Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Наше путешествие по старинному городу, думаем, стоит начать с Замковой площади. В XVI веке на этом месте находился Кобринский замок, в котором останавливался князь и его дружина. До наших дней, к сожалению, строение не дошло. А центральную площадь города украшает желто-белое с колоннами здание. Построено оно было в 1912 году – это некогда бывший ссудный дворянский банк. Возведено в стиле классицизма с арками и шестью массивными колоннами. Сегодня в здании расположен кобринский загс. На улице Советской, 65 сохранилось здание тюрьмы, построенное в 1861 году.
По соседству, на улице Ленина, 18, в Кобрине стоит крестово-купольный собор Александра Невского. Он был построен в 1864–1868 годах в честь освобождения крестьян от крепостного права. Для нового храма, выполненного в ретроспективно-русском стиле с элементами классицизма, в 1866 году из Санкт-Петербурга было выписано пять позолоченных крестов, позже установленных на куполах. История собора связана с еще одним событием. 15 июля 1812 года в Кобрине произошла масштабная битва, которая завершилась победой русских войск над армией Наполеона. Собор начали строить через 52 года после сражения, но появился он именно на месте братской могилы русских солдат, погибших в той битве. Поэтому храм является и данью памяти их мужеству.
В советское время собор был закрыт и переоб-орудован под планетарий. Позже его использовали как кинотеатр, затем передали госархиву. Для этого помещение было реконструировано, а церковные библиотека и архив сож-жены. Собор вернули православным верующим и заново освятили в сентябре 1990 года. К столетию со дня победы в войне с Наполеоном рядом с собором Александра Невского поставили массивный постамент с бронзовым орлом на вершине.
По улице Первомайской, 2 находится деревянная Петропавловская церковь. Впервые она упоминается в середине ХV века. Прежде храм стоял в самом центре Кобрина, на Рыночной площади. В 1862-м он был перестроен, а в 1900 году, к столетию смерти Суворова, власти приняли решение построить на этом месте каменную церковь, пожертвования на которую собирали по всей Российской империи. Поэтому в 1913-м старую деревянную церковь перенесли на кладбище. Однако новый храм на ее прежнем месте так и не появился – помешала Первая мировая война. Здесь же, у стен церкви, могила Александра, младшего брата поэта Адама Мицкевича. Он был владельцем имения «Губерния» в Кобрине, которое некогда принадлежало Александру Суворову. Умер Александр Мицкевич в 1871 году. На его могиле стоит прекрасно выполненный памятник в виде скорбящего ангела.
Первый костел был построен в Кобрине еще в 1513 году на средства короля Жигимонта I Старого. Храм много раз горел и вновь отстраивался. В 1841-м в городе в традициях классицизма был возведен костел Успения Пресвятой Девы Марии, который сохранился до сих пор и увидеть его можно по улице Первомайской, 80. В 2008-м поисковой группой из Торуни (Польша) было найдено захоронение польских солдат и офицеров, погибших в Кобрине в 1939 году. Перезахоронение останков 60 воинов состоялось у стен Успенского костела.
По другую сторону реки Мухавец, на улице Никольской, стоит еще один деревянный храм. В середине XIX века, в 1846 году, в город перевезли из деревни Новоселки и собрали заново деревянную Николаевскую церковь середины ХVIII столетия зодчество. Святыня – образец деревянного народного творчества. Храм был закрыт в 1961 году и некоторое время использовался как складское помещение. К концу XX века деревянное здание оставалось вполне сохранным. Его возродили в 1989 году.
В городе масса достопримечательностей – чего стоит рядовая застройка Кобрина! Здесь можно увидеть здания XVIII–XIX веков, которые образуют целые кварталы. Дома, относящиеся к исторической застройке, очень хорошо сохранились. Кроме того, одна из улиц в историческом центре города стала пешеходной (улица Суворова), что дает возможность неспешно разглядеть и оценить прелесть небольшого, но очень милого городка.
На Никольской улице расположен еще один храм. Свято-Георгиевская церковь была построена на старом христианском кладбище предположительно в 1889 году на средства прихожан. Возможно, она была перестроена из бывшей на ее месте упраздненной Пречистенской церкви. На эти факты указывает «Гродненский православно-церковный календарь» от 1899 года.
Кладбище носит название Старого христианского, однако можно предположить, что изначально оно было многоконфессиональным, позже здесь построили церковь Святого Георгия Победоносца и стали хоронить только православных.
Еще одна кобринская достопримечательность находится на улице 17 Сентября, 11. Здесь сохранился корпус православного Спасского монастыря, основанного в XV веке. Православный мужской монастырь в Кобрине был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича.
В 1465 году княжна Ульяна Кобринская в дар монастырю передала мельницу и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна пожертвовала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. При нем была библиотека с редкими томами, в частности, тут находились первые печатные кирилличные книги, изданные в 1491 году в Кракове. После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все имущество, перешел в унию. Сильно пострадал во время войны 1812 года.
В 1839 году унию отменили, а монастырь закрыли. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе, построенном в начале XVIII века в стиле барокко, большой ремонт, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.
29 июня 2010 года здание возвращено православной церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году сюда доставили список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница».
Сохранилась в Кобрине и старая синагога, она расположена по Первомайской улице, 40. Построена во второй половине XIX столетия в стиле эклектики. Эта постройка впечатляет своими размерами: до войны почти две трети жителей города составляли евреи, и синагога была одной из крупнейших, красивейших и богато украшенных в Беларуси. В советское время здание использовалось под производство, а в наши дни оно принадлежит местной, совсем немногочисленной еврейской общине, которая пока не нашла средств на реставрацию святыни, поэтому здание потихоньку разрушается.
Следует посетить в Кобрине и военно-исторический музей. Он расположен по улице Александра Суворова, 16.
Музей представляет собой две самостоятельные экспозиции, одна из которых расположена в новом здании, вторая – в суворовском доме, памятнике архитектуры XVIII века. Здесь собраны уникальные коллекции огнестрельного и холодного оружия, обмундирования, нумизматики, есть зал, посвященный Отечественной войне 1812 года.
В 1795 году по личному указу императрицы Екатерины II здешние земли были переданы во владение генералиссимусу, где он и жил с 1797 по 1800 год. Сегодня свидетельства тех лет хранятся в кобринском музее, основанном еще в 1946 году.
В 1842–1846 годы велось интенсивное строительство участка шоссе Бобруйск – Брест, который проходил через Кобрин и был частью важной магистрали международного значения Москва – Варшава. Одновременно с дорожными работами через каждые 40–50 верст возводились каменные здания почтовых станций со вспомогательными помещениями – конюшнями, сараями, свинарниками. В Кобрине в конце улицы Советской сохранилось здание такой станции (теперь здесь расположился учебно-производственный комбинат).
Легенда от автора проекта
На развилке проселочных дорог у деревянного креста совсем старенькая бабушка в перевязанном крестом на груди сером платке выдергивала сорняки и из плетеной корзинки высаживала пучки маргариток и уже распустившиеся ноготки. Поздоровавшись, интересуюсь, как проехать в деревню, где сохранился старинный каменный костел. Замечаю, что крест недавно вкопан, а рядом на травке – останки старого деревянного креста. Обратив внимание на мое любопытство, но не прекращая своего занятия, бабушка стала рассказывать, что бывший крест был на другой стороне дороги.
– Ля яго, мае бацькі казалі, ёсць магіла. Але ці будзе табе гэта цікава… А шляхам табе вось гэтым трэба ехаць да касцёлу, – и она, махнув рукой в нужном направлении, стала дальше высаживать цветы.
Но я все же убедил свою новую знакомую, что мне будет интересно услышать историю, связанную со старым крестом и местом, где он был установлен раньше.
Вот эта история…
После нескольких лет засухи и неурожаев пришел голод, а следом за ним незаметно подкралась болезнь, людей косившая, как траву. Настойки пили разные, снадобья, кто мог позволить себе, к лекарям обращались, но ничего не помогало. Людей в округе вдвое сократилось.
На опушке огромной и дремучей пущи стоял дом лесника. Хозяин дома погиб, а лесничиха вдовствовала, жила одна, и детей у нее не было. Местные знали, что она не только колдунья, но и знахарка. И кто в открытую, кто тайком, но многие к ней захаживали за помощью в лечении детей малых, да и взрослым она не отказывала.
И обратились люди к лесничихе: поможет ли она от болезни избавить? Услышали от нее следующее: нужно вернуться в деревню, но в домах не оставаться, на улице быть. А лежачих вынести во дворы и ждать терпеливо столько, сколько понадобится времени. Еще она добавила, чтобы люди не боялись и не прятались от того, кто к ним придет.
Разошлись и сделали все, как им лесничиха велела. Дело было к вечеру. Вдруг разорвал воздух протяжный вой волчицы. Собаки в деревне так в конуры забились, и люди тоже испугались. Но многие сразу сообразили, что превратилась знахарка в лесного зверя. И пошла волчица от дома к дому, от двора ко двору никого не пропуская, кто был болезнью поражен. Лизала она им руки и ноги, тела их тощие, и сразу же больные стали себя лучше чувствовать. Жар отступил, раны затянулись, сил прибавилось.
…Покинув последнюю деревню, где были больные люди, теряя силы, дошла волчица до этого камня, приняв на себя страдания людские, здесь и скончалась.
– Людзі і цяпер не забыліся, колькі жыццяў чалавечых выратавала тая леснічыха. Пасля каля каменя на магіле і крыж паставілі. А цяпер яго перанеслі. Ня ведаю, чаму і каму гэта спатрэбілася, – за-
кончила так свой рассказ бабушка. Остановившись у камня, заметил, что рядом с ним холмик, на котором среди белых маргариток на ветру скромно качались оранжевые цветки ноготков.