Экономическая ситуация как во всем мире, так и в Беларуси в последние годы существенно меняется, становится все динамичнее.
Процессы модернизации в различных сферах общества, интенсивное развитие экономики, финансово-экономические кризисы усиливают изменения в трудовой сфере малого и среднего бизнеса. Это повлекло за собой и трансформацию нравственных и профессиональных ценностей их представителей.
Главной особенностью среднего и малого бизнеса являются конкуренция и занятость представителей и, как результат, непропорциональное распределение времени. На деловую активность выделяется значительно больше времени, чем на другие сферы деятельности. Нервное напряжение и стресс, высокие требования и усталость приводят к эмоциональному выгоранию. Все это грозит множеством проблем: от заболеваний желудочно-кишечного тракта до инфарктов. Когда человек постоянно работает в аварийном режиме, он вынужден за это расплачиваться своим здоровьем. Но, с другой стороны, он понимает, что конкуренция – это движущая сила прогресса, его основной стимул: если у тебя сильные конкуренты, ты сам вынужден становиться сильнее, даже в сверхстрессовых ситуациях.
Каждый из нас пытается защитить себя от стресса и усталости. Так делают и предприниматели. Научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси обратились к респондентам с вопросом: «К чему вы обычно прибегаете, чтобы снять стресс, усталость, восстановить силы?». Представители среднего и малого бизнеса ответили, что для этого они используют:
сон | 51,3% |
общение с близкими людьми | 45,1% |
общение с природой, пешие прогулки | 24,1% |
рыбалку | 20,4% |
работу и отдых на даче | 19,3% |
занятия физкультурой и спортом | 17,6% |
потребление алкоголя | 16,0% |
музыку, театр, живопись и т. п. | 15,9% |
общение с животными | 15,7% |
другое | 1,1% |
Как видно из результатов исследования, более половины предпринимателей как метод снятия усталости и стресса выбирают сон. Одна из респонденток записала в анкете: после сложного рабочего дня у меня единственное желание – дойти до кровати. Общение с близкими людьми находится на втором месте. Даже общение с коллегами, беседы на темы, не связанные с работой, способствуют снятию напряжения. Обсуждение с женой или детьми совершенно посторонних вопросов вытесняют из сознания конфликтную ситуацию, которая неприятна для человека и о которой вспоминать совершенно не хочется. У трети предпринимателей имеется хобби, которому они посвящают достаточно много времени и оно спасает их от стресса. Каждый шестой пытается потушить проблемы алкоголем.
Структура досуговых занятий предпринимателей не отличается большим разнообразием, а предпочтение отдается незамысловатым и достаточно пассивным видам отдыха. Общение все больше смещается в интернет, в систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Есть и такие представители бизнеса, которые счастливы, когда могут уединиться с любимой книгой в руках. Результаты социологических исследований подтверждают сказанное выше.
Вот как ответили представители среднего и малого бизнеса на вопрос «Как вы обычно проводите свое свободное время?»:
общаюсь с друзьями | 49,5% |
за компьютером, в интернете | 41,5% |
смотрю телевизор | 36,7% |
занимаюсь любимым делом, хобби | 31,8% |
гуляю в парке, сквере, по улице | 24,1% |
занимаюсь спортом, физкультурой | 23,3% |
читаю книги, газеты, журналы | 20,7% |
у меня нет свободного времени | 19,6% |
посещаю кино, театры, музеи, концерты | 10,4% |
хожу в церковь, костел | 8,1% |
стараюсь побыть один | 7,4% |
посещаю дискотеки, кафе | 7,2% |
посещаю спортивные и зрелищные мероприятия | 5,8% |
другое | 2,8% |
обычно не знаю, чем себя занять | 1,1% |
К более культурным и интеллектуальным развлечениям предприниматели относят посещение кинотеатров и музеев, концертных залов и театров, картинных галерей и художественных салонов. Это отметил каждый десятый респондент, что говорит или о недостаточно высоком уровне духовного развития данной социальной группы общества, что не совсем правильно, или о практическом отсутствии свободного времени. Кстати, что это так, отметил каждый пятый предприниматель.
Важным видом досуговой деятельности у многих жителей Беларуси является забота о своем здоровье. Это и посещение врачей, и отдых за границей, и занятия физической культурой и спортом. Ответы представителей малого и среднего бизнеса совсем не радуют. Почти половина из них по самым разным причинам не занимаются физической культурой и спортом.
Таким образом, важнейшей характеристикой жизни представителей малого и среднего бизнеса является их занятость, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности, накладывает отпечаток на их личность, сказывается на отношениях с ближайшим социальным окружением. Очевидно, что семейная форма личной жизни более полно удовлетворяет все потребности предпринимателей и адекватна особенностям их трудовой деятельности и жизни в целом.