В белорусском государстве постоянно растет роль малого и среднего бизнеса. Их состояние является показателем здоровья и творческого потенциала национальной экономики, а предпринимательство становится социальной лестницей, открывающей многообещающие перспективы тем, кто хочет честно трудиться.
А кто такой современный белорусский предприниматель? Его имидж в сознании многих людей – это образ эгоистичного человека, стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, умеющего «делать деньги» ради денег. Существует мнение, что предприниматели в своей массе плохо образованы, их уровень ниже, чем в среднем у жителей страны.
Социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в конце прошлого года, показывают, что это не совсем так.
Современные белорусские предприниматели – это неоднородная, но относительно молодая, достаточно хорошо образованная, обеспеченная материально социальная группа. Она достаточно активна в различных сферах: в инновационных формах работы на рынке труда, в малом и среднем бизнесе, на потребительском рынке. Важной отличительной чертой этих людей является восприимчивость к новому и желание вкладывать инновационный опыт в производство. Без этого в условиях конкуренции не прожить.
И все же, каков он, белорусский предприниматель?
Малый и средний бизнес всегда был преимущественно мужским занятием и требовал таких качеств, как настойчивость и упорство, выносливость и воля к победе. Белорусский бизнес сохраняет традиционные маскулинные черты, но часто женщины подставляют мужчинам свое крепкое плечо. По данным социологических исследований, среди белорусских предпринимателей 59,5% мужчины, 40,5% – женщины.
Распределение предпринимателей по возрасту дает следующую картину:
До 20 лет | 0,1% |
20-29 лет | 15,8% |
30-39 лет | 37,5% |
40-49 лет | 26,3% |
50-59 лет | 20,1% |
60-69 лет | 0,1% |
70 лет и более | 0,1% |
Анализ возраста предпринимателей показывает достаточно амбивалентную картину. С одной стороны, для успешного занятия малым и средним бизнесом нужен опыт, с другой – здоровье и силы. Поэтому так мало успешных предпринимателей в возрасте до 20 и после 60. Но достаточно четко просматривается еще одна тенденция: чем раньше индивид начинает бизнес, тем с большей вероятностью он попадает в число успешных предпринимателей, и, наоборот, более позднее вступление в бизнес затрудняет путь к Олимпу.
Анализ уровня образования показывает, что время продавцов семечек давно ушло в прошлое. Сегодня белорусский малый и средний бизнес достаточно интеллектуальный. Среди предпринимателей имеют образование:
начальное | 2,5% |
среднее неполное | 1,2% |
среднее общее | 18,4% |
среднее специальное | 38,0% |
высшее | 37,3% |
несколько высших | 2,7% |
послевузовское (аспирантура, ординатура) | 0,1% |
Однако, как утверждают эксперты, это не предел. Многие предприниматели прекрасно понимают, что в условиях обострения конкуренции знания могут им помочь выйти из сложных производственных ситуаций. Как показывает анализ результатов социологических исследований, во многих случаях успех в предпринимательской среде детерминирует не высшее образование, а амбиции и активность, организаторские и лидерские качества социальных субъектов.
Представляет интерес и семейное положение предпринимателей. Как показывают социологические исследования, три четверти из них – имеют семью, шестая часть – холосты, каждый десятый – разведен. Есть среди них вдовы и вдовцы. У 78,4% предпринимателей есть дети, у 21,6% – их нет. И каждый из них хочет простого человеческого счастья.
Об этом говорят ответы на вопрос «Планируете ли вы в ближайшие годы?»:
вступить в брак | 14,6% |
освоить новую профессию, повысить квалификацию | 12,5% |
открыть свое дело, бизнес | 7,4% |
оформить кредит | 10,7% |
переехать в другой населенный пункт | 6,0% |
получить образование, повысить квалификацию | 9,7% |
родить ребенка | 14,4% |
сменить место работы | 12,1% |
улучшить жилищные условия | 32,7% |
Государство постоянно делает шаги навстречу малому и среднему бизнесу, ответ – за его продуктивной работой.