Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Культура

№50 от 14 декабря 2017 года

Уроки старой школы
Уроки старой школы

Народную артистку РСФСР Наталию Белохвостикову зрителям представлять не нужно. Ее дебют в кино состоялся в 13 лет в фильме Марка Донского «Сердце матери». А прославила ее главная роль в картине «У озера», где она сыграла еще будучи студенткой ВГИКа. Ее роли в фильмах «Красное и черное», «Легенда о Тиле», «Маленькие трагедии», «Тегеран-43», «Берег», «Змеелов» вошли в золотой фонд советского кино. Во время Московского международного кинофестиваля актриса дала интервью газете «7 дней».

– Наталия Николаевна, вы уже более 40 лет в браке с режиссером Владимиром Наумовым. В чем секрет вашей счастливой семейной жизни?

– Мне кажется, нет никаких секретов. Важно быть мудрее в семейной жизни, научиться ценить свои отношения, беречь их, заботиться друг о друге. Мы поженились абсолютно разными людьми. Но, пройдя жизнь вместе, стали совершенно одинаково думать, понимать друг друга с полуслова. К сожалению, люди порой не ценят то, что рядом, а ведь это самое дорогое в быстротечной жизни.

– Ваше детство прошло за границей. Чем оно вам запомнилось?

– Мой отец был послом в Великобритании, затем в Швеции, поэтому почти до шести лет я жила в Лондоне, потом пять лет в Стокгольме. Я помню, например, как мои родители наряжались, когда собирались на коронацию Елизаветы II. Когда отец был послом в Швеции, Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию, и папа сделал тогда много снимков. Эти фотографии до сих пор хранятся у меня как память об отце.  Однажды с отцом гуляли в загородном дворце королей под Стокгольмом, и навстречу нам без всякой охраны с палочкой не спеша шел король Швеции. Когда мы поравнялись, они с папой раскланялись, о чем-то переговорили, и мы пошли дальше... Мир советской дипломатии был очень сложным, закрытым, требовал самоотдачи.

К сожалению, русская школа в Стокгольме была только до четвертого класса, поэтому мне пришлось покинуть родителей и уехать к бабушке в Москву. А к ним ездила только на каникулы. И раз в две недели по три минуты могла разговаривать с родителями по телефону через знаменитую службу 07. В Москве отмечала в календарике, сколько дней осталось до встречи с папой и мамой.

Отец работал в тяжелые времена. Поэтому в нашем доме не было гостей, ничего лишнего не произносилось. Из-за этого, наверное, с детства я – очень молчаливой, закрытой. А еще была очень упитанной, поэтому в шутку меня прозвали Запасным Черчиллем – из-за того, что мои щеки буквально лежали на плечах. У отца были постоянные поездки, встречи, но он всегда должен был быть в форме, всегда с улыбкой. Я многому научилась у него. Например, он говорил мне: «Наташа, спина всегда должна быть прямая и обязательно улыбка, что бы ни случилось».

– Действительно ли ваш дедушка изображен на картине Владимира Серова «Ходоки у Ленина»?

– Несколько лет назад я ездила на родину своего отца в небольшой город Павлово под Нижним Новгородом, где есть улица Дмитрия Белохвостикова, моего деда. Он был невероятным кузнецом, его работы были произведениями искусства. Так вот, дед ездил к Ленину и разговаривал с ним. И действительно изображен на картине Серова.

– Родители хотели, чтобы вы стали дипломатом?

– Да, у меня был выбор – или дипломат, как папа, или переводчица, как мама. Мой брат окончил МГИМО. О том, чтобы стать актрисой, и мысли не возникало, потому что я была очень застенчивая. У меня не было дикции, я разговаривала так тихо, что учительница всегда просила повторить. Но в судьбу вмешался его величество случай. Режиссер Марк Донской снимал фильм «Верность матери» о матери Ленина. Он приехал в Стокгольм, чтобы снять последнюю встречу Марии Ульяновой со своим сыном Владимиром, которая произошла в этом городе в 1910 году. Марк Семенович попросил моего отца, чтобы он предоставил взрослую женщину для дубляжа главной героини. Но  у отца все сотрудники были заняты, и он предложил попробовать снять меня, так как я подходила по росту. Режиссеру пришлось согласиться, хотя мне было всего 13 лет. Я помню, как меня переодели и сняли на дальних планах – например, в повозке, колесящей по улицам шведской столицы. Для меня это было как развлечение и я не думала, что за этим что-то последует. Но когда мы с мамой приехали в Москву, Донской пригласил нас на киностудию Горького на премьеру фильма «Верность матери». После показа Марк Семенович пошел нас провожать. Навстречу  шел Герасимов. И Донской пошутил: «Вот, познакомься, юная артистка, снялась у меня в фильме, бери». Я покраснела, засмущалась. А Сергей Аполлинариевич ответил: «Я бы взял, но уже курс набран». И ушел. И вдруг спустя три дня маме позвонили и сказали, что Герасимов ищет ту большелобую девочку, которую ему представил Донской.

И вот 1 сентября вместо того, чтобы идти в 10-й класс, я поехала во ВГИК, умирая от страха, на подкашивающихся ногах. Когда  зашла  в аудиторию,  увидела будущих своих однокурсников – красивого Колю Еременко, сына народного артиста СССР Николая Еременко, Наташу Аринбасарову, которая уже получила приз в Венеции за роль в фильме «Первый учитель». А также Наташу Бондарчук, Вадика Спиридонова, Толгата Нигматулина. Увидев их, уже готовых артистов, которые прошли конкурс более 200 человек на место, я сравнила себя с ними, испугалась и убежала домой. Естественно, пришла расстроенная, и папа, который тогда был в отпуске в Москве, прямо с порога посадил меня перед собой и сказал: «Ты же хотела быть актрисой? Так не поступают. Ты должна вернуться и объясниться с Герасимовым. И если тебе не нравится, возвратиться в школу». Тут же дал деньги на такси и отправил во ВГИК. Когда туда приехала, то с порога увидела Герасимова и Тамару Федоровну Макарову, и мне ничего не оставалось, как поговорить с ними. Я благодарна родителям, которые настояли на том, чтобы я вернулась и сделала правильный выбор. И также я благодарна директору школы Антону Петровичу Палехину, который понял меня, поддержал и разрешил окончить школу экстерном. Все в школе знали, что я снимаюсь в кино, а на самом деле днем я ходила как вольнослушательница на лекции во ВГИК, по ночам учила школьные предметы, чтобы сдать экзамены. И так я училась год, пока не получила аттестат, а Герасимов не попросил ректора, чтобы меня зачислили на второй курс ВГИКа. Он верил в нас, своих студентов.

– Чем вам запомнился Владимир Высоцкий, с которым вы снимались в фильме «Маленькие трагедии»?

– С Высоцким мы познакомились еще до совместных съемок. Вся Москва говорила о его прекрасной роли в спектакле «Гамлет», куда билеты было не достать. Муж, был знаком с Высоцким, и отвел меня в театр на Таганке на этот спектакль. После мы зашли в гримерку к Высоцкому, а потом он нас отвез домой...

Я была рада сыграть в «Маленьких трагедиях» вместе с Владимиром Семеновичем. Он запомнился мне как бесконечно добрый, бескорыстный, светлый человек. Во время съемок у него случилась клиническая смерть, и мы очень переживали за него. Потом он очень откровенно рассказывал об этом, и я заметила, что смерть его не пугает.

– Не могу не спросить о съемках с Аленом Делоном в фильме «Тегеран-43». Вам, наверное, завидовали все женщины Советского Союза?

– Ален Делон прекрасный актер, но настроение у него менялось как погода. Когда мы с ним снимались в фильме «Тегеран-43», он был на пике популярности в Европе, и для меня было счастьем работать с таким актером. Ален Делон говорил в три раза быстрее, чем я, был очень подвижный. Я чувствовала добрую зависть коллег. А вообще, мне больше нравился актер Курд Юргенс, он был более простой. Я до сих пор с удовольствием слушаю мелодию «Вечная любовь», которая звучала в картине. И мне приятно, что ее писал под меня прекрасный композитор Жорж Гарваренц. После премьеры в Париже эта мелодия звучала чуть ли не из каждого окна. Во Франции вышли три пластинки: на одной из них было фото Шарля Азнаура, на второй – мой портрет, а на третьей Азнаур и Мирей Матье, которая исполняла эту мелодию в каждом своем концерте.

– Наталия Николаевна, почему нынешние звезды не могут достигнуть уровня популярности советских актеров и почему советские фильмы мы пересматриваем до сих пор?

– В советском кинематографе уровень актерского мастерства был очень высокий. Тогда слово «звезда» было оскорбительным. Герасимов своим ученикам говорил: «Вы должны помнить, что после каждой премьеры фильма вы должны проснуться и жить дальше». Советские фильмы и по качеству намного выше современных, потому что тогда подготовительный период был очень долгим. К съемкам готовились, выбирали натуру, шили костюмы, проводили кастинги, смотрели совместимость актеров друг с другом. Все артисты на съемках выкладывались, работая по 12 часов в смену. И никто не думал, сколько ему заплатят, а только о качестве картины.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Желание написать книгу время от времени посещает многих. Вот только авторами становятся далеко не все. Вместе с писателем Алексеем Горбуновым разбираемся в том, легко ли создать шедевр, существует ли формула бестселлера, чему учат на «писательских курсах» и к какой оборотной стороне славы нужно быть готовым.

«Ганди молчал по субботам» – модная постановка, репетиция которой заканчивается на сцене Гомельского областного драматического театра. С его художественным руководителем Сергеем Лагутенко мы говорим о том, за чем на самом деле зритель ходит на спектакли, есть ли конкуренция у театров и обижаются ли актеры, если им не досталась главная роль.

Волшебный мюзикл, народное шоу, битва за титул «Властелин села» и другие причины отправиться в эти выходные на Купалье в Александрию.

В Национальном историческом музее открылась экспозиция «Друкарскі двор XVI стагоддзя», посвященная Международному дню музеев. Посетители смогут не только увидеть печатный станок, но и воссоздать на нем первую страницу Библии Франциска Скорины, а также сделать бумагу по старинной технологии. Корреспонденты «7 дней» одними из первых ознакомились с уникальными артефактами.