Обсужденные на рабочей встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с вице-премьером Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко вопросы дальнейшего развития сферы образования никого не оставили равнодушными. На эти темы сегодня рассуждают люди всех возрастов и рода занятий, и это обсуждение особенно интересно в свете открывшегося вчера в Минске Республиканского педагогического совета. А что думают о них профессионалы, которые на практике оценили плюсы и минусы различных методик и подходов? Участникам большого педсовета накануне форума мы задали четыре вопроса:
Проректор по учебной работе Белорусского государственного университета Сергей Ходин:
– И 5-бальная и 10-балльная системы имеют свои преимущества и недостатки. Объективность оценки знаний зависит от четкости критериев, их понимания и соблюдения преподавателем. В результате значительное влияние имеют длительность существования той или иной модели, адаптация к ней обучающих и обучаемых, а также всего общества.
Средний балл аттестата действительно во многом зависит от четкости соблюдения педагогическим сообществом норм и критериев оценки знаний. Однако другого способа поддержать общее развитие школьника и авторитет знания пока не предложено.
У каждой ступени школы, а также ее направлений существуют свои актуальные проблемы. По моему мнению, общими для них являются глобальные информационные вызовы. Они требуют кардинально новой стратегии действий педагогического сообщества.
От Республиканского педагогического совета ожидаю профессионального конструктивного диалога. Наши предложения нацелены на поступательное динамичное развитие, отвечающее вызовам современности, с учетом того огромного опыта, который накоплен коллективом Белорусского государственного университета.
Учитель биологии УО «Минский государственный областной лицей» Лариса Ковалевская:
– Я педагог с большим стажем, и, естественно, 5-балльная система мне знакома очень хорошо. Честно скажу, она мне больше по душе. Если разобраться, по 10-балльной системе сложно понять оценку «очень хорошо». Мне кажется, выставленный балл будет слишком субъективным. У каждого преподавателя на это «очень хорошо» – свой критерий. Четкого разграничения оценки знаний при такой системе, на мой взгляд, добиться сложно. Более плавный переход, например, «4-, 4, 4+» является одновременно и более размытым. Раньше все было более разумно. Неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Все понятно! С другой стороны, у более молодых педагогов, которые сами только окончили вузы, может быть иное мнение. Они знают только 10-балльную систему, сами по ней учились и им не с чем сравнивать.
Мне кажется, что средний балл аттестата при поступлении учитывать стоит. Я думаю, что не очень верно, если выпускник прекрасно знает только какой-то определенный предмет и совершенно «плавает» в другом. Сейчас широко распространено понятие «глобализация знаний». Вот я, к примеру, когда преподаю, опираюсь не только на знание своего предмета, а и на географию, физику и так далее. Разве будет хорош биолог, если он – «абсолютный ноль» в литературе, искусстве? Не думаю. Какую-то главную проблему современной школы не могу назвать. Как и в каждой отрасли, проблемы есть, и они разноплановые. От недостаточной финансовой мотивации до недостаточно толковой комплектации кадров. Есть, конечно, даже целые учительские династии, как в каждой профессии. Или ребята, которые чуть ли не с детства мечтают работать учителями. Но их, к сожалению даже не десятки, а единицы. Многие идут учиться на педагогов, просто чтобы иметь высшее образование. И это печально.
Директор гимназии №1 им. Ф.Скорины г. Минска Наталья Бушная:
– В мире, пожалуй, еще не изобрели идеальную систему оценивания знаний учащихся. В каждой системе есть свои слабые места. Мне ближе 10-балльная система. Как математик приведу пример. В 5-балльной системе при оценивании контрольной работы по математике для того, чтобы получить 3 балла, нужно было выполнить более половины объема. А если выполнил 45% заданий, то уже получал неудовлетворительную двойку. 10-балльная система дает возможность более точно оценить знания учащихся.
Считаю целесообразным учитывать средний балл аттестата. Это определенный стимул получать знания не только по тем предметам, которые предстоит сдавать на ЦТ, но и развивать себя интеллектуально. Ведь средний балл аттестата формируют и отметки по так называемым устным предметам, которые учитывают коммуникативные навыки учащихся, умение представить результаты своего труда и т. п.
В белорусской школе нет такой острой проблемы, которая бы требовала немедленного решения.
Образование включает в себя две составляющие – обучение и воспитание, которые опираются на два важных процесса в жизни растущего человека – развитие и социализацию. В наше динамичное время, в условиях доступности любой информации, когда мы наблюдаем активность деструктивных элементов, на первый план выдвигается задача воспитания. Нужны современные подходы, педагогические технологии, которые позволяют найти каждому учащемуся свое место в образовательном пространстве школы, ощутить социальную значимость своего труда.
Вопрос престижности учительской профессии также нас волнуют. Мы мало говорили о ее привлекательности, а большей частью акцентировали внимание на трудностях. В этом отношении важно уважительное отношение к своей профессии со стороны самих педагогов. К слову сказать, только за последние время сделано немало для повышения значимости нашей профессии. Результаты вступительной кампании этого года говорят сами за себя.
Для всего учительства Республиканский педагогический совет – это знаковое событие. Дискуссии о том, как должно развиваться образование, будут актуальны всегда. Сейчас, например, всех волнует вопрос качества наших учебников. Хотя, скажу честно, в руках у хорошего педагога любой учебник будет работать на развитие личности ребенка. Этим летом мы получили новые учебники, и они во всех отношениях качественнее своих предшественников. На всех уровнях идет серьезная работа по подготовке новых учебников. Я это знаю не понаслышке. Наши педагоги-практики имеют прямое отношение к разработке содержания учебных программ, выступают в качестве рецензентов учебников.
Еще один важный вопрос – это взаимоотношения между школой и родителями. Хорошо, когда родители интересуются делами школы, подсказывают, вносят предложения. Мы всегда за диалог. Но не за неразумное вмешательство. Школа и педагоги очень нуждаются в доверии со стороны родителей. Поверьте, в системе образования работают люди, которые заинтересованы в высоких результатах своего труда. И главный из них – это личность учащегося, образованная, с высоким уровнем культуры, нравственных и гражданских качеств, уважающая
своих родителей.
Проректор по учебной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Геннадий Гачко:
– Я работал по двум системам. И могу сказать, что десятибалльная система значительно лучше. Ее, с моей точки зрения, не надо менять. Просто необходимо более четко очертить критерии оценок. А вот от такого понятия, что десять баллов ставятся только за творческий подход, надо отойти. Десятка – это нормальная оценка, а то сейчас она кажется какой-то запредельной.
Следует ли учитывать средний балл аттестата? В этом вопросе есть два аспекта. С одной стороны, это интегральный показатель работы выпускника за время обучения по всем предметам. Если мы убираем средний балл, значит, по крайней мере на заключительном этапе, не стимулируем школьника изучать те предметы, которых нет на вступительных испытаниях по выбранной им специальности. А ученик, в первую очередь, должен всесторонне развиваться. С другой стороны, в школах разный уровень требований к оценке. Если взять, к примеру, престижную гимназию и обычную школу, то ученики первой при одинаковом уровне знаний будут иметь более низкий балл, чем в школе. Но я все-таки склоняюсь к тому, чтобы аттестат учитывался.
Главная проблема современной школы в том, что учителя не умеют заинтересовывать учеников. Преподаватель просто передает информацию, а знаний не дает. Мне кажется, что технологии обучения не хватает. И эта технология должна быть личностноориентированная.
Мне кажется, что мы правильно выстраиваем на будущее систему нашего образования. Просто надо все упорядочить. Я ожидаю, что документ, который будет принят на Республиканском педагогическом совете, все приведет в систему. На форум идем с несколькими предложениями. Например, очень интересует развитие второй ступени высшего образования. Надо немного гармонизировать наше законодательство в этой сфере.
Начальник управления образования Гродненского областного исполнительного комитета Александр Сонгин:
– Каждая из систем имеет право на существование. Но 10-балльная система оценивания доказала свою состоятельность. Объективность оценивания зависит от профессионализма педагога и грамотной разъяснительной работы с учащимися и их родителями. Мы уже практически 10 лет работаем в 10-балльной системе оценивания. Целое поколение педагогических работников научили работать в ней. Разработаны дидактические материалы для педагогов и обучающихся, критерии по каждому учебному предмету, контрольно-измерительные материалы, рабочие тетради, тесты и др. Считаю, что необходимо серьезно взвесить все аргументы «за» и «против», прежде чем отказываться от нее.
Я считаю, что средний балл аттестата необходимо учитывать при поступлении, так как он является одним из внутренних мотивов учебной деятельности обучающихся. Ведь это итог 11-летнего ученического труда. Другое дело – необходимость совершенствования итоговой аттестации.
В целом такой серьезный вопрос, конечно, необходимо вынести на широкое обсуждений. Думаю, что на предстоящем республиканском форуме ему будет уделено значительное внимание.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?