В очереди на показ – один из самых дорогостоящих проектов российского телевидения последних лет. Известный режиссер и актер Сергей Гинзбург завершает работу над 12-серийным фильмом «Зорге». Главную роль в картине сыграл один из самых топовых актеров кинематографа – Александр Домогаров. Первый канал, финансировавший этот проект, пока не приподнял завесу тайны над долгожданной премьерой, однако Сергей Гинзбург, три года трудившийся над воплощением на экране истории о легендарном разведчике, раскрыл нашему корреспонденту некоторые подробности будущей премьеры.
– Сергей Владимирович, вы известны нашему зрителю по фильму «Волчье сердце», съемки которого проходили и в Беларуси. Картина рассказывает о судьбе белого офицера-разведчика, который перешел на сторону Советской России. И вот снова тема разведки.
– Если ты собираешься делать фильм, то прежде должен ответить на вопрос: для чего, что ты хочешь сегодня объяснить этой ситуацией. В «Зорге», помимо того, что я выполнял чисто художественные задачи – стиль, ритм, исторический фон картины, – меня самого дико интересовала ситуация предвоенной Европы. Я увидел в ней абсолютную кальку дня сегодняшнего: мы находимся ровно у той же безумной черты, которая была в конце 30-х годов ХХ века. Особенно по части безответственности многих политиков.
– Совсем недавно на Первом канале завершился сериал «Спящие», который тоже затрагивал аналогичную тему.
– В отличие от «Спящих», я все же сохраняю свою авторскую позицию – в отношении к историческому прошлому и настоящему. Меня никто не ангажировал, а «Спящие», пусть и неплохой фильм, однако некоторые вещи в нем слишком упрощены. Такого в реальности не бывает.
– Не кажется ли вам, что режиссеры, работающие в подобных жанрах, часто оказываются заложниками определенных клише, существующих в историческом сознании народа?
– Безусловно, ты получаешь сценарий, и в нем уже прописана чушь, с которой ты не согласен, но над тобой все равно довлеет восприятие автора с его определенными штампованными историческими образами. Раздражают бесконечные ходульные образы «кровавой гэбни» в современном кино. Я далеко не поклонник НКВД, у меня дед сидел, но в той структуре были разные люди, в том числе и те, кто искренне верил в свои идеи и сохранил в себе честность, порядочность, доброту. Подлецы, негодяи были при всех режимах, во всех эпохах. В момент наивысших потрясений – война, революция – люди особенно проявляются, и все дерьмо всплывает, но и все героическое тоже оказывается на поверхности. И что перевесит – вот вопрос!
– Вы допускаете, что со временем может произойти переосмысление роли той или иной личности в истории?
– Многие, казалось, уже хорошо нам знакомые исторические персонажи, на самом деле были крайне сложными и противоречивыми фигурами. Существует куча мемуаров, написанных разными людьми, и вопрос в том, чей взгляд на историю будет сегодня в тренде. Так, многие положения доклада Хрущева на XX съезде партии до сих пор считают за правило, воспринимаются как аксиома.
– В начале 60-х возвращение имени Зорге было связано с французским кинопроектом «Кто вы, доктор Зорге?»...
– Конечно, я его очень хорошо помню. Когда вышел этот фильм, его показали Хрущеву. А он не знал историю Зорге. Никита Сергеевич позвонил главе КГБ Семичастному, спросил, не вымышленный ли это персонаж. Тот подтвердил, что на самом деле был такой разведчик. Предполагаю, что именно по команде Никиты Хрущева мы сразу же этот фильм купили, и он с огромным успехом прошел по кинотеатрам страны.
Так, спустя 20 лет после казни разведчика его узнали в Советском Союзе. Позднее именем Зорге были названы улицы, школы, парки, корабли. А звание Героя Советского Союза посмертно он получил в 1964 году, то есть уже после того, как французы сняли свою знаменитую ленту. Зорге был убежденным коммунистом и человеком, который за эти убеждения пошел на казнь. Согласитесь, не всякий, даже искренне отстаивающий свои идеи, станет в этой жизни Джордано Бруно. Зорге – из тех титанов эпохи, который искренне служил не столько Советскому Союзу, сколько своему представлению о справедливости. Было интересно понять, что, помимо идеологии, двигало этим человеком, что это была за игра.
– Считают, что главная заслуга Зорге в том, что он предупредил руководство страны о начале войны.
– Сталина об этом предупреждал не только Зорге, но и другие разведчики, послы, даже Черчилль об этом говорил, и я не считаю, что это главный подвиг нашего героя….
– Но вы не станете отрицать, что благодаря именно его усилиям Япония и СССР не вступили в войну друг с другом?
– А вот это уже более тонкий вопрос. Я был поражен, как хорошо в Японии относятся к этой исторической персоне. Возникало ощущение, что Зорге здесь знают лучше, чем в России. Они ухаживают за его могилой, приносят туда цветы, поклоняются. Для них это практически религиозный ритуал. Японцы понимают, что Зорге сделал все, чтобы Япония избежала войны с Советским Союзом. Кроме того, для жителя Страны восходящего солнца важно не только то, как человек жил, но и как умер. А Зорге для них – воплощение самурая. Достойная жизнь и достойная смерть. Японский актер, который играл телохранителя легендарного разведчика, допытывался у меня: «А Зорге кто, мой хозяин?» Нам не понять этого вопроса, мы воспитаны в другой парадигме. Объясняю ему, что он – твой начальник, друг, что вы оба коммунисты. Я даже начал как-то красиво изъясняться, чтобы довести свою мысль: мол, у вас общий бог, коммунизм, в который вы верите. А тот снова уточняет: «Так все-таки, он – мой хозяин?» И выяснилось, что для японца служение хозяину и есть высшая доблесть: вначале хозяин, а уж потом Бог.
– Имя Рихарда Зорге больше знает старшее поколение, младшему это имя, предполагаю, вообще ничего не говорит. Возможно, сериал восполнит этот пробел, привлечет интерес к этой неординарной исторической личности.
– Люди вообще все меньше и меньше читают, и это большая проблема. В сериале есть все – увлекательная любовная линия, головокружительные шпионские истории, неожиданные повороты сюжета. Я хотел донести до зрителя вот какую штуку: Зорге был первым на свете разведчиком-аналитиком. Он, пожалуй, раньше всех своих коллег понял новомодное по тем временам слово, которое сегодня чаще других мелькает в СМИ, – геополитика. Кем на самом деле был Зорге? Немцем? Русским? Что чувствовал, когда его кровная родина, Германия, столкнулась с его идеологической, духовной родиной – Советским Союзом? Да, он был антифашистом, но, думаете, он не переживал за унижение Германии? Попробуем найти ответы на это вместе со зрителями.
– Почему именно Домогарову выпала главная роль?
– На то есть несколько причин. Во-первых, Домогаров – замечательный актер, как и со всяким талантом, с ним непросто, но то, что касается работы, никогда проблем не возникает. Он человек увлеченный и к тому же фанат Зорге. Во-вторых, Александр Юрьевич объективно похож на Рихарда Зорге. В начале картины мы показываем это портретное сходство – лицо актера и лицо прототипа. Не верите – убедитесь сами!