Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Культура

№9 от 01 марта 2018 года

Все ради достоверности
Все ради достоверности

30 лет назад на экраны вышел нашумевший фильм «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула. Картина, которая стала одним из символов перестройки. Отца главной героини в фильме сыграл Юрий Назаров – народный артист Российской Федерации.

Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. В кино дебютировал в 1957 году в фильме «Рассказы о Ленине». Всего на счету актера более 250 киноролей. Широкую известность получил благодаря картинам Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало». Среди других ролей – образы в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кино: «Трактир на Пятницкой», «Освобождение», «Даурия», «Горячий снег», «Земля Санникова».

– Юрий Владимирович, объясните свой поступок: все стремятся в актеры, проходят огромный конкурс в специализированные вузы, а почему вы, поступив, бросили театральное училище имени Бориса Щукина?

– В 17 лет не просто отвечать за свои поступки. Я после окончания школы за компанию со своими друзьями поехал из Новосибирска в столицу. Один из них увлекался химией и в результате стал профессором, доктором химико-биологических наук, лауреатом Ленинской премии. А у другого, Вити Лихоносова, была мечта поступить в Щукинское училище. И чтобы его поддержать, за компанию подал документы в приемную комиссию. Но случилось непредсказуемое: Витьку не приняли, а я каким-то чудом поступил. По своей эмоциональности и глупости даже обиделся: как так, Витьку не приняли, а я вместо него! Кстати, зря переживал – жизнь у друга сложилась интересная, он стал известным писателем, получил государственную премию РСФСР за роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». А я, возвращаясь к тому времени, еще был дурак дураком и поэтому, немного поучившись в театральном училище, решил себя испытать, поддавшись призыву партии осваивать целину. Мой преподаватель по актерскому мастерству Юрий Катин-Ярцев, которого все дети Советского Союза помнят по роли Джузеппе из фильма «Приключения Буратино», две недели уговаривал меня, чтобы я не совершал глупость. Но затем сдался и отправил меня к ректору, народному артисту СССР Борису Захаве (сыграл Кутузова в фильме «Война и мир»). Борис Евгеньевич, выслушав меня, ответил: «Ты думаешь, что у нас ты самый порядочный. А за что мы тебе стипендию платили? Ты обязан сдать сессию, а потом посмотрим». Сдав сессию, я тут же отнес заявление ректору, который на прощание сказал: «У тебя есть еще время подумать, захочешь, возвращайся после каникул». Но на целину я так и не доехал, потому что мама, чтобы я был под присмотром, уговорила меня поехать к троюродному брату, который работал на строительстве железнодорожных мостов в Казахстане. За четыре месяца каторжной работы в степи, где от безысходности многие пили, вся дурь из меня выветрилась, и я вернулся в Новосибирск. Там встретил своего друга Витьку, будущего писателя, с которым вместе поступили в сельскохозяйственный институт, где, правда, проучились недолго, осознав, что совершили ошибку. А через два года я вновь поступил в Щукинское училище. Вместе со мной в группе учились Вася Ливанов, Леня Каневский и Слава Шалевич. 

– А правда, что еще в первое поступление в «Щуку» состоялся ваш дебют в кино?

– Действительно, на уроке физкультуры ко мне подошла ассистент режиссера Ивана Пырьева и предложила сняться в массовке фильма «Испытание верности», в котором главную роль играла кумир поколения Марина Ладынина. Помню, я весь день провел на съемочной площадке, а потом всем родственникам и друзьям разослал письма, чтобы они меня смотрели в фильме. Но, к сожалению, на экране я себя так и не увидел. Зато спустя шесть лет, заканчивая училище, я сыграл главную роль в фильме «Последние залпы». Благодаря этой картине писатель Юрий  Бондарев отобрал меня на одну из самых любимых моих ролей старшего сержанта Уханова в картине по его произведению «Горячий снег».

– Как вы попали на роль в фильме «Андрей Рублев»?

– С Тарковским мы параллельно поступали в 1954 году – он во ВГИК, а я в Щукинское училище. Потом он заметил мою работу и пригласил в свой фильм «Иваново детство», но я не прошел кинопробы, расстроился. И вдруг Андрей позвал меня в картину «Андрей Рублев». Ему понравилась работа, и он пообещал снимать меня в своих картинах. Я благодарен Андрею Тарковскому за доверие и считаю его лучшим в кино, как Толстого – в литературе. А еще благодарен за то, что узнал жуткие парадоксы России, окунулся в историю своей страны. На съемках было много интересных моментов. Например, одновременно я должен был скакать на лошади и исправно махать мечом. Но лошадь, хотя и титулованная, оказалась упрямой и не хотела меня слушать, я мог ею управлять только двумя руками. А как же тогда махать мечом? Сколько я мучился, сколько дублей было потрачено – все зря.  Уже решили поменять коня, но когда вызвали хозяина забрать лошадь, он нашел с ней общий язык, она стала управляемой. Эпизод получился. 

– Вы ведь отказывались от роли в фильме «Маленькая Вера»?

– Поначалу действительно отказывался, потому что посчитал, что слишком чернушный сценарий. Я сказал режиссеру: а почему вы мне предлагаете, ведь есть актеры гораздо более пьющие, чем я? На что Василий Пичул ответил: «Мне нужно, чтобы вы с болью сыграли эту роль». В результате я согласился, потому что после всех героических ролей мне было интересно попробовать себя совсем в другом жанре. Мне часто говорят, что я – зачинатель нецензурных выражений в кино. На это есть объяснение. Когда прочитал в сценарии свою реплику «Ну, где жених-то этот?», сказал режиссеру, что если быть достоверным, то отец бы не так назвал жениха. Пичул спросил: «А как?». И я сказал: «Ну, и где жених этот гребаный?». Фраза вошла в фильм.

– Юрий Владимирович, правда, что после тяжелой автомобильной аварии вы могли остаться инвалидом и уйти из кино?

– Да, это правда. В 1963 году в Москве я ехал на съемочную площадку фильма «Ты не один». Случилась авария, машина перевернулась, и я вылетел из салона,  очень сильно ударился спиной о бордюр. Пришел в себя уже в больнице с тяжелым переломом позвоночника, разодрав зубами марлевую повязку от жуткой боли. И когда спросил, что со мной, узнал, что уже несколько недель парализован и шансов у меня нет. Потому что все медицинские светила, посмотрев мой рентгеновский снимок, дружно говорили, что в лучшем случае останусь инвалидом.  Но огромная жажда жизни, любовь к профессии и несгибаемая сила воли сделали свое дело – я встал. А потом был длительный процесс реабилитации.

– Какие качества в людях вы цените, а какие презираете?

– В годы войны отец мне подарил книгу Гайдара «Тимур и его команда». И когда я ее раскрыл, прочел: «Моему сынищу Юрке – будь таким, как Тимур. Чита, 15 июня 1941 года». Тогда я пообещал выполнить отцовский наказ и всю жизнь держу свое слово. Хотя я никогда не был в партии, у меня коммунистическая идеология: надо жить по совести, по уму, выполнять завет Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться». В Советском Союзе гордились, что мы – поколение победителей, а сейчас, к сожалению, потребителей. Я ребенок войны, поэтому предательство для меня – самое омерзительное качество человека. В 4 классе мы с другом Юркой Иванковым без всякой задней мысли написали гадость про учительницу, которая нам не нравилась. К сожалению, в классе нашелся иуда, который ей донес это, сконцентрировав свое внимание на том, что Юрка – председатель совета дружины. В этот день я болел, и меня не было в школе, а моего друга вызвали к директору, где хорошо пропесочили. Юрка плакал, но меня не выдал!



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Желание написать книгу время от времени посещает многих. Вот только авторами становятся далеко не все. Вместе с писателем Алексеем Горбуновым разбираемся в том, легко ли создать шедевр, существует ли формула бестселлера, чему учат на «писательских курсах» и к какой оборотной стороне славы нужно быть готовым.

«Ганди молчал по субботам» – модная постановка, репетиция которой заканчивается на сцене Гомельского областного драматического театра. С его художественным руководителем Сергеем Лагутенко мы говорим о том, за чем на самом деле зритель ходит на спектакли, есть ли конкуренция у театров и обижаются ли актеры, если им не досталась главная роль.

Волшебный мюзикл, народное шоу, битва за титул «Властелин села» и другие причины отправиться в эти выходные на Купалье в Александрию.

В Национальном историческом музее открылась экспозиция «Друкарскі двор XVI стагоддзя», посвященная Международному дню музеев. Посетители смогут не только увидеть печатный станок, но и воссоздать на нем первую страницу Библии Франциска Скорины, а также сделать бумагу по старинной технологии. Корреспонденты «7 дней» одними из первых ознакомились с уникальными артефактами.