на доводы о безопасности и гарантии качества оказанных услуг. И это, безусловно, одни из самых важных критериев работы перевозчиков.
Какой же он, почти идеальный перевозчик сегодня? Золотой середины тут не будет. Только правильно рассчитанное сочетание. Будем надеяться, что союз гибкости в работе и чувства рынка с государственными гарантиями может стать вполне достойным вариантом, использующим любой положительный опыт.
Заключение договора с оператором автомобильных перевозок пассажиров обязывает также установить навигационное оборудование, которое позволяет контролировать наличие нарушений правил дорожного движения. Когда при проведении оператором конкурса будет, к примеру, выявлен водитель с 15 действующими нарушениями, то его вряд ли выберут. Ранее нарушения не контролировались, узнавали о ДТП с участием нерегулярных перевозчиков только по факту. Формально можно понять, почему некоторые не хотят работать в режиме контроля.
Красноречивая статистика за 2017 год:
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?