Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
На протяжении 15 лет с 1833 года в Пречистенской униатской церкви деревни Шерешево вел богослужения известный белорусский ученый Михаил Бобровский.
Михаил Кириллович – белорусский славист-ориенталист, доктор теологии, член Археологической академии в Риме, Парижского и Лондонского азиатских научных обществ, член Общества истории и древностей российских при Императорском Московском университете. Происходил он из старейшего белорусского шляхетского рода. Окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете. Во время заграничных командировок усовершенствовал знания славянских, восточных и древних языков, археологии, истории, литературы. Собрал большой научный материал. Сделал научное описание древних кирилловских и геологических литературных памятников Ватиканской библиотеки. Занимался научной деятельностью в Австрии, Италии, Франции, на землях восточных и западных славян.
Михаил Бобровский открыл и для белорусской, и для европейской науки имя Франциска Скорины. Он считается первым белорусским скориноведом. Как и Скорина, достигнув высших научных ступеней, Михаил Кириллович посвятил себя сбережению древней культуры белорусов. Ученый поспособствовал возникновению белорусоведения и заинтересованности иностранных коллег в исторической судьбе белорусского народа.
В Шерешево Бобровский собрал огромную библиотеку. Написал много научных работ, но вот при жизни издать все свои труды не смог. А после его смерти почти все они исчезли, также была разобрана и его библиотека. То, что от нее осталось, хранится в Москве, Петербурге, Варшаве, Кракове. Умер Михаил Бобровский 21 сентября 1848 года в Шерешево от холеры. Похоронили ученого среди местных униатских могил за Петропавловской церковью на христианском кладбище. На его могиле стоит простой деревянный крест. И было бы правильным, если бы на могиле Михаила Бобровского, который так много сделал для своего Отечества, появился памятник.
В 1380 году великий князь Витовт подарил Шерешево шляхтичу Николаю Насуте. После Николая Насуты деревня перешла к шляхтичам Забтезинским, а потом к Ильиничам. В первой половине XVI века хозяином местечка был брестский староста Юрий Ильинич. При нем через Шерешево в Москву проезжал посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн и отметил в своем дневнике, что проехал через город Шерешево, недавно построенный в громадном лесу. А через девять лет в Шерешево заехала Бона Сфорца, королева польская и великая княгиня литовская. В ту пору местечко принадлежало зятю Юрия Ильинича, брестскому войту Яну Абрамовичу. Королева попросила продать ей Шерешево. С 1536 года местечко становится собственностью королевы Боны Сфорцы. Королева дает местечку Магдебургское право, чтобы тут хорошо развивались торговля и ремесла. Благодаря этому в Шерешево появились солодовни и пивоварни, начали строиться трактиры и магазины, проводились ярмарки.
В 1578 году в Шерешево собралось войско Речи Посполитой, чтобы двинуться отсюда на битву с русскими завоевателями Ивана Грозного. Постоянные войны с Московией привели Шерешево к упадку. Местечко было полностью сожжено. Затем в историю Шерешево принесла голод и разрушение Северная война.
В конце XVIII века местечко стало собственностью шляхтичей Флемингов. При их правлении Шерешево получило герб (27 февраля 1792 года).
В современном поселке Шерешево сохранилась деревянная звонница, построенная у Пречистенской церкви в 1799 году. Петропавловская кладбищенская церковь – тоже памятник деревянного зодчества. Возведена в 1824-м, односрубная, имеет черты классицизма.
Троицкий костел построен в 1848 году в стиле позднего классицизма. Стены храма в 1850 –
1860-е годы были расписаны фресками. В нишах главного фасада размещаются деревянные скульптуры апостолов. Рядом со святыней – две часовни в стиле ампир. Свято-Николаевская церковь – памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Построена в 1872 году при участии гродненского архитектора Фардона. В храме хранятся иконы XVIII–XIX веков, царские ворота 1820 года.
Есть в поселке и интересная рядовая застройка XIX века.
Сохранилась сыроварня конца XIX – начала XX века постройки. В здании сегодня живут люди. В хорошем состоянии и амбар из кирпича того же периода постройки.
Николаевская церковь в деревне была построена в 1811 году. Возможно, изначально это был униатский храм. В 1864-м его перестраивали.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла была построена в деревне в 1860-е годы. Храм – типовой проект ретроспективно-русского стиля.
Здесь стоит деревянная мельница середины XIX века. Механизмы ее сохранились в очень хорошем состоянии.
Жилой дом первой половины XX века – единственная, но очень интересная достопримечательность деревни. Возможно, это уцелевшая постройка от некогда существовавшего здесь фольварка. Долгое время в здании действовала сельская школа.
Покровская церковь была возведена во второй половине XIX столетия (1862) на месте деревянного храма. В церкви три арочных входа с порталами. Утонченные черты звонницы и скромные луковки куполов придают храму изящество.
Церковь во имя святителя Николая Чудотворца (1867). Совсем недавно храм был в глубоком запустении, но в начале XXI века его отреставрировали.
Крестовоздвиженская церковь в деревне построена в 1903 году на месте старого деревянного храма, который сгорел в 1878-м. Сегодня церковь действует. Постройка с вековой историей является архитектурным памятником ретроспективно-русского стиля.
Легенда от автора проекта
Если стоять лицом к сторожевой башне, то слева, со второго этажа замка, к кирпичной стене пристроен пологий на арочных опорах пандус. Вел он когда-то в огромные оранжереи, которые назывались «Итальянский сад». Сегодня на его месте шумят кронами деревья да блестит на солнце небольшой пруд, прижавшийся к обочине асфальт-ной дороги.
Трудились над созданием оранжереи садовники и архитекторы из Европы. Множество экзотических растений и даже деревьев круглый год были на-дежно укрыты под стеклом деревянных и металлических рам. Жаркие печи, источая тепло, защищали экзоты от морозной зимы.
Но наша легенда о пареньке, который работал в этом сказочном месте обычным сторожем. Обязанности свои он выполнял безупречно, был очень скромен и незаметен для посетителей оранжереи.
Но вот однажды под стеклянный купол сада вошла юная паненка. Походила по оранжерее и обратилась к первому попавшемуся ей на глаза работнику. А им оказался наш знакомый молодой сторож. Она объяснила ему, что была с родителями за рубежом и из Италии привезла маленький саженец растения, цветущего необыкновенно красивыми цветами. Попросив посадить этот небольшой росток где-нибудь в теплом месте, юное создание положило парню в ладонь серебряную монетку, мило улыбнулось и тут же исчезло. Как потом оказалось – навсегда.
И во время той короткой встречи в груди молодого человека зародилось светлое и доброе чувство и сохранилось в его душе тоже навсегда. На всю его короткую жизнь…
События, которые мы описали выше, происходили в середине весны. Втайне от работников оранжереи парень росток посадил в отдаленном уголке италь-янского сада. Присматривал за ним, ухаживал, и спустя некоторое время растение это дало первые зеленые листочки.
Часто прогуливаясь у стен замка, молодой сторож пытался увидеть паненку и порадовать ее новостью, что росток ее принялся и, возможно, скоро зацветет. Но встретиться им не дала судьба…
К началу осени грянула война, спешно из замка уехали хозяева, а сам он был разрушен артиллерийскими снарядами. Полностью была уничтожена и стеклянная оранжерея. И первые же заморозки загубили всю растительность некогда прекрасного итальянского сада.
…На фоне первого выпавшего снега среди руин, битого кирпича и осколков стекла было видно сооружение. Что-то наподобие небольшой теплички. В ней мерцал тусклый огонек, и сквозь прозрачные стены про-свечивалась фигура сидящего человека. Да, это был молодой сторож. Над прижившимся растением юной паненки он смог построить из обломков рам тепличку. Разожженный костер согревал и его, и этот росток. Вокруг шли страшные сражения, и никому не было дела до этого уголка заброшенного сада.
Вскоре пришли лютые морозы, и только в середине зимы случайные прохожие обнаружили под искореженными рамами и старым куском рогожи безжизненное тело паренька, укрывающего своей свитой пару малюсеньких прутиков какого-то замерзшего растения.