Республиканские дороги, а особенно шоссе номер один, трасса М-1 Брест – Москва, по душе не только россиянам, но и избалованным автобанами немцам и другим жителям Европы. После реконструкции дорог стало одно удовольствие ездить из столицы в Гомель и Могилев. Сервис на республиканских автотрассах тоже на должном уровне. Правда, заправок маловато. Но это – дело наживное... О том, как будет развиваться дорожное хозяйство страны в будущем, корреспонденту газеты «7 дней» рассказал начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.
– В Беларуси за последние годы появилось немало хороших автотрасс, составляющих конкуренцию даже нашей знаменитой олимпийке – дороге М1...
– Как раз дорога М-1 – Брест – Минск – граница России – уже не соответствует современным требованиям, особенно если ее сравнивать с российским участком. За последние четыре года россияне кардинально изменили политику содержания дорог, в 3-4 раза увеличили финансирование. Результат: состояние этой дороги практически идеальное. Проведя где реконструкцию, где капитальный ремонт, наши соседи четко вышли на межремонтные сроки замены слоев износа. Ямочного ремонта как такового на этой дороге нет. По сравнению с нами она выглядит на зависть.
– Но с главными трассами дорожники в любом случае разберутся. А как дело обстоит с местными дорогами? Очевидно, что они не везде отвечают ожиданиям тех, кто садится за руль.
– Проблемы местных дорог у всех на устах. Была масса жалоб. Не случайно в марте этого года шел разговор о развитии местных дорог на совещании у Президента, где были приняты соответствующие решения. Буквально в прошлом месяце утверждена новая государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Беларуси на 2017-2020 годы. Там есть подпрограмма «Местные дороги», которая предусматривает значительное увеличение финансирования. По этому документу за три года будут выполнены ремонт, строительство или восстановление не менее 7 тыс. километров местных дорог.
– Технологии строительства, ремонта и восстановления местных дорог отличаются от технологий, задействованных на дорогах республиканского значения?
– Конечно, отличаются. Ведь интенсивность движения на них совершенно разная. Есть и местные дороги, которые усиленно эксплуатируются. Но они менее нагружены, поэтому не требуют применения дорого-
стоящих технологий. Например, щебнемастичного асфальтобетона, который обладает повышенной устойчивостью к нагрузкам и повышенной долговечностью – в отличие от традиционного асфальтобетона. На участках, где интенсивность движения 300 автомобилей в сутки и не ездят тяжелые грузовики, такие технологии применять не стоит.
Кстати, 5–9 октября проводится республиканский семинар, который и посвящен ресурсосберегающим технологиям для местных дорог.
– Через сколько лет должна ремонтироваться дорога? Может она прожить 20 лет от укладки до ремонта?
– Нет, конечно. Пока в нашей стране нет межремонтных нормативных сроков – идет их разработка. Могу сказать о российских нормах. Там для федеральных дорог установлено 24 года от строительства до капитального ремонта. В этот промежуток через 7 лет нужно сделать два текущих ремонта с заменой слоя износа. Фрезеруется верхний слой и укладывается новый. Для местных, в том числе гравийных, – другой уровень технологий и требований.
– Каковы межремонтные сроки местных дорог?
– В зависимости от применяемой технологии. Одно дело, если уложили новые слои асфальта. И другое, если сфрезеровали старый асфальт и, добавив в него материалы, опять уложили его на то же место.
– Много ли у нас так называемых гравиек? Ведь это такое неудобство для водителей и пассажиров!
– В Беларуси более 20 тыс. км таких дорог. Но гравийная дорога не всегда плохо. Даже в такой богатой стране, как США, есть гравийные дороги. Здесь все упирается в стоимость. Если по дороге проезжает 30 – 40 автомобилей в сутки, при всем уважении к пользователям, закатывать ее в асфальт – слишком дорого.
– На каких местных дорогах в ближайшие годы ожидаются ремонт и реконструкция?
– В программе, принятой Советом Министров, есть приложение номер 5. Там имеется перечень участков местных дорог, которые в рамках программы ожидают ремонт и реконструкция. Всем, кому интересно, вошла ли в этот список интересующая их дорога, могут заглянуть в данное приложение.
– Могут ли инвесторы участвовать в дорожном строительстве, в том числе местных трасс? Как им потом возвращаются инвестиции и идет прибыль?
– Скажем так, я не знаю мирового опыта строительства инвесторами местных дорог. Но недавно в Беларуси был принят закон «О государственно-частном партнерстве», по которому частный инвестор, согласно мировой практике, может построить дорогу, 20 лет ее эксплуатировать, обеспечивая, в том числе, зимнее содержание, ремонт. Потом передает ее государству. А возвращаются инвестиции, во-первых, введением платы за проезд. Во-вторых, если интенсивность движения по ней недостаточно велика, в силу вступает финансовая модель с долевым участием государства. Оно обеспечивает определенный процент возврата за счет бюджета. В этом случае государство не вкладывает денег, а такой возврат не является государственным долгом.
Сейчас в рамках государственно-частного партнерства мы работаем с Европейским банком реконструкции и развития над строительством дороги М-10 (Кобрин – Гомель).
– Жители Гродненской области полны оптимизма, оценивая размах дорожных работ на трассе Минск – Гродно. Кажется, что Беларусь ранее никогда не вела такого масштабного дорожного строительства. Когда же эта трасса будет введена в строй?
– Да, масштаб работ впечатляет. Одновременное строительство ведется почти на половине трассы. Но такое масштабное дорожное строительство не первое: примерно так строили республиканскую дорогу
Минск – Гомель.
Под строительство трассы Гродно – Минск заключен кредитный договор с Всемирным банком. Согласно проекту, в 2018 году намерены закончить все работы, после чего эта автострада станет дорогой первой категории.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?