Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Впервые город упоминается в XIV веке, когда князь Гедемин остановился в Высоком Городе, расположенном на двух берегах Пульвы. Надо сказать, что город и окрестности очень понравились великому князю своим живописным видом.
Далее известно, что в 1494 году князь Александр Ягеллон даровал городу Магдебургское право, в этом же году город получил и герб. Как символ самостоятельности был создан орган городского самоуправления – магистрат во главе с бургомистром.
В 1511 году король Жигимонт I Старый передал Высокое в пожизненное владение Яну Богдану Хрептовичу, маршалку Великого Княжества Литовского. В 1525 году город переходит в наследство к его сыну Казимиру. А в 1538 году Высокое взял в аренду Лаврен Вольский, предок белорусских магнатов Ходкевичей. В 1603-м его сын Андрей заложил в Высоком костел, на том месте, где стояла деревянная часовня Святой Барбары, построенная в 1571 году его отцом.
Потом город часто менял своих хозяев: в 1644 году – Теофил Тризна (после город перешел к его жене – Изабелле); Юрий Ёдкович, затем род Петкевичей, от которых поместье перешло к роду Хлевитских. Их потомок Станислав Хлевитский, у которого не было наследников, передал поместье роду Война. В 1647 году поместье Высокое вместе с фольварками Рясна, Лумна, Зубачи, Свитичи, Войновка выкупил Павел Ян Сапега воевода Витебский, позже — гетман. С 1671 года Высокое по инициативе Бенедикта Сапеги получило «прывiлей» на проведение крупных ярмарок и базаров (ежегодно около 15 ярмарок, самая длинная — летняя, четырехнедельная). Это способствовало экономическому подъему, ярмарки дали дополнительные средства на восстановительные работы в замке и городе. В 1785 году здесь был открыт госпиталь на 20 человек. В XVI–XVII веках высоковские мастера ткали широко известные ковры и полотно.
В ХVII веке сформировалась планировочная структура центральной части города, была образована первая регулярная торговая площадь, на которой, вероятнее всего, возвели городскую ратушу. Вблизи площади была построена церковь, первоначально деревянная, а с 1860-х годов – каменная.
В 1785 году Александр Сапега основал в Высоком монастырь с костелом Святых Бонифратров. При монастыре была открыта богадельня на 20 коек, которая продолжала существовать даже после закрытия монастыря.
Отправляемся в Высокое изучать историю этого древнего города и его окресностей.
В городе сохранились руины старого замка, заложенного в 1678 году Сапегами. Сейчас можно увидеть законсервированные руины въездной брамы и остатки одной стены замка. Замок сгорел в 1784 году.
В 1815 году жена Павла Сапеги Пелагея Потоцкая построила новую усадьбу, в которую входили каменный дворец, два флигеля, служебный корпус и пейзажный парк. Дворцово-парковый ансамбль Сапег-Потоцких внесен в Государственный список историко-культурного наследия как памятник усадебно-парковой архитектуры классицизма XVIII–XIX веков.
Уникальный исторический парк на 20 гектарах считается природной жемчужиной страны. В парке произрастает много редких деревьев и растений. В нем разбита красивая каштановая аллея – одна из самых длинных среди парковых аллей Беларуси. Ее протяженность 400 м, ширина – 5 м.
В городе сохранились остатки жилого корпуса монастыря бонифратров (1785).
В Высоком расположен Барочный Троицкий костел (1603–1609), который многократно перестраивался. В 1735 году по инициативе Михаила Сапеги был произведен большой ремонт костельного здания, повлекший значительное изменение его облика. Свято-Троицкий костел возведен на месте каплицы святой Барбары, сгоревшей во время шведской войны.
Большой интерес в городе для туристов представляет и Крестовоздвиженская церковь (1869). Храм когда-то посетил российский император Александр III с супругой и детьми – великими князьями Георгием и Владимиром, а также будущим и последним царем Российской империи Николаем II. Царская семья участвовала в богослужении, прошедшем в этот день в храме, и подарила церкви подарки, один из которых и теперь находится в храме.
Барбаринская каплица, сохранившаяся в городе, – архитектурный памятник в стиле барокко. Возведена в 70-е годы XVIII века.
На восточной окраине деревни стоит церковь Святого Онуфрия. Построена она в 1840 году. Это памятник каменной архитектуры с элементами классицизма. Вокруг – брама-колокольня, возвели ее мастера из Высокого (сохранилась надпись на стене) и ограда XIX века.
Деревня известна еще с XVI века как собственность Ходкевичей, а от них двор перешел к шляхтичам Ячиновских. Где-то в середине XVI века Верховичи стали собственностью Копатей. Они построили в деревне на собственные деньги костел, который был разрушен во время Тринадцатилетней войны с Московией. На месте того храма построили новый костел в 1718 году, но после восстания Кастуся Калиновского (1863–1864) костел передали православным верующим.
Храм, который стоит в деревне сегодня, был возведен в 1933 году. После Второй мировой войны в нем открыли церковь Святого Николая.
В первой половине XIX века Верховичи принадлежат шляхтичам Ротам. Здесь уже есть большой дом, много хозяйственных построек, заложен парк, но в 1980-е годы дом разобрали, все постройки уничтожили, парк вырезали на дрова. Сохранилась в деревне постройка 1935 года, в которой раньше был склад.
Свято-Троицкая часовня в деревне была поставлена в 1840 году, а в 1993 году местные жители отреставрировали эту часовню.
От усадьбы Высоцких сохранился деревянный усадебный дом, возведенный в конце XVIII века, хозпостройки и парк.
В центре деревни стоит кирпичный костел Святого Иоанна. Он был построен в стиле барокко на средства владельца имения Грабовского. За активное участие в восстании 1863–1864 годов протестантских монахов (возможно, кальвинистов) монастырь передали православным верующим. В сороковые годы XX века здания монастыря были разрушены. Сохранилась лишь церковь. Построили ее в XVIII столетии. Этот храм – памятник архитектуры классицизма. Грабовским в этой местности принадлежала усадьба, от которой сохранились здание прачечной и хозяйственная постройка.
Основан между 1620–1625 годами, в нем жили осочники – сторожа Беловежской пущи. При въезде в деревню со стороны Верховичей на небольшом возвышении стоит деревянная Крестовоздвиженская церковь. Построена в ретроспективно-русском стиле в 1930-е годы.
В деревне стоит церковь Святой Варвары. Возведена она в 1869 году на месте старого католического храма XVIII века. Церковь имеет черты ретроспективно-русского стиля.
Копылы – так раньше называлась деревня Победа. Изначально Копылами владел дворянин Богдан Алексеевич. В 1506 году в Метрике ВКЛ была сделана запись: «… зъ ласки нашое, и тежь за его къ намъ върную службу, тымъ его пожаловали…». Не прошло и пару лет, как Копылы перешли к Ивашко Горностаю в качестве приданного за женитьбу на вдове Богдана. Горностаи множили усадьбу и окрестности в силу своих умений до XVII века. Затем на смену им пришли Копати, Пусловские и Роты. В деревне сохранился усадебный дом Ротов, амбар и хозпостройки.
Легенда от автора проекта
Родовое поместье этого шляхтича было богато угодьями: широкими полями, фруктовыми садами и густыми лесами. Прос-торный усадебный дом окружал прекрасный пейзажный парк, в котором стояли добротные каменные хозпостройки, бровар и амбар. Все в имении было обустроено с размахом и по-хозяйски. Но особой прелестью, которая сразу радовала взоры приезжающих в имение гостей, были разнообразные цветники, рабатки и отдельно растущие вечнозеленые декоративные растения. По времени цветения, по оттенкам, по форме цветов и созданному ландшафту казалось, что здесь творил ангел, спустившийся в этот чудесный уголок прямо с небес.
Но это было творение рук простого человека. Появился садовник здесь с первых дней, когда в это поместье, сразу после свадьбы, переехали жить молодые хозяева. Откуда был этот искусный мастер – история умалчивает. В прошлом затерялось даже его имя. Было только известно, что семьи он не имел, но при нем рос мальчуган, может, внук, может, приемный бедный сирота.
Что греха таить, пытались садовника переманить завистливые соседи. Были даже известны большие суммы денег, которые он мог бы заработать на новом месте. Но привязанность к своим хозяевам и глубокая преданность были сильнее щедрых посулов. Еще больше стал ценить шляхтич своего садовника за его мастерство и верную службу.
И вот однажды, а дело было поздней осенью, когда уже закончены работы в поле, заболел хозяин поместья. По совету врачей он должен был выехать на лечение за границу. А намедни пришла еще одна новость. Управляющий поместьем доложил, что у него есть все основания считать, что садовник ослеп. Да, на самом деле припомнилось, что старик в усадебном доме не был уже с середины лета, давно не появлялся на глаза хозяину. Шляхтич попросил управляющего не разглашать свои догадки и сам стал наблюдать за садовником и его внуком. Сомнений нет – садовник ослеп.
Двигается он, нащупывая преграды рукой, постоянно сопровождает его внук, поддерживая, чтобы не упал. И работы по саду и парку идут или поздно вечером, или рано утром. И обязательно скрытно.
– Вот вернусь через месяц-другой, а потом придумаем, как нам поступить. И чтобы не обидеть своего верного слугу, шляхтич обращается к управляющему с просьбой до его возвращения из-за границы то, что им открылось, держать в тайне.
Единственный, с кем он еще поделился новостью о слепоте садовника, была его жена. А та сразу же стала настаивать выписать молодого и очень модного итальянского садовника. Судя по всему, хозяин поместья уступил напору жены и согласился на ее предложение. Но лечение и возвращение домой сильно затянулись. Шляхтич, а с ним и новый садовник, смогли добраться до дома только к середине лета следующего года. По дороге они сетовали, что, к сожалению, новый садовник не смог приступить к своим обязанностям вовремя, ранней весной. Мол, скорее всего, клумбы, цветники и весь сад уже в страшном запустении, а вот в следующем году поместье, благодаря итальянцу, обретет свою прежнюю красоту.
Но когда экипаж достиг въездных ворот имения, хозяева были беспредельно восхищены увиденным.
Продолжение следует