Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
На северо-западном направлении от деревни Тевли есть небольшое возвышение, которое носит название «Туркава гора». Откуда такое название? Откуда в Беларуси взялись турки?
В древние времена, когда очередное войско захватчиков обрушилось на Беларусь, в наших краях появился большой отряд турок (скорее всего, отряд воинов Батыя, а это – 1240–1242 годы). Возвращались они в свои земли, награбив множество добра. Вел отряд высокий, красивый, но очень кровожадный турок. И было у него в плену множество девушек, в одну из которых – красавицу белорусских земель – он влюбился до беспамятства и никуда от себя не отпускал. И вот в том месте,
что теперь носит название Турковой горы, отряд столкнулся с нашими воинами. В жестокой битве полегли почти все белорусские воины и турки. Погиб и молодой предводитель турок.
Глубокой ночью турки собрали остатки своего отряда, похоронили убитых товарищей и командира, а с ним отправили в могилу и его возлюбленную. В могилу воина-турка и его любимой сложили награбленное добро: золото и украшения.
Говорят, могила того турка находилась под огромным валуном. А валунов в ту пору было повсюду много, так что могила потерялась среди них.
С тех пор прошло много веков, а люди все еще ворочают огромные валуны в надежде обнаружить могилу турка-воина и забрать его золото. Но все впустую. Остались лишь красивая легенда и название Туркова гора да еще несбыточная мечта когда-нибудь найти тот клад.
Церковь Святой Параскевы Пятницы в документах упоминается еще в 1652 году. В 1880-м некий Ф. Афанасьев составил проект новой святыни. На месте прежней построили другую церковь. Произошло это в 1882-м.
Сбор денег на строительство святыни граждане деревушки начали еще в 1879 году (удалось собрать аж 694 рубля!). С материалами для возведения храма помог местный помещик. Главными мастеровыми были жители деревни В. Гарбузов и его семья.
Стиль храма тяготеет к классицизму, композиция объемная, апсида прямоугольная с боковыми ризницами, колокольня трехъярусная. Внутри церкви есть деревянный иконостас, который был создан в 1885 году инженером А. Ремером. Приехав в церковь деревни Болота, вы также сможете увидеть в ней несколько икон, которые представляют особую художественную ценность. Это «Преподобная Мать Параскева Пятницкая», «Николай Чудотворец», «Рождество Христово»,
«Иисус Христос», «Собор Богоматери», «Архидиакон Стефан», «Святитель», книга «Евангелие». Все они относятся к XVIII–XIX векам.
В деревне сохранилась ветряная мельница, построенная в XIX веке.
Со времен Великого Княжества Литовского Антополь получил привилегию на проведение трех ежегодных ярмарок. Крытые торговые ряды, построенные в середине XIX века, работают в Антополе до сих пор. Среди памятников старины в поселке – недействующая синагога конца XIX века, могилы евреев, убитых во время шведско-русской войны начала XVIII века. В число главных городских достопримечательностей входит действующая деревянная Воскресенская церковь 1854-го года с отдельно стоящей колокольней (1866) и мемориальной колонной (XVIII век).
В здании костела святого Андрея Баболи (1938) сегодня размещается антопольская пожарная часть. На кладбище в восточной части города сохранилась деревянная православная часовня (1857). В конце прошлого века для сохранности конструкции стены часовни обложили кирпичом. Есть в Антополе и рядовая застройка XIX века.
В середине XIX века земли Антополя находились в пользовании у дворянского рода Бревернов. Усадебный дом, увы, разрушен полностью, но сохранился парк и некоторые приусадебные постройки.
В ретроспективно-русском стиле из кирпича в 1882 году построена Успенская церковь. Внутри храма – резные деревянные царские ворота необыкновенной красоты.
Свято-Покровская церковь (1674) изначально строилась как католический храм и была освящена в память Успения Наисвятейшей Девы Марии. Костел из кирпича и дерева возвели монахи-доминиканцы. Деньги на строительство выделила чета Пухольских. В 1832 году костел переосвятили в Свято-Покровскую церковь.
После восстания Кастуся Калиновского в Беларуси повсеместно закрывались костелы. Закрыли храм и в Городце, и в соседней деревне, которая называется Октябрь, а когда-то именовалась Камень-Шляхетский. Костел там был деревянный, построенный еще в 1735 году. И из Камень-Шляхетского храм перевезли в Городец. На его месте стояла когда-то униатская старинная церковь. Церковь сгорела, а на ее месте поставили костел, перестроив его под православную церковь. С того времени, с 1876 года, храм никогда не закрывался.
Деревянная православная церковь в честь Святой Троицы построена в XIX веке.
Населенный пункт известен с 1524 года как имение Камень дворян Верищаковых. Затем она именовалась Камень-Шляхетский. В 1937 году здесь была возведена Покровская церковь. Внутри храм украшен двухъярусным резным иконостасом.
В деревне стоит деревянная православная церковь святого Михаила Архангела. Построена она в 1784–1787 годах. Интересны руины колокольни XVIII века рядом с храмом.
В стиле народного творчества из дерева Крестовоздвиженская церковь построена в 1864 году на месте сожженного храма.
Легенда от автора проекта
По спине побежали мурашки… Протянув руку, я дотронулся до Ленькиного плеча.
– Не дрейфь, дружище. Кроме нас тут никого нет. Как я слышал, – продолжал он, – дойти до конца надо, повернуть налево, потом будут еще три ступеньки вниз, после них еще раз налево и тогда справа в стене будет проход в комнату. А за ней еще одно помещение, вытянутое. Вот в дальней стене и будет… Не напирай, бечевку не оборви! – взвился Ленька, чувствуя мое дыхание у самого уха.
Больше всего мне было неприятно, что за моей спиной – кромешный мрак. И чем дольше мы шли, тем гуще мне казалась темнота. Однако своего фонарика я не включал. Правильно сказал Ленька, что если его «сдохнет», вот тогда я и свой включу.
Сколько уже прошло времени – сказать было сложно. Но вдруг мой товарищ остановился и очень тихо произнес:
– Баста. Пришли. Надо дойти до конца этой комнаты, – но не сделал и шага. Стоял, не шелохнувшись, за его спиной застыл и я.
– Включай свой фонарик. Будем светить двумя, – наконец принял решение мой друг.
Два луча света заплясали по полу, скакнули на стену и устремились в дальний угол.
И на самом деле – на бледно-сером фоне стены устрашающе чернел дверной квадратный проем.
Створок дверей не было видно. Оттого, что, возможно, они были широко распахнуты.
Не помню как, но мы оказались совсем рядом с проемом. Да, железные дверные створки были укреплены овальными клепками и распахнуты внутрь следующего помещения. А там темнота была еще гуще…
Дальше – как запомнилось.
Что-то качнулось в этом мраке и пахнуло в наши лица. Как порыв знойного ветра, как жаркое тяжелое чье-то дыхание. Ленька бросил один фонарик в черный проем, другой, крепко зажатый в пальцах его руки, светил тускло. Еще один порыв ударил нам в лица и дверь мгновенно со страшным грохотом закрылась.
Звенело в ушах. Я взял в нетвердую руку фонарь и стал в упор светить в закрывшуюся дверь. У меня кружилась голова, хотелось страшно закричать и бежать, бежать…
Бежать, не поворачиваясь к двери, не переставая в нее светить…
– Ну вы и ненормальные! Если бы не бечевка, трудно было бы вас найти. – Ворвался в комнату еще один пучок света, а следом возникла фигура моего старшего брата. – Все отцу расскажу и твоему тоже, – кивнул он на Леньку. – Как есть ненормальные. Все еще в сказки верите.
– Но ведь дверь была открыта. Только что она захлопнулась, – залепетали мы.
– Что вы мне сказки сказываете! Эта дверь всегда закрыта и замочной скважины в ней нет. Глядите.
И правда. На этой стороне двери не было замочной скважины. Я приложил ладонь к двери. Она дрожала и как-то странно двигалась. А из-под нее шел свет. Бледный, похожий то ли на туман, то ли на дым. Он медленно гас и удалялся. Вдруг что-то или кто-то с силой ударил в дверь с той стороны. Мы в страхе отбежали. Прижались к стене. Испугался даже мой старший брат.
– Теперь пора отсюда ноги уносить. Вы идите вперед, а я следом. И бечевку, бечевку не оборвите.
А наверху была глубокая ночь. Хотя в моей жизни больше никогда не было такой светлой-пресветлой ночи.