Природа лидерства намного проще, но в то же время сложнее, чем многие считают. Так, например, профессор Оксфордского университета, автор известного исследования «Философия лидерства» Кристофер Ходжкинсон считает, что хорошего лидера от плохого руководителя отличает способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, определять мотивы своей деятельности и последователей, выделять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ.
Чтобы повести людей за собой к великим победам, мало просто зажечь их. Лидер должен обладать особой внутренней силой, которая притягивает и направляет. Она базируется на системообразующих факторах: авторитете и профессионализме, признании и доверии, ответственности за дело и последователей, способности доносить идеи и убедить и т. д.
Признание. Члены общественной организации или политической партии, трудового коллектива или спортивной команды, города или государства должны признать конкретную личность именно тем человеком, который является их ведущим и имеет право принимать важные и ответственные решения, проецируют на него свои желания и надежды, идеалы и устремления.
Профессионализм. Профессионализм заключается в приобретенных в процессе подготовки высоких компетенциях и специальных знаниях и умениях, практических навыках и способах мышления.
Компетентность – это мастерство не только в исполнении решений и конкретных действиях, но и в организации и понимании важнейших проблем, связанных с деятельностью, умение ставить задачи и организовать их решение.
Авторитет. Авторитет – это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, обладающих знаниями, нравственными достоинствами, способностью влиять на положение дел в этой группе (коллективе). Авторитет лидера безоговорочно признается всеми членами, готовыми следовать за ним в самых безнадежных ситуациях. По мнению многих исследователей, авторитет и лидерство неразделимы.
Ответственность. Лидер берет на себя ответственность за дело, за свои действия, за многих людей, которые поверили ему и признали его в качестве ведущего и доверили ему сложное дело.
Такова философия лидерства. Научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси задали вопрос о компетенциях людей, которых они признают лидерами:
Какими личностными качествами, по вашему мнению, должен обладать современный лидер?
Ответственностью перед людьми за взятое на себя дело |
42,3% |
Коммуникабельностью и умением работать в коллективе |
39,8% |
Гибкостью, умением договариваться и достигать компромисса |
39,6% |
Способностью принимать решения и нести за них ответственность |
38,7% |
Организаторскими способностями |
35,2% |
Образованностью и интеллигентностью |
32,9% |
Личным авторитетом |
29,9% |
Профессионализмом и компетентностью |
29,6% |
Способностью вести за собой, пользоваться поддержкой людей |
25,0% |
Твердым характером, силой воли |
19,6% |
Принципиальностью, требовательностью к себе и другим |
15,9% |
Целеустремленностью, готовностью подчинить всё достижению цели |
12,2% |
Харизмой (исключительными качествами и способностями) |
11,6% |
Как оказалось, мнение респондентов не полностью совпадает с тем, что написали известные ученые в признанных учебниках. Например, харизма в нашем опросе оказалась на последнем месте. Только каждый пятый респондент считает, что воля ведет к победе.
А какие личностные качества понадобятся, например, через несколько лет? Социологи некоторых зарубежных исследовательских центров предложили гипотетический набор личностных лидерских качеств, очень важных в 2020 году. Среди них – когнитивная гибкость и эмоциональный интеллект, творческие способности и критическое мышление, управленческие таланты и способность доносить идеи, убеждать и т. д.
Здесь возникает еще один вопрос: «Лидерами рождаются или становятся?» На него ответил венгерский педагог Ласло Полгар. Он убежден, что личностные качества в целом, даже талант, можно сформировать при помощи целенаправленных субъективных действий. Мальчики и девочки способны показывать необыкновенные результаты, если ими с детства целенаправленно, систематически и интенсивно заниматься. Чтобы доказать это на практике, Полгар всю жизнь посвятил воспитанию своих дочерей, в результате чего они стали сильнейшими в мире шахматистками среди мужчин (Сьюзен – чемпионка мира и международный гроссмейстер, Юдит – сильнейшая шахматистка всех времен, обладающая рейтингом свыше 2700, София – международный мастер по шахматам).
Очевидно, что будущее общества во многом зависит от личностных компетенций, качеств, характеристик лидеров. Их можно и даже нужно формировать, воспитывать, растить. Это дает, как правило, хорошие результаты.
Можно ли формировать некоторые лидерские качества и характеристики?
Да |
18,7% |
Скорее да, чем нет |
42,2 |
Нет |
4,3% |
Затрудняюсь ответить |
20,2% |