Януш Леон Вишневский – автор известного романа «Одиночество в Сети», который три года был в списках бестселлеров и выдержал множество переизданий в 18 странах мира, в том числе и в Беларуси. Всего у Вишневского вышло 20 книг.
Роман «Одиночество в Сети» был экранизирован, а в Санкт-Петербурге по его мотивам поставлен спектакль в театре «Балтийский дом». Недавно польский писатель принял участие в VI Санкт-Петербургском культурном форуме и презентовал новую книгу «Все мои женщины. Пробуждение». В беседе с корреспондентом газеты «7 дней» писатель рассказал, что несколько раз был в Минске. Город поразил его своей чистотой, многочисленными активными читателями, и скоро в белорусской столице Януш Вишневский с удовольствием презентует свой новый роман.
– Ваша дебютная книга практически сразу стала бестселлером. Как вы отнеслись к внезапной славе?
– Всю жизнь я занимался наукой, а с выходом первой книги стал медийной персоной – у меня началась жизнь, которой мне не хотелось. Я так много лет живу во Франкфурте-на-Майне и сделал все, чтобы «Одиночество в Сети» не вышло в Германии, чтобы мои друзья и коллеги не знали, что помимо занятий наукой я еще пишу книги. Несмотря на то, что по моей книге был снят фильм, мне удавалось восемь лет скрывать, что я писатель. Но однажды мой шеф поехал в Петербург для заключения контракта и, гуляя по Невскому проспекту, увидел прекрасное здание Дома книги. А когда из любопытства зашел внутрь, то был удивлен тем, что в центре зала находится мой огромный портрет. Так как он не мог читать на русском языке и из-за незнания языка не мог спросить окружающих, почему портрет его подчиненного висит в центре Петербурга, этот вопрос он задал мне, как только вернулся в Германию. И мне пришлось, к его огромному удивлению, объяснить, что я пишу книги, которые популярны в России, а портрет висит потому, что скоро в Доме книги пройдет презентация моего нового романа.
– Дебютный роман автора крайне редко экранизируют, но фильм по вашему произведению имел большой успех. Как он вам показался?
– Спустя всего 10 дней после издания книги «Одиночество в Сети» меня неожиданно разыскал режиссер и предложил снять фильм. Я ему задал вопрос, мол, как так, ведь за 10 дней продаж она даже не успела появиться во всех городах Польши. Он ответил, что его подруга работает в издательстве, в котором выходила моя книга, и она порекомендовала ему прочитать роман до выхода. Мне было лестно, что по моей дебютной книге будут снимать фильм, но затем съемки затянулись на долгие пять лет, а мне не терпелось посмотреть, насколько фильм совпадет с книгой. И когда я одним из первых его посмотрел, то был разочарован. За это время режиссер стал моим другом, мы много раз встречались, обсуждали будущий фильм, но он, к сожалению, не прислушался к моему мнению и сделал с профессиональной точки зрения очень красивый фильм, но в нем не показаны чувства, которые есть в книге. Фильм имел зрительский успех потому, что в нем замечательная музыка, играли самые популярные актеры, большие деньги были вложены в рекламу. Но поклонники моей книги не увидели, как и я, чувств. И поэтому на меня обрушился большой поток критики, ведь режиссер не указал своих контактов для обратной связи.
Кстати, в фильме я играю маленькую роль. Когда режиссер предложил мне сыграть одну из ролей, я категорически отказывался, но он настаивал, утверждал, что многие известные авторы снимаются. Тогда я согласился сыграть одноминутную роль бомжа на вокзале. Думаю, режиссер не прислушался ко мне и снимал по-своему, потому что не был влюблен и не мог передать это чувство в кадре. После выхода фильма я неожиданно получил письмо из Петербурга, в котором мне предлагали поставить пьесу по моей книге в театре «Балтийский дом». Я подумал: если фильм плохой, то что можно сделать в театре? Но так как люблю Петербург, все же согласился поэкспериментировать. Я нервничал перед премьерой, но спектакль оказался намного интереснее фильма. Может, поэтому он и идет уже восемь лет. Я спросил у директора театра: «Почему вы так долго показываете эту постановку?» Он ответил, что публике нравится, и всегда полный зал.
– А как вы сами думаете, почему книга до сих пор популярна?
– У меня был сложный период в личной жизни и как результат – большая депрессия, которая мешала мне жить полноценно. Я искал выход из этого состояния и завел дневник, который был началом книги. Позже понял, что люди любят читать о грусти других, потому что если ты сравнишь свои проблемы и трагедии с трагедиями героев какой-то книги, их проблемы кажутся намного глубже, и ты чувствуешь себя лучше. Когда я стал писать книгу, то чувствовал, что это мне помогает справиться с депрессией, разобраться в себе. Позже, разговаривая со своими читателями, я понял, что женщины это знают лучше, чем мужчины, потому что они невероятно много говорят о своих эмоциях. У нас принято, что мужчины – сильный пол и они не будут говорить, что им плохо и хочется поплакать.
– Многие называют вас архитектором человеческих душ. А есть ли у вас совет для тех пар, которые находятся на грани разрыва?
– На мой взгляд, в таком случае нужно сохранить спокойствие. Из своего опыта знаю, что если посмотреть на эту ситуацию спустя какое-то время, она уже не будет казаться такой страшной. Нельзя выяснять отношения в состоянии эмоционального срыва, чтобы не наговорить такого, о чем потом будем сожалеть. Я считаю, что в отношениях между мужчиной и женщиной самое важное – разговор. Нужно уметь объяснить свои мысли, донести свою позицию и нужно уметь выслушать.
– А какие книги вы читаете, какую музыку слушаете?
– Я ученый, в первую очередь читаю много научной литературы, потому что наука стремительно развивается, а я должен идти в ногу со временем. Что касается художественной литературы, то самый важный в моей жизни писатель – это Эрих Мария Ремарк. Книгу «На Западном фронте без перемен» я перечитал раз двадцать. Если брать русских писателей, то на первом месте для меня Чехов. А из поэтов чаще всего читаю Есенина, который невероятно красиво писал о грусти. Зная мою любовь к Есенину, организаторы Петербургского форума поселили меня в гостиницу «Англетер». Я хотел посмотреть номер, в котором окончилась жизнь Есенина, но, к сожалению, мне сказали, что в советские годы после реконструкции гостиницы его не стало. Но, несмотря на это, я чувствовал дух Есенина в «Англетере». Мне нравится Владимир Высоцкий, который повлиял на меня, будучи голосом протеста против власти. Я с удовольствием слушаю классическую музыку, мои любимые композиторы Шуман, Бах, Бетховен.
– Когда вы пишете книги, вы проживаете жизнь своих героев. А как быстро их забываете?
– Над книгой я обычно работаю полтора-два года, и вы правы, живу жизнью своих героев. Слушаю их музыку, посещаю те места, где происходят действия с моими героями. После того, как сдаю книгу в издательство, еще три месяца ничего не могу писать и постепенно «отхожу» от своих героев.