30 лет назад на экраны вышел нашумевший фильм «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула. Картина, которая стала одним из символов перестройки. Отца главной героини в фильме сыграл Юрий Назаров – народный артист Российской Федерации.
Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. В кино дебютировал в 1957 году в фильме «Рассказы о Ленине». Всего на счету актера более 250 киноролей. Широкую известность получил благодаря картинам Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало». Среди других ролей – образы в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кино: «Трактир на Пятницкой», «Освобождение», «Даурия», «Горячий снег», «Земля Санникова».
– Юрий Владимирович, объясните свой поступок: все стремятся в актеры, проходят огромный конкурс в специализированные вузы, а почему вы, поступив, бросили театральное училище имени Бориса Щукина?
– В 17 лет не просто отвечать за свои поступки. Я после окончания школы за компанию со своими друзьями поехал из Новосибирска в столицу. Один из них увлекался химией и в результате стал профессором, доктором химико-биологических наук, лауреатом Ленинской премии. А у другого, Вити Лихоносова, была мечта поступить в Щукинское училище. И чтобы его поддержать, за компанию подал документы в приемную комиссию. Но случилось непредсказуемое: Витьку не приняли, а я каким-то чудом поступил. По своей эмоциональности и глупости даже обиделся: как так, Витьку не приняли, а я вместо него! Кстати, зря переживал – жизнь у друга сложилась интересная, он стал известным писателем, получил государственную премию РСФСР за роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». А я, возвращаясь к тому времени, еще был дурак дураком и поэтому, немного поучившись в театральном училище, решил себя испытать, поддавшись призыву партии осваивать целину. Мой преподаватель по актерскому мастерству Юрий Катин-Ярцев, которого все дети Советского Союза помнят по роли Джузеппе из фильма «Приключения Буратино», две недели уговаривал меня, чтобы я не совершал глупость. Но затем сдался и отправил меня к ректору, народному артисту СССР Борису Захаве (сыграл Кутузова в фильме «Война и мир»). Борис Евгеньевич, выслушав меня, ответил: «Ты думаешь, что у нас ты самый порядочный. А за что мы тебе стипендию платили? Ты обязан сдать сессию, а потом посмотрим». Сдав сессию, я тут же отнес заявление ректору, который на прощание сказал: «У тебя есть еще время подумать, захочешь, возвращайся после каникул». Но на целину я так и не доехал, потому что мама, чтобы я был под присмотром, уговорила меня поехать к троюродному брату, который работал на строительстве железнодорожных мостов в Казахстане. За четыре месяца каторжной работы в степи, где от безысходности многие пили, вся дурь из меня выветрилась, и я вернулся в Новосибирск. Там встретил своего друга Витьку, будущего писателя, с которым вместе поступили в сельскохозяйственный институт, где, правда, проучились недолго, осознав, что совершили ошибку. А через два года я вновь поступил в Щукинское училище. Вместе со мной в группе учились Вася Ливанов, Леня Каневский и Слава Шалевич.
– А правда, что еще в первое поступление в «Щуку» состоялся ваш дебют в кино?
– Действительно, на уроке физкультуры ко мне подошла ассистент режиссера Ивана Пырьева и предложила сняться в массовке фильма «Испытание верности», в котором главную роль играла кумир поколения Марина Ладынина. Помню, я весь день провел на съемочной площадке, а потом всем родственникам и друзьям разослал письма, чтобы они меня смотрели в фильме. Но, к сожалению, на экране я себя так и не увидел. Зато спустя шесть лет, заканчивая училище, я сыграл главную роль в фильме «Последние залпы». Благодаря этой картине писатель Юрий Бондарев отобрал меня на одну из самых любимых моих ролей старшего сержанта Уханова в картине по его произведению «Горячий снег».
– Как вы попали на роль в фильме «Андрей Рублев»?
– С Тарковским мы параллельно поступали в 1954 году – он во ВГИК, а я в Щукинское училище. Потом он заметил мою работу и пригласил в свой фильм «Иваново детство», но я не прошел кинопробы, расстроился. И вдруг Андрей позвал меня в картину «Андрей Рублев». Ему понравилась работа, и он пообещал снимать меня в своих картинах. Я благодарен Андрею Тарковскому за доверие и считаю его лучшим в кино, как Толстого – в литературе. А еще благодарен за то, что узнал жуткие парадоксы России, окунулся в историю своей страны. На съемках было много интересных моментов. Например, одновременно я должен был скакать на лошади и исправно махать мечом. Но лошадь, хотя и титулованная, оказалась упрямой и не хотела меня слушать, я мог ею управлять только двумя руками. А как же тогда махать мечом? Сколько я мучился, сколько дублей было потрачено – все зря. Уже решили поменять коня, но когда вызвали хозяина забрать лошадь, он нашел с ней общий язык, она стала управляемой. Эпизод получился.
– Вы ведь отказывались от роли в фильме «Маленькая Вера»?
– Поначалу действительно отказывался, потому что посчитал, что слишком чернушный сценарий. Я сказал режиссеру: а почему вы мне предлагаете, ведь есть актеры гораздо более пьющие, чем я? На что Василий Пичул ответил: «Мне нужно, чтобы вы с болью сыграли эту роль». В результате я согласился, потому что после всех героических ролей мне было интересно попробовать себя совсем в другом жанре. Мне часто говорят, что я – зачинатель нецензурных выражений в кино. На это есть объяснение. Когда прочитал в сценарии свою реплику «Ну, где жених-то этот?», сказал режиссеру, что если быть достоверным, то отец бы не так назвал жениха. Пичул спросил: «А как?». И я сказал: «Ну, и где жених этот гребаный?». Фраза вошла в фильм.
– Юрий Владимирович, правда, что после тяжелой автомобильной аварии вы могли остаться инвалидом и уйти из кино?
– Да, это правда. В 1963 году в Москве я ехал на съемочную площадку фильма «Ты не один». Случилась авария, машина перевернулась, и я вылетел из салона, очень сильно ударился спиной о бордюр. Пришел в себя уже в больнице с тяжелым переломом позвоночника, разодрав зубами марлевую повязку от жуткой боли. И когда спросил, что со мной, узнал, что уже несколько недель парализован и шансов у меня нет. Потому что все медицинские светила, посмотрев мой рентгеновский снимок, дружно говорили, что в лучшем случае останусь инвалидом. Но огромная жажда жизни, любовь к профессии и несгибаемая сила воли сделали свое дело – я встал. А потом был длительный процесс реабилитации.
– Какие качества в людях вы цените, а какие презираете?
– В годы войны отец мне подарил книгу Гайдара «Тимур и его команда». И когда я ее раскрыл, прочел: «Моему сынищу Юрке – будь таким, как Тимур. Чита, 15 июня 1941 года». Тогда я пообещал выполнить отцовский наказ и всю жизнь держу свое слово. Хотя я никогда не был в партии, у меня коммунистическая идеология: надо жить по совести, по уму, выполнять завет Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться». В Советском Союзе гордились, что мы – поколение победителей, а сейчас, к сожалению, потребителей. Я ребенок войны, поэтому предательство для меня – самое омерзительное качество человека. В 4 классе мы с другом Юркой Иванковым без всякой задней мысли написали гадость про учительницу, которая нам не нравилась. К сожалению, в классе нашелся иуда, который ей донес это, сконцентрировав свое внимание на том, что Юрка – председатель совета дружины. В этот день я болел, и меня не было в школе, а моего друга вызвали к директору, где хорошо пропесочили. Юрка плакал, но меня не выдал!