В собраниях художественных музеев, в экспозициях запасников хранится огромное количество неатрибутированных портретов, на которых запечатлены лица тех, кто играл важную роль в истории. Здесь и политические деятели, и поэты, и писатели, и, безусловно, обворожительные женщины, которые нравились мужчинам и ради которых свершались подвиги и важные государственные преобразования.
Одна из таких безымянных красавиц долгие годы молча взирает на посетителей Национального художественного музея Республики Беларусь с полотна известного петербургского художника Константина Маковского. Доктор философских наук, заместитель шеф-редактора журнала «Родина» и ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Семен Экштут, придя на экскурсию и рассмотрев полотно, сделал вывод, что на нем изображена княжна Екатерина Долгорукова. В прошлом году в Петербурге о ней вышла в свет очень интересная книга Юлии Сафроновой «Екатерина Юрьевская. Роман в письмах».
«Достаточно сравнить многочисленные архивные фотографии с тем портретом, который имеется в вашем собрании, чтобы сделать однозначный вывод о том, что Маковский написал портрет именно этой велико-
светской барышни. На некоторых фотографиях, как мне кажется, видим даже те же самые сережки, что запечатлел художник, – считает историк. – Надо обратиться в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Российской Федерации (Санкт-Петербург), запросить эти снимки. Полагаю, что речь идет о довольно-таки серьезном открытии, пусть даже оно пока существует на уровне научной гипотезы. Предстоит еще ответить на ряд вопросов: каким образом полотно сюда попало, находилось ли оно в частном собрании или было перемещено в Беларусь из Государственного музейного фонда».
Стоит напомнить, что Екатерина Долгорукова в течение 14 лет состояла в интимных отношениях с императором Александром II. Он боготворил эту женщину, обменивался с ней записками, словом, это была любовь всей его жизни. Головокружительный роман продолжался очень долго, император был несвободен. После смерти супруги Марии Александровны он вступил в морганатический брак со своей избранницей, даровав ей титул светлейшей княгини Юрьевской. Венчание позволило императору узаконить их общих детей.
Последний вздох царя, убитого народовольцами, приняла убитая горем Екатерина Михайловна. После смерти мужа жила воспоминаниями, сохранив всю одежду любимого, вплоть до домашнего халата. Она написала книгу воспоминаний и скончалась спустя сорок один год после смерти супруга. Потеряв в 33 года мужа, она всю оставшуюся жизнь была верна его памяти.
«Я смотрю на портрет этой женщины, ловлю ее изумительный взгляд: в нем и властность, и в то же время женственность. Это не взгляд одалиски, не взгляд содержанки или дорогой кокотки. Это взгляд женщины, которая любит и любима, но которая переживает очень сильную любовную драму, – приоткрывает секреты своего мастерства московский эксперт. – Константин Егорович Маковский был модным и дорогим петербургским портретистом. Позволить заказать свой портрет у него могли только очень состоятельные дамы, занимающие высокое положение в обществе. В данном случае, когда идет речь о фрейлине двора княжне Долгоруковой, чье родословное древо восходит к Рюрику, все это совпадает. Согласитесь, было бы странно, если бы женщина, имевшая столь высокий статус, не оставила после себя живописных портретов. Портреты остались, но дело все в том, что по тем или иным причинам их скрывали. Либо светлейшая княгиня их вывезла и старалась не афишировать».
Если версия Семена Экштута подтвердится, станет очевидно, что мы обретем живописный портрет, обладающий большой исторической ценностью.
В московском издательстве «Кучково поле» сейчас готовится к печати его итоговая книга «Живописный детектив: расследования и находки», из которой читатель узнает, как обретали имена шедевры портретной живописи.
«Несколько подобного рода открытий были сделаны во время наших журналистских командировок в Архангельск и Пермь, куда мы ездили вместе с шеф-редактором журнала «Родина» Игорем Коцем, – уточняет собеседник. – Сложилась практика: в последний день командировки за «примерное поведение» мне дают пару часов на посещение художественного музея, который есть в городе. Таким образом был опознан, скажем, генерал-майор Дмитрий Константинович Скородули, человек пушкинской эпохи, блестящий инженер, который стоял у истоков создания русского ракетного оружия. Удалось установить на портрете и блистательного военного разведчика Михаила Мартыновича Роговского. Более того, я идентифицировал Роговского на одном из пушкинских рисунков. А теперь вот удача – «узнал» Екатерину Михайловну».
В апреле 2018-го Россия будет отмечать 200-летнюю годовщину со дня рождения Александра II. Есть версия, что царь собирался короновать княгиню Юрьевскую, провести в Российской империи конституционные реформы и удалиться в частную жизнь со своей супругой. Некоторые историки считают, что, если бы народовольцы не убили царя-реформатора, возможно, не покатилось бы красное колесо по стране.
Кстати, Александр II был особо страстным любителем охоты. После его воцарения при императорском дворе вошла в моду охота на медведя. В 1860 г. на такую охоту в Беловежскую пущу были приглашены представители правящих домов Европы. Добытые императором трофеи украшали стены Лисинского павильона. Но это уже тема другого повествования….
«Я был удивлен, увидев в Национальном художественном музее Беларуси столько великолепных шедевров! Потрясающе! Настоящее богатство любой страны – в произведениях искусства, – резюмировал собеседник. – Как сказал знаменитый персидский поэт Джами:
Смотри: дворцы превращены в руины.
Ушли в оковах гнева властелины.
От их дворцов не сыщешь ты следа,
А письмена певцов живут всегда».
В России не много специалистов экстра-класса по портретной живописи, которые с ходу способны определить имя неизвестного человека, запечатленного на холсте или бумаге. Это Александр Кибовский, Михаил Асварищ, Юрий Епатко, Сергей Подстаницкий, Сергей Попов, Виктор Файбисович, Семен Экштут.
Эксперт подобного уровня – это всегда сочетание обширных знаний, феноменальной зрительной памяти, таланта и недюжинных способностей к тому, что Ломоносов называл «сопряжением далековатых идей».