Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№47 от 23 ноября 2017 года

Чернавчицы
Чернавчицы

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

…Огласили приговор, утвержденный королем Яном III Собеским: «Написанные Лыщинским безбожные письма предать огню при исполнителе правосудия в его правой руке на эшафоте, самого же обвиняемого сжечь и превратить в пепел. Имущество конфисковать, разделив наполовину между доносчиком и государственной казной. Здание, в котором осужденный творил свои греховные писания, разрушить как пристанище безумца. Земля его имения должна навечно остаться пустынной и бесплодной...»

Король заменил сожжение живым на отсечение головы. 30 марта 1689 года на площади Старого рынка в Варшаве палач взял в руки тяжелый топор… Обезглавленное тело вывезли за город и сожгли, а пеплом выстрелили из пушки.

Его часто называют белорусским Джордано Бруно. У нашего соотечественника был не менее дерзкий разум и так же трагически сложилась судьба. Казимир Лыщинский происходил из древнего белорусского шляхетского рода Корчаков. Он родился около 1634 года в имении Лыщицы под Берестьем. Учеба в иезуитском коллегиуме, затем в Краковском университете (по некоторым сведениям, и в Виленской академии) дала Лыщинскому прекрасное образование. Тогда же, в юности, он участвовал в московской, шведской и турецкой войнах.

В двадцать пять лет он вступил в орден иезуитов, в тридцать стал проректором Берестейского иезуитского коллегиума. Впереди – блестящее будущее, о котором будет заботиться орден. Но в 1666 году Лыщинский вышел из ордена, женился и вернулся в родовое имение. С 1674 года Казимир Лыщинский начинает писать на латыни трактат под названием De non existentia Dei («О несуществовании бога»). Его рукопись не сохранилась, и оценивать содержание трактата можно только по некоторым отрывкам. Лыщинский считал, что вечная природа существует и развивается по своим естественным законам. Он отрицал главные христианские догматы, изобличал лицемерие и корыстолюбие современного ему духовенства, которое объявляло себя носителем высшей истины и морали. В трактате высказывалась мечта об обществе, основанном на равенстве и братстве.

Над безбожником нависла смертельная опасность. Роль главного подручного в расправе над «изменником» выполнил его сосед и друг – браславский стольник Ян Бжоска, который, кстати, был должен Лыщинскому 100 тыс. талеров. Он выкрал пятнадцать тетрадей крамольного трактата, а также прихватил из библиотеки Казимира книгу кальвинистского теолога Г. Альстеда с атеистическими замечаниями на полях. На основе написанного Бжоской в 1687 году доноса, который был громко назван «манифестом», «преступника» бросили в виленскую тюрьму.

Берестейская шляхта решительно протестовала против епископского суда над человеком свободного сословия, и дело было передано на рассмотрение сойма. Перед депутатами сойма

15 февраля 1689 года с обвинительной речью выступил инстигатор Великого Княжества Литовского Сымон Курович – юрист, бакалавр философии и свободных искусств, блестящий оратор. «Я обвиняю его в том, – гремел Курович, – что на 265 страницах своего трактата он осмелился представить Бога как несуществующее порождение фантазии и низверг его с недосягаемой высоты, приписав управление землей и небом естественной природе».

Суд продолжался несколько недель. Киевский епископ Залусский потребовал смертной казни. Большинство депутатов сойма во время сбора голосов высказались за сожжение на костре.

В память об этих событиях, в память о Казимире Лыщинском в Малых Щитниках был установлен валун, на котором выбили слова из его дневника: «О, падарожны! Не міні гэтых камянёў. Ты на іх не спатыкаешся, калі не спатыкнешся на ісціне. Усвядоміш ісціну ля камянёў: бо нават тыя людзі, якія ведаюць, што гэта праўда, вучаць, што гэта мана. Вучэнне мудрацоў – свядомы падман».

Чернавчицы

Церковь Параскевы Пятницы.

Владение рода Волчкевичей, которое в 1487 году переходит к роду Ильиничей.  Юрий Ильинич не имел наследников. Вместе с Миром, Белой и Зельвой он завещает Чернавчицы своему двоюродному брату Николаю Криштофу Радзивиллу Сиротке. В Чернавчицах Радзивилл Сиротка построил величественный костел Святой Троицы (1595), который прекрасно сохранился до сих пор. Рядом с костелом стоит каменная колокольня того же периода постройки.

Троицкий костел.

Достопримечательность агрогородка – памятник деревянного зодчества с элементами стиля барокко – церковь Параскевы Пятницы, возведенная в 1733 году (перестроена в XIX веке) в центре деревни. Рядом – деревянная колокольня XIX века.

Вистычи

Деревня известна еще с XV века. Она принадлежала шляхтичам Насутам. В 1471-м здесь пан Насута построил костел.  Этот год и считается годом рождения деревни. Позже эти  земли перешли к берестейскому воеводе Юрию Тышкевичу.

Крестовоздвиженская церковь.

Тышкевичи оставили заметный след в истории Вистычей. Евстафий Тышкевич в 1678 году возле костела воздвиг монастырь и пригласил сюда монахов-цистерцианцев. Монахи построили в Вистычах новый каменный костел и освятили в честь святой Софии. Храм был возведен в стиле итальянского барокко, но вместе с тем в нем есть монументальность и простота, характерные именно белорусской архитектуре. У монахов-цистерцианцев было огромное хозяйство: они выращивали виноград и занимались изготовлением вина.

А в 1831 году монахи поддержали повстанцев.  Поэтому в 1832-м монастырь в Вистычах был закрыт. В память о монахах-цистерцианцах в деревне осталось только здание костела и полуразрушенные каменные стены монастыря. После восстания Калиновского костел был закрыт, а в 1866 году был перестроен в православную церковь.  Крестовоздвиженская православная церковь стоит в Вистычах и сейчас. Перед храмом – двухъярусная деревянная звонница.

Недалеко от храма сохранилась и каменная колонна. Сверху на колонне когда-то стояла мраморная скульптура Матери Божьей Вистычской. В 50-е годы прошлого века ее зацепили тросом, стянули с колонны и выбросили в речку Лесная, которая протекает возле деревни.

Вистычи после Тышкевичей перешли к шляхтичам Ягминам. И к концу XVIII века хозяином деревни стал Павел Ягмин. Он умер в

1808 году, и все его земли перешли к его племянникам. Племянник Павел был маршалком Брестского повета. В середине XIX века он построил в  Вистычах красивую усадьбу. К сожалению, от усадьбы остался только фундамент. В 1840 году вокруг усадьбы был посажен прекрасный парк, который сохранился до наших дней.

Збироги

Церковь Параскевы Пятницы.

В деревне стоит старинная деревянная церковь Святой Параскевы Пятницы, построенная в 1610 году. Рядом с церковью расположена небольшая деревянная колокольня.

Первоначально здание храма возводилось под униатскую церковь Пресвятой Троицы. С 1866 года храм находился под юрисдикцией Православной церкви. В период с 1920 года и до окончания Великой Отечественной войны здание было передано Римско-католической церкви.

В 1925 году произведена его реставрация. В послевоенные годы церковь вновь передана православной конфессии. 

Раковица

Часовня-усыпальница рода Толлочко.

В начале XX века здесь была возведена часовня-усыпальница рода Толлочко. Когда-то часовня входила в состав усадебного комплекса, располагавшегося в деревне. Сохранилась в Раковице и небольшая придорожная часовня (начало XX века) с надписью на польском языке: «Боже, благослови нашу Отчизну».

Котельня-Боярская

Спасо-Преображенская церковь.

Каменная Спасо-Преображенская церковь была построена в 1609 году. Рядом с храмом расположены две небольшие колокольни: одна каменная, а другая деревянная.

Скоки

Усадебный дом.

От некогда большого усадебного комплекса Немцевичей сохранился только сам усадебный дом в стиле барокко и парк. В усадебном доме расположен музей. Также у деревни есть небольшая  придорожная часовня Святого Рафаила XVIII века.

Покры

Покровская церковь.

В 1739 году недалеко от деревни была возведена деревянная униатская церковь. В 1840-м после запрета унии и перевода прихода в православие жителями деревни и паном Адамом Бояровским храм был обновлен.

Покровская церковь – памятник народного деревянного зодчества в стиле барокко.

Остромечево

Церковь Святого Михаила.

В письменных источниках упоминается с XV века как родовое гнездо Остромечевских, а позднее Ильиничей. В 1846 году здесь была построена каменная православная церковь Святого Михаила.

Малые Щитники

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Места эти обжиты и заселены уже давным-давно, о чем свидетельствует расположенное недалеко от деревни старинное курганное кладбище, датированное XI–XII веками. Точно установлено, что в XV веке эти земли входили в состав Великого Княжества Литовского и принадлежали знаменитому шляхетскому роду Горностаев. В XVII веке в Щитниках проживали уже не шляхтичи Горностаи, а Гасевские. Вот именно им деревня принадлежала более ста лет. А недалеко от Щитников есть маленькая деревушка Лыщицы, где жили шляхтичи Лещинские.

Позже Щитниками владели Сапеги, Понятовские, Чарторыйские. Чарторыйские в Щитниках построили деревянный усадебный дом, раскинули парк, а на окраине парка воздвигли храм, который строился в 1742 году как костел. Но после восстания Калиновского он был передан православным верующим, которые разместили в нем Покровскую церковь.

После Чарторыйских в Щитниках хозяевами были шляхтичи Паниквицкие. В середине XIX века вместо деревянного ставят новый каменный усадебный дом. Он сохранился до сих пор. От парка осталась только липовая аллея, а из хозяйственных построек усадьбы уцелела каретная.

Легенда от автора проекта

Телега с хлебом

Неизвестно какому поколению наших предков рассказана эта история и сколько раз она повторялась. Неведома точно и местность, где родилась легенда. А мы вот осмелимся предположить, что события, описанные в предании, происходили именно в этих краях. Потому как основания для этого есть, и довольно весомые. Какие? Да их сколько угодно! И река здесь есть с ее устрашающими весенними паводками, и руины каменной мельницы, поросшие кустарниками да разными деревьями, и рядом, за ближайшей деревней, болото топкое и сегодня непроходимое.

А началось все с весны, которая в тот год накатила внезапно с теплом не по сезону. Снежный покров мгновенно превратился в грязные потоки воды, которые, влившись в русло реки, превратили ее в грозное, страшное чудовище, сметающее все на своем пути. Первое, что попалось разбушевавшейся реке, – деревянный мосток, а следом водяная мельница, построенная тоже из дерева. За ночь их как и не было.

Перепугались жители не одного десятка деревень в округе. И суть их страха вот в чем: грядет новый урожай, а молоть-то его негде будет. И порешили сельчане: когда вода спадет, всей толокой строить новую мельницу и непременно каменную.

Но одно дело сказать да решение принять, а как до дела дошло, так и выяснилось, что подходящего камня для постройки мельницы поискать надо. На поле – мелочь кулака меньше, а для каменных стен надо валун. И чем больше, тем лучше. Камня подходящего были просто россыпи, но лежат эти россыпи за рекой, за болотом топким, через которое только по зимнику и проехать можно. Ничего. Собрались люди с окольных деревень, леса нарубили, гать крепкую и широкую через все болото кинули. Отправились на порожних телегах за камнями, и обратно возвращаются груженые, смотрят: гать-то местами разобрана, а кое-где и вовсе в воде утоплена. Смекнули старики с обоза, что без нечистой силы здесь не обошлось. Царь болотный Кадук людям козни строит. Гонца в деревню послали, чтобы тот доставил сюда немедля мельника. Явился тот к вечеру, а люди ему говорят: ты уж не серчай, мы к тебе с такой просьбой. По слухам – ты с нечистью всякой на короткой ноге, знаешь, как к ней подойти и задобрить. Попроси этого злодея, чтобы не чинил он нам препятствий, не рушил гать, с таким трудом построенную.

Ушел мельник на болото перед самым рассветом, а с первыми лучами вернулся с такой новостью.

– Кадук, говорил он, – гать позволит восстановить и обозы с камнем пропустит только при одном условии. За каждый камень, провезенный через его болото, люди должны рассчитаться буханкой хлеба.

Куда деваться? Согласились. Камень перевезли. Мельницу построили и, как гласит легенда, с Кадуком рассчитались. Отвезли к топкому болоту огромную телегу с хлебом, испеченным из муки нового урожая.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.