Помню, в детстве с замиранием сердца следила за тем, как управляемая умелыми бабушкиными руками швейная машинка задорно выводит стежки. Проходит несколько минут – и из лоскутов ткани получается полноценный наряд. Волшебство! Что ни говори, а несколько десятков лет назад люди с большим интересом занимались рукоделием...
Так я думала раньше, до встречи с Ольгой Костузик – автором проекта швейного коворкинга, получившего прописку в столице с сентября нынешнего года. Корреспондент «7 дней» узнала, как проект стал народным, на каком этапе находится сегодня и чем он может привлечь минчан.
Купить швейную машинку сейчас не сложно, но ведь она одна не способна заменить профессиональный цех. А много оборудования хранить дома проблематично. В рабочем же пространстве коворкинга – и машины, и мебель, которую используют в ателье. И много-много места для творчества. Но для того, чтобы эта большая система заработала, была нужна идея.
– Учитывая любовь к шитью и соответствующее образование – закройщик верхней женской одежды, я задумалась об этом проекте в начале 2017 года. Тем более что времени и желания для самореализации в декретном отпуске много. Хочется для ребенка что-то смастерить, но начинаешь делать – малыш все выхватывает из рук, иголки сыпятся, начинается суета. Поэтому стала мечтать о таком месте, где просто можно было бы уединиться и спокойно заняться своим хобби. Позже мне пришло в голову, что это может стать и своим делом. Потому что я не одна такая мама, которая хочет шить, а дома нет возможности, – вспоминает Ольга Костузик первые шаги своего проекта.
Мастерица отметила, что изначально проект задумывался как профессиональный коворкинг, именно под это направление продумывался бизнес-план, а помощником в поиске средств на реализацию идеи стала краудфандинговая площадка.
– Для того чтобы проект заработал на площадке, нужно было продумать лоты с подарками для спонсоров. Возможно, нас могли бы поддержать на безвозмездной основе и просто дать средства, но по опыту реализации других кампаний я знала, что с подарками будет проще. И это стало отличным шансом проверить, насколько интересен представленный продукт. Я выставила лоты с предметными подарками: детские одеяла, подушечки, игрушки, сумки с авторской росписью. Три месяца кампания шла вяло. Я слышала о волшебных историях, когда деньги собирали в последний день, но сама в этом сомневалась. В итоге за три дня до завершения кампании у нас было меньше половины необходимых средств. И вдруг... в последний день приходит очень большая сумма от спонсора. А я, честно говоря, уже обсудила с мужем, что будем делать, если деньги не соберем, решили, что уже в другом формате, в другом качестве, сделаем чуть-чуть позже... Но все равно попробуем. И тут вдруг – нужная сумма. Вдохновившись этим платежом, многие тоже присоединились, буквально за два дня народ сплотился. И мы собрали даже немного больше, чем было нужно. Вот так проект получил характеристику «народный», он стал возможен с помощью людей, которые финансово поддержали идею создания «общественной мастерской» – рабочего пространства для кройки, шитья и рукоделия со всем необходимым оборудованием и инструментами.
Когда было решено – проекту быть, Ольга увидела интерес именно у любителей швейного дела. У профессионалов он тоже был, но не такой высокий, чтобы позволить на них ориентироваться.
«Для развития проекта нужна более широкая аудитория. Мы специально закупили компьютеризированные машины. Они шьют практически все виды тканей, очень легки в управлении. По итогам первого месяца работы наши главные и активные клиенты – это новички, которые вообще шить не умеют. Они приходят сюда впервые на один мастер-класс, второй, третий. Есть программа, когда наши посетители за один день могут сшить какое-то конкретное изделие. Для этого проводим воркшопы (обучающее мероприятие или дословно «рабочая мастерская»). В прошлый раз, например, мы шили шапки и снуды. Воркшопы и мастер-классы – это пока основной заработок народного проекта. Почасовой коворкинг пока не пользуется большой популярностью. Возможно, причина в том, что мы работаем всего второй месяц и в тестовом режиме», – прокомментировала Ольга. И подчеркнула, что мастерская не производит одежду, но проект открыт для тех, кто хочет научиться и в дальнейшем зарабатывать в этой сфере.
Наверное, многие спросят: а насколько полезен такой уголок шитья для тех, кто ни разу не держал в руках иголку с ниткой? Мастер, улыбаясь, отвечает, что такие люди за три часа на воркшопах шьют себе юбку из фатина, например. Но здесь все индивидуально. Одного шитье успокаивает, а другого – наоборот. Все это творческий процесс. За два месяца, при желании, можно научиться шить элементарные вещи: постельное белье, юбку, блузку. Далее идут более сложные вещи: изделия с рукавом и брюки. Третья ступень обучения – верхняя одежда.
Есть в программе и семейные мастер-классы, на которые можно и даже нужно взять с собой детей. «Младшему ребенку, которого мама привела с собой, было 3,5 года. Конечно, это небольшой помощник, но детки, которым от шести лет, уже активно помогают маме кроить, выбрать расцветку создаваемой игрушки. Это, ра-зумеется, не курсы, не обучение, а скорее развлечение. И тоже важно: сделать что-то вместе, провести время с ребенком, дать ему возможность увидеть настоящую швейную мастерскую», – поделилась мнением автор проекта.
Не обошли вниманием и представителей сильного пола – уже состоялся мастер-класс для мужчин. «В школе, традиционно, раздельный труд: мальчики столярничают, девочки шьют. В итоге мы полу-
чаем целые поколения мужчин, которые не знают, как пришить пуговицу или погладить одежду. А ведь это самые простые бытовые навыки. Мы решили исправить пробел и организовали бесплат-
ный мастер-класс по шитью для мужчин», – рассказывает Ольга.
Имеется в коворкинге классическая программа для портных, откуда убрали скучную теорию, осталась только практика. Люди приходят и сразу начинают конструировать и шить. Суть программы в том, чтобы дать больше свободы творчества. Вы учитесь по одинаковой программе только в первый и частично во второй месяцы. А дальше сами выбираете, что будете шить. Хотите брюки? Шейте! Хотите кардиган? Пожалуйста! Интересно, что на протяжении всего курса обучения будет работать профессиональный мастер и оказывать помощь в любых аспектах. Еще объявлен набор в экспериментальную утреннюю группу.
На вопрос о том, можно ли говорить уже о какой-то окупаемости, Ольга Костузик отвечает, что не знает ни одного проекта, который бы за месяц стал окупаемым. Да и ее «детище» – это скорее социальный проект и изначально не рассчитан на сверхприбыль. «Он задумывался в помощь людям, у которых нет оборудования, нет возможности шить. Как старт для молодых дизайнеров, чтобы у них выросли крылья. Знаете, представила себя много лет назад и подумала, что если бы такой коворкинг был, может быть, моя судьба сложилась по-другому и я бы продолжила свой путь в индивидуальном пошиве одежды».
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?