В этом году исполняется 30 лет двум знаковым картинам: культовому советскому фильму «Асса» Сергея Соловьёва и ленте «Десять негритят» Станислава Говорухина, которые имели огромный зрительский успех. Обе картины объединяет одна из самых женственных актрис российского кино Татьяна Друбич. Дебютировала она в 12 лет в фильме «Пятнадцатая весна», а вскоре, через год, получила всесоюзную известность, сыграв главную роль в фильме «Сто дней после детства». Потом были картины «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Храни меня, мой талисман», «Привет, дуралеи!», «Последняя сказка Риты», «Анна Каренина».
Несмотря на свою актерскую популярность, Татьяна окончила лечебный факультет Московского медицинского стоматологического института им. Н. А. Семашко и много лет работала врачом-эндокринологом, а затем была успешной бизнес-вумен.
– Татьяна Люсь-еновна, в 13 лет вы получили всесоюзную известность в кино, но пошли учиться на врача, а не во ВГИК, например. Почему?
– Впервые увидев себя на экране, поняла, что не хочу быть актрисой. Да и в кино я никогда не стремилась и попала туда случайно – благодаря тому, что успешно играла в ансамбле французской народной песни, где меня и заметила ассистент режиссера. Затем Сергей Соловьев пригласил меня на главную роль в фильм «Сто дней после детства», где вместе со мной играли прекрасные актеры Борис Токарев, Сергей Шакуров. После этой картины ко мне пришла оглушительная популярность. Но, на удивление всем, я еще больше укрепилась во мнении, что не хочу быть актрисой! К окончанию школы у меня уже было три картины, а в тот год на актерский факультет ВГИКа студентов набирала режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова. Татьяне Михайловне понравился фильм «Сто дней после детства», и она исполнителей главных ролей – Иру Малышеву, Борю Токарева и меня – позвала на курс. Но я с детства любила копаться в архивах, поэтому хотела поступать в историко-архивный институт. Потом все же решила стать врачом. К тому же мой брат уже учился в медицинском институте и сагитировал меня, чтобы поступала туда же. После лестного для меня приглашения Лиозновой я, совершенно растерявшись, решила посоветоваться, и Сергей Соловьев мне сказал: «Не нужно тебе поступать во ВГИК. Хочешь быть врачом – иди учись на врача». Так я стала врачом-эндокринологом.
– Слышал, что вы не любите, когда вас называют звез-дой?
– Звезды на небе – это что-то астрономическое, и я не понимаю, почему популярных актеров так называют. Для нормального человека быть звездой – большое бремя. Вспомните великих советских актеров, которые были кумирами нескольких поколений, но ни у кого не было мысли называть их звездами. А как врач я заявляю, что демонстрировать и воображать, что ты звезда, – это свойство некоторых психических заболеваний. А еще более ужасно, когда в эту шумиху вовлекают детей. Считаю, жить нужно без этой звездной мишуры. Просто, на мой взгляд, есть актеры талантливые, востребованные, а есть менее востребованные.
– А кого вы считаете самыми талантливыми актерами – как среди российских, так и зарубежных?
– Самая гениальная актриса среди российских, на мой взгляд, – Татьяна Самойлова, которая прекрасно исполнила Анну Каренину, а фильм «Летят журавли» вообще мой любимый. Среди мужчин я бы отметила Олега Янковского. А среди зарубежных самый гениальный Роберт Де Ниро. Затем Аль Пачино, Роми Шнайдер, Жан Габен, Жан-Луи Трентиньян.
– Вы отметили Олега Янковского, с которым снимались вместе в двух фильмах: «Анне Карениной» и «Храни меня, мой талисман». Чем он вам запомнился?
– За свою актерскую жизнь я со многими работала на одной съемочной площадке. Актеры старшего поколения были талантливые, очень популярные, и я не хочу никого обидеть или принизить, но с Олегом Янковским мне было проще и комфортнее всего работать. Он, как все великие, поразил меня своей дисциплинированностью, являлся примером для всех, потому что был всегда лучше всех подготовлен, всегда работал со сценарием и поэтому всегда знал текст до выхода на съемочную площадку. И подтягивал окружающих до своего уровня. С ним нельзя было забыть текст, иначе совесть замучает. От того, как играл Янковский, дух захватывало. А еще Олег Иванович всегда был в меру строг, в отличие от Александра Абдулова, который был душой компании. Благодаря ему съемки превращались в праздник. Несмотря на свою серьезность, и Янковский любил пошутить, но его юмор был очень тонкий. Еще хотелось бы отметить, как он стильно одевался. Когда я играла Анну Каренину, на меня надевали очень тугой корсет. И вот представьте себе: когда в кадре появлялся Олег Иванович, который играл Каренина, точно такой же корсет как бы возникал внутри меня. Я изо всех сил старалась дотянуться до уровня Янковского! Для меня стало большим потрясением то, что он так рано покинул нас.
– В фильме «Асса» вы работали вместе с Виктором Цоем. Вы с ним общались?
– На съемочной площадке Виктор вообще мало кого к себе подпускал. В перерывах он много гулял по берегу, а когда его звали на съемочную площадку, было заметно, что Цой нервничает, но перед камерой он собирался. Естественно, когда я стояла с ним рядом на съемочной площадке, не думала, что стою с человеком вечности. Хотя и чувствовала, что Виктор Цой видит дальше обычного человека, не признает навязанных ограничений. Но только спустя годы стал понятен масштаб его личности. Я согласна, что Цой жив, несмотря на его биологическую смерть, потому что он покорил сердца и умы многих людей, а ведь именно это ведет к бессмертию.
– Несколько лет вы, имея всесоюзную популярность, работали врачом. Интересно, как к этому относились ваши пациенты?
– Вы знаете, я работала врачом на приеме в поликлинике, а человек, который испытывает боль, не обращает внимания, кто его принимает. Хотя, конечно, были случаи, когда люди, увидев меня, извинялись и, не веря своим глазам, выскакивали в коридор. Затем смотрели на табличку на дверях, где значилось: «Врач-эндокринолог Татьяна Друбич», и в недоумении возвращались. Были и те, кто приходил не за лекарствами, а по другому поводу – за живым человеческим общением – от одиночества. Я хорошо понимаю таких людей. А вообще, быть врачом – это не только лекарства выписывать. Это особый способ понять человека, как он устроен, как он думает.
– Вы согласны с Александром Блоком, что «только влюбленный имеет право на звание человека»?
– Нет, не согласна с гениальным поэтом, потому что любовь – это дар. Такой же, как пианиста, актера или художника. Этот дар нельзя приобрести, с ним рождаешься. Если с тобой подобное случается, твоя жизнь уже не похожа на жизнь других. И ты счастливый человек. К сожалению, чаще всего люди любовь имитируют... Хотя, если человеку любить не дано, а одиночество невыносимо, такие неосознанные подмены совершенно естественны.
– А что для вас счастье?
– На мой взгляд, счастье – это химия, те самые гормоны, которые гарантируют яркость и свежесть восприятия. Исходя из этого детство – это всегда счастье, и мне оно помнится почему-то всегда летним. Например, я вспоминаю, как в четырнадцать лет на съемках фильма «Сто дней после детства» я ехала в кузове грузовика с картошкой. Помню, трясло по бездорожью жутко, и я прыгала вместе с картошкой навстречу ветру. И вдруг мне представилось, что это не огромный грузовик, а кабриолет. Ведь грузовик тоже открытый! В этот момент, когда я, держась за борт, представляла, что еду в кабриолете, чувствовала счастье такой остроты, какой я больше и не помню!
По моим наблюдениям, все люди хотят признания и любви. И поэтому счастье человека – в количестве любви, которую он испытал по отношению к себе. Если брать лично меня, то мой главный показатель счастья – это семьи и люди, которых я могу назвать своими друзьями.