Сергей Гармаш – актер, любимый многими. Он сыграл более ста ролей. Фильмы «Любовник», «72 метра», «Свои», «Охота на пиранью», «Катынь», «Обитаемый остров», «Стиляги», «Утомленные солнцем – 2: Предстояние», «12» имели огромный зрительский интерес. Он награжден орденом Заслуг перед Республикой Польша, многократный обладатель премий «Ника» и «Золотой орел».
– Сергей Леонидович, вы очень эмоцио-нальный человек. Интересно, а каким вы были в детстве?
– Я родился в Херсоне и, сколько себя помню, в детстве был хулиганом. Меня дважды исключали из школы. Я, например, мог наломать спичек и засунуть их в замочную скважину кабинета физики, чтобы сорвать урок. Для меня было огромной радостью, когда учитель не мог открыть класс и отпускал нас до следующего урока. Мы с друзьями бежали в кинотеатр смотреть очередной фильм про Фантомаса. За проделки отец меня воспитывал ремнем. А когда я получал несколько двоек, он в тех же целях разрывал тетрадь на две части и заставлял меня всю ее переписывать.
Со второго класса я открывал все школьные линейки, потому что достаточно легко запоминал текст. В школе нравились гуманитарные предметы: литература, история, география; все остальное я не любил и не хотел учить.
– Судя по рассказам, у вас с детства были актерские способности. Но вы же не мечтали стать актером?
– Вы правы, я не собирался быть актером, потому что увлекался парусным спортом, был кандидатом в мастера спорта и мечтал поступить в мореходку. До сих пор не понимаю, почему мама, которая всю жизнь проработала диспетчером автобусной станции в Херсоне, без предупреждения, в мое отсутствие, поехала в Днепропетровск подать документы в театральное училище на специализацию «актер кукольного театра». Возможно, помимо интуиции, мама ухватилась за мою реплику, когда я, листая справочник для абитуриентов в поисках условий приема в мореходку, сказал: «О! Днепропетровское театральное училище… Вот сюда бы я поступил». Сказанное в феврале мама запомнила и летом сделала такой неожиданный подарок. Причем случилось чудо – в приемной комиссии ей должны были отказать, так как абитуриент обязан подать документы лично. Их подача совмещалась с первым туром, где надо было проявить свое мастерство – прочитать стихи или спеть, и тогда уже приемная комиссия решала – брать документы для второго тура или нет. Мама этого не знала, но ее настойчивость и желание, чтобы сын учился в театральном училище, покорили приемную комиссию. Ну как можно было ей отказать после слов: «Сынок у меня хоть и маленький, но очень шустрый и вам понравится. Сейчас он на соревнованиях. Но если вы хотите, я вместо него могу и спеть, и станцевать». Над мамой посмеялись и приняли документы.
– Будучи успешным актером кукольного театра на родине, почему-то вдруг все бросили и уехали в Москву учиться на драматического актера?
– Мы с другом Володей Бирюковым на четвертом курсе сделали фальшивые справки о болезни и поехали в Москву посмотреть спектакли в столичных театрах. После гениальной игры Ильинского ждали его у служебного входа и видели, как больного актера выводили две женщины. Затем смотрели в Малом театре спектакль с Бурковым. Это было потрясение и «инфицирование» столичными театрами – так появилась мечта перебраться в Москву после армии. Я счастлив, что она осуществилась. С 1980 года, после окончания школы-студии МХАТ, я живу и работаю в Москве.
– У вас огромное количество ролей, вы снялись во многих нашумевших фильмах. А как относитесь к своей популярности, к «звездной болезни»?
– В моей фильмографии есть десяток фильмов, за которые не стыдно. Прежде всего это «Любовник», «12», «Свои», «Отряд». А остальные – это работа, невезение, где-то халтура, потому что надо было кормить семью и помогать родителям. Что касается «звездной болезни» – к сожалению, сейчас другие актеры: нет Любови Орловой, Марины Ладыниной, Николая Крючкова – такая слава, какая была у них, ни одному актеру нынче и не снилась. Мы по сравнению с ними – не звезды, а фитили. А вот популярность в каких-то моментах помогает, например, менты ко мне хорошо относятся, так как я много раз их сыграл, и если иногда нарушаю за рулем, то это обходится лишь автографом. Когда в Минске снимали «Каменскую», произошла такая история: съемочная группа поехала с подарками в детский онкоцентр. И вот мы идем по коридору, а навстречу нам главврач. Вдруг она останавливается и говорит, что мое лицо знакомо ей. Я пошутил: «Вы меня узнали, потому что я санитаром у вас работал». Она согласилась: «Да, наверное, я тебя помню». Режиссер Мороз тогда был удивлен, что меня, такого популярного актера, не узнали. А оказалось, что в центр поступают настолько тяжелые дети, что главврач практически живет здесь с раннего утра до поздней ночи. Этой женщине некогда смотреть телевизор: у нее на семью времени нет и выходные не всегда бывают. Потом, когда мы передали подарки и познакомились с врачом и медперсоналом, я извинился. Было приятно, что меня узнали только в личной беседе.
– Все говорят, что «Мастер и Маргарита» – мистическое произведение. Столкнулись ли вы с мистикой, когда снимались в роли Бездомного?
– Меня пригласили на пробы и предложили роль водителя Римского. Перед съемками выяснилось, что до сих пор нет кандидатуры на роль Бездомного. И тут второй режиссер, увидев меня, спросил у Юрия Кары: «Может, он сыграет?» Для меня это предложение было интересным, поэтому, опережая режиссера, я прокричал: «Как нечего делать!». И мистики в фильме было предостаточно. Часть фильма профессора Стравинского играл Евгений Весник. Когда на съемочной площадке возникала пауза, мы, чтобы не терять время, в гриме гуляли по Сокольникам, повторяя текст. Потом вернулись на съемочную площадку, там по каким-то причинам все еще было не готово. И мы снова пошли гулять, о чем-то беседуя, а когда вернулись, с удивлением обнаружили, что съемочная площадка пуста. Сторож со скучающим видом ответил: «Так все уехали на обед». Весник рассердился: «Как так – я, народный артист Советского Союза, не потерплю такого неуважения». Ушедшего из картины Весника заменил Кваша. Вскоре пришлось заменить и оператора.
Лично у меня во время съемок на Патриарших прудах украли портмоне со всеми документами. Больше всего было жаль дубликата удостоверения члена Союза кинематографистов, по которому пропускали в Дом кино. Так получилось, что я его только восстановил, с большим трудом собирая бумаги и слушая, как меня отчитывали: «Эх вы, молодой актер, а такой растеряша; смотрите, больше не теряйте». И вот, спустя неделю после съемок, ночью я сижу на скамейке на Патриарших прудах вместе с Гафтом и Филиппенко. К нам подходит женщина, которая красила вокруг скамейки, и говорит: «Вот, просили тебе передать», – и протянула мне дубликат моего удостоверения. И рассказала, что к ней недавно подошел такой маленький – показала рукой – и попросил передать. Мистическим было и то, что Юрий Кара попал в аварию, а потом выяснилось, что сбил его водитель по фамилии Коровьев.
– Как вы восстанавливаетесь при своем плотном графике?
– У меня нет никаких секретов, восстановление происходит само собой. Когда я был студентом школы-студии МХАТ, наш преподаватель Алла Тарасова, народная артистка СССР, спросила: «Чем отличаются слезы на сцене от слез в жизни?» Тогда никто не ответил на ее вопрос. Сейчас я убежден, что на сцене аплодисменты зрителя помогают мне восстанавливаться. У меня есть рецепт долголетия: чтобы подольше прожить, нужно искренне радоваться успехам своих коллег.