Развитие среднего и малого бизнеса во многом зависит от личностных качеств и ценностных ориентаций предпринимателей, от того, как они оценивают собственный потенциал в разрешении стоящих перед ними и обществом проблем. В современной научной литературе часто выделяют следующие теоретические базовые ценности предпринимателей (индивидуализм – в противовес коллективизму, предпочтение равенства шансов – в противоположность имущественному равенству), определяющие конечный успех. Но это только теория. В жизни бывает иногда совсем по-другому. А каковы личностные качества белорусских предпринимателей? В социологической анкете им задали такой вопрос: «В какой степени вам присущи перечисленные личностные качества?»
Ответы распределились следующим образом.
Доброта | 70,0% |
Законопослушность | 67,9% |
Уважение к окружающим | 66,9% |
Ответственность | 65,3% |
Трудолюбие | 64,4% |
Самостоятельность | 64,0% |
Чувство юмора | 63,7% |
Общительность | 63,0% |
Самоуважение | 62,2% |
Целеустремленность | 60,4% |
Стремление к самореализации | 59,6% |
Способность преодолевать трудности | 58,1% |
Умение заботиться о других людях | 54,2% |
Сила воли | 51,0% |
Готовность рисковать | 50,8% |
Креативность | 49,9% |
Терпимость к другим людям | 41,8% |
На первом месте оказалась доброта – базовая ценность белорусского народа. Но важна ли она для успеха в современном достаточно жестком бизнесе? Многие исследователи под сомнение ставят необходимость данного качества для предпринимателей. А вот готовность рисковать для бизнеса очень важна. Без риска трудно заслужить шампанское. Как показывают исследования, как правило, предприниматели работают по 12-14-16 часов. И это качество поддерживает почти две трети предпринимателей. Креативность в мире предпринимательства очень важна. Способность нестандартно мыслить и интуитивно находить и внедрять успешные идеи необходима в жизни бизнеса как ничто иное. Отсюда возникает
интересный вопрос: «Какие качества – деловые или морально-нравственные – наиболее важны для предпринимателей?».
По их мнению, как показывают социологические исследования:
Деловые качества помогают: | |
во всех ситуациях | 20,6% |
в большинстве ситуаций | 37,2% |
помогают только в некоторых ситуациях | 32,8% |
не помогают вообще | 2,4% |
затрудняюсь ответить | 7,0% |
нет ответа | 2,7% |
Нравственные качества помогают: | |
во всех ситуациях | 13,9% |
в большинстве ситуаций | 29,3% |
только в некоторых ситуациях | 32,8% |
не помогают вообще | 7,9% |
затрудняюсь ответить | 14,6% |
нет ответа | 1,5% |
Таким образом, в белорусском малом и среднем бизнесе больше верят в деловые личностные качества. А вот морально-нравственные характеристики остаются на втором плане. Но надо надеяться, что придет время, когда все изменится, и социальный бизнес станет не редкостью, а настоящей реальностью.
Ценности являются регуляторами индивидуального и общественного поведения предпринимателей, катализатором различных социальных практик. Часть жителей страны крайне негативно относится к ценностным ориентациям белорусских предпринимателей. Но социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, показывают, что эти люди не совсем правы, как, впрочем, и сами социологи, которые чаще всего в анкету для опросов предпринимателей закладывают весьма специфические, трудные для понимания вопросы. А они такие же люди, как мы, и живут рядом с нами. Вот как ответили предприниматели на вопрос «Какие ценности для вас являются самыми главными в жизни?»
Семья | 71,7% |
Здоровье | 69,9% |
Дети | 66,7% |
Материально обеспеченная жизнь, достаток | 45,7% |
Дружба | 44,9% |
Любовь | 44,1% |
Душевный покой, комфорт | 40,6% |
Интересная работа, профессия | 37,5% |
Самореализация | 23,3% |
Самоуважение | 21,9% |
Знания, познание мира, людей, образование | 20,4% |
Свобода | 19,0% |
Помощь людям | 18,8% |
Секс | 15,6% |
Богатство, большие деньги | 14,5% |
Карьера, высокое положение в обществе | 13,4% |
Возможность получать удовольствия, развлекаться | 9,7% |
Вера | 8,2% |
Творчество | 5,9% |
Общественное признание, известность, репутация | 5,2 % |
Власть | 3,1% |
Самое главное в жизни предпринимателей – семья. Здоровье, дети, любовь, дружба находятся на первых местах в таблице, кстати, как и у многих белорусов. Властные амбиции как мотив оказались непопулярными: их выбрали только 3,1% опрошенных. Деньги и богатство как таковые почти не выступают в качестве идеала. Иное дело те блага, которые можно приобрести с их помощью: свобода, ощущение себя хозяином судьбы, определенные жизненные перспективы, возможность получать удовольствия и развлекаться.
Социальное поле или межличностное пространство, в котором подавляющее большинство предпринимателей проводят большую часть своей жизни, достаточно ограничено. Чаще всего это работа и семья, и совсем не баня или бильярд, как утверждают злые языки.