Всегда были бойкие коммерсанты, которым срочно надо что-то продать: от товаров до услуг. Но вопрос в том, насколько порядочно они это делают. Белорусы уже начинают уставать от назойливых продавцов, которые, как полагают юристы, занимаются недобросовестной рекламой. И самое обидное, что наказать их практически невозможно!
К нам обратился возмущенный читатель Виктор Макаревич, проживающий в минском микрорайоне Зеленый Луг, и поведал следующее:
– Моей маме 80 лет. Недавно позвонила мне на работу: «Сынок, тут мне девушка какая-то звонила, не представилась, но сказала, что вечером придут работники ЖЭСа проводку проверять в электрощитках, обязательно нужно быть дома. И еще сказала, что если что-то не в порядке, проводку необходимо будет срочно заменить». Ну, мама пожилая женщина, человек еще старой закалки, сказали – надо, значит, надо. Я ей, конечно, посоветовал, что придут-не придут – дверь им не открывать. Через часа три опять она звонит, испуганная: «Слушай, пришли какие-то два хлопца, говорят, дверь открывайте, будем проверять, что у вас да как! Это очень серьезно, почти во всех подъездах проводка старая, нужно срочно заменить! Женщина, вы с этим не шутите! Да еще нахальные такие. Я, как ты и сказал, дверь не открыла и сказала, что у нас все в порядке, в их услугах не нуждаемся. Но смотрю в глазок, они к щитку подошли, ковыряться стали в нем! Что делать?!» Я сказал матери, чтобы вызывала милицию. Совсем уже страх потеряли, что ли? Что за самоуправство такое! Сегодня они щиток вскрывают, а завтра замок в квартире?! Она позвонила в милицию, но тех удальцов и след простыл. Мама еще извинялась, получается, напрасно 102 набирала. Но милиционеры успокоили, что, дескать, все правильно сделано: и что дверь не открыла, и что их вызвала. Такие действия якобы «жэсовцев» без внимания оставлять нельзя!
Да, начинается все, как правило, одинаково – с телефонных звонков на городские номера незнакомых милых девушек с приятными голосами. Звонить они предпочитают в дневное время, справедливо полагая, что в эти часы дома будут в основном пенсионеры и женщины в декрете. Говорят барышни быстро, грамотно, убедительно и с напором.
И, конечно же, пожилые люди, привыкшие еще с прошлых времен ко всяким распоряжениям, проверкам и принудительным обходам разного рода мастеров, по инерции и сейчас могут открыть дверь любому псевдоработнику ЖЭСа. А может, бабушки с дедушками еще помнят слова управдома из «Бриллиантовой руки», распространяющей лотерейные билеты среди жильцов: «А кто не будет брать – отключим газ!» Шутки шутками, но… Малоспящие молодые мамы, одной рукой качая плачущего младенца, другой переворачивая котлеты, плохо соображающие от усталости, тоже «лакомый кусочек» для что-то там тараторящих звонких женских голосов: «Да-да, конечно, хорошо, девушка, пусть приходят, я сейчас не могу разговаривать!»
Главное при этом – добиться внимания собеседника и уговорить открыть дверь. А потом уже останется дело за малым – изящно доказать хозяевам, что у них крайне отвратительные, «на ладан дышащие» и попросту ужасные:
а) вода. «Милая, это же чистый яд! А вы его кружками хлещете! Вы еще не в реанимации? Завтра положат! Одумайтесь! Как, у вас эту воду, – простите, даже смотреть на ваш кран противно – и дети пьют? Да на вас жаловаться надо в органы опеки! Ладно, мы вам поможем. Вы выиграли джек-пот! Запомните эту цифру на календаре, потом будете как второй день рождения отмечать!»;
б) окна. «Ой-ей-ей, смотрите, вот тут стекло шатается и здесь болтается. Оно у вас еще не выпало на улицу? Странно! Завтра выпадет! Точно вам говорю! И как-то пены монтажной маловато, вам какие-то лихоимцы попались, пены пожалели! Да и герметиком толком не «прошлись». А рамы, рамы-то? И не стыдно? Вы же образованные современные люди! Пройдитесь с такой рамой по городу, вас же ни в один театр не пустят!»;
в) проводка. «Ну все, граж-данин. Плохи ваши дела. Признавайтесь, пожарных часто вызываете? Ни разу? Завтра приедут! Вы видите этот кабель? Сколько ему лет? Моя бабушка моложе выглядит! Это вам еще повезло, что у меня минутка нашлась к вам зайти!»
И так далее и тому подобное. Смешно? А вот тем, кто попался на эти удочки, как-то не очень. Уже потом жильцы, установившие фильтры, закрепившие рамы, заменившие проводку, зачастую выясняют, что их просто и красиво «развели» на деньги. И вода дома вполне себе питьевая была, и рамы еще лет двадцать прослужили бы, и проводку, оказывается, в прошлом году специалист из ЖЭСа проверял.
К слову, в одной популярной соцсети не так давно пожаловался молодой человек, что на его подъезде вообще внаглую повесили объявление, что, мол, в такое-то время, граждане жильцы, будет проверяться электропроводка, всем быть дома как штык! И мелким шрифтом некий номер мобильного телефона внизу приписан. К сожалению, молодой человек не успел позвонить с расспросами, кто-то из жильцов сорвал послание.
Как рассказали нам в ГП «ЖЭУ №1 Центрального района г. Минска», им периодически звонят бабушки с жалобами на сомнительных личностей, якобы работников их учреждения, и спрашивают: «Что делать?» В прошлом месяце таких звонков было четыре. В ЖЭУ отвечают кратко, дескать, гоните их в шею, это не наши люди. И рассказывают бабушкам, что их специалисты носят форменную спецодежду и вдобавок ко всему имеют удостоверения.
Как это происходит? Например, «бесплатная» проверка качества воды обычно начинается, как мы уже сказали, с телефонного звонка. Тоном работника госучреждения вам говорят: «Идет проверка качества водопроводной воды. Сидите дома, никуда не уходите». Наиболее наглые продавцы представляются сотрудниками водоканала. Попав в квартиру, мнимые специалисты проводят проверку воды, результаты которой приводят жильцов в ужас. Им демонстрируют прибор, который якобы может определить, какого качества исследуемая вода.
Для испытаний в стакан с водой помещают два противоположно заряженных электрода – катод и анод. С их помощью пропускают через воду электрический ток. В результате этого процесса в воде происходит выпадение хлопьев от серого до зеленовато-коричневого цвета. Тут же для сравнения проводится такой же опыт с принесенной жидкостью. Осадка нет.
Напуганный человек, особо не вчитываясь, подписывает договор на установку фильтра. Уже через несколько минут приходит «неожиданно» освободившийся мастер и устанавливает вам непонятный прибор без заводской маркировки.
А вот в чем состоит фокус с выпадением осадка: прибор, который приносят с собой «дистрибьюторы», – обычный школьный электролизатор, при включении которого в сеть происходит процесс электролиза, т. е. растворение одного из электродов и образование хлопьевидного осадка. Именно этот осадок и наблюдает потенциальный покупатель. С собой же «специалист» приносит дистиллированную воду, которая электрический ток не проводит, поэтому нет и осадка.
Если к вам пришел такой представитель «фильтропомощников», обязательно уточните их полное название, организационно-правовую форму, постарайтесь найти отзывы о работе. Никогда не заключайте договоры об оказании услуг в спешке, внимательно изучайте содержание документов, при чрезмерном давлении на вас со стороны работников компании следует насторожиться и отказаться от дальнейшего сотрудничества.
если к вам пришли «спасатели воды и здоровья» и предлагают потрясающие системы домашней водоочистки с утверждением, что узнать о качестве воды можно только у них, не верьте! Например, информация о качестве воды уже сейчас представлена на сайте «Минскводоканала» и доступна столичным жителям. Здесь размещены данные о жесткости, содержании железа, марганца, аммиака, нитратов и другие показатели.
А еще белорусов будут регулярно информировать о безопас-ности и качестве питьевой воды. Это предусмотрено законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения», сообщил председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Юрий Дорогокупец.
По словам парламентария, информацию планируется размещать в местных СМИ, на сайтах райисполкомов, служб ЖКХ. Здесь можно будет ознакомиться с показателями радиационной, санитарно-эпидемиологической безопасности воды, узнать, как будут устраняться проблемы, если они есть.
Остальные аспекты больше касаются техслужб, которые оказывают услугу по водоснабжению. Так, в законопроекте регламентируется подготовка питьевой воды, предусмотрены меры, направленные на предот-вращение загрязнения, засорения и повреждения источников и централизованных систем пить-евого водоснабжения на территориях зон санитарной охраны и многое другое.
«Главная цель поправок – соз-дать условия для оказания населению качественной услуги в системе водоснабжения», – подчеркнул Юрий Дорогокупец. Сейчас депутаты готовят законопроект ко второму чтению. Он включен в график для рассмотрения на осенней сессии Палаты представителей.
Юлия Гончарова, официальный представитель Следственного комитета Республики Беларусь:
– Действительно, проблема такая существует. Недобросовестные представители частных компаний звонят людям и говорят, что или действуют в интересах правоохранительных органов, или/и у них заключены договоры с исполкомами, ЖРЭО и так далее. Они штудируют телефонную базу городских номеров, получают согласие абонентов на проникновение в жилище и затем, предоставив какую-либо услугу, например мелкий ремонт оконной рамы, берут у граждан деньги.
Причем, если мы говорим об оконных мастерах, недавно был случай в городе Волковыс-ке, когда пришедшие мастера сослались на договор, заключенный с ЖЭСом, и на якобы постановление Следственного комитета, согласно которому все окна нужно проинспектировать и произвести ремонт, если потребуется. Сейчас правоохранительными органами дается оценка их действиям.
Да, летом чаще происходят случаи выпадения маленьких детей из квартир, поэтому мы предупреждали в СМИ родителей быть внимательнее и снабдить свои окна специальными закрывающимися системами. Но это была рекомендация, не более того. Никаких распоряжений правоохранительных органов по «оконной профилактике» не было. Это очень важно донести до населения!
Также хочется отметить тот факт, что наказать таких самовольных мастеров сложно, поскольку люди сами добровольно впускают их в квартиры и добровольно платят им за выполненные работы. То есть данные факты не назовешь мошенничеством. Есть услуга – есть оплата. Поэтому хочется предостеречь всех, кому позвонят некие дис-петчеры и потребуют немедленной диагностики воды, окон, электропроводки или приборных щитков, – соглашаться на это необязательно. Ваше жилище – ваше право впускать кого-либо или не впускать. Если вам позвонили в дверь, попросите мастера представиться, позвоните в ЖЭС или иную постоянно обслуживающую вас компанию или председателю товарищества и уточните, направляли ли они к вам такого работника. Если начинают пугать какими-либо постановлениями силовых структур или договорами с исполкомом, можно позвонить на горячие линии государственных органов и получить всю исчерпывающую информацию по данному вопросу.
Но при этом хочу заметить, что, принимая меры предосторожности от подобных ухищрений, нельзя забывать и о том, что настоящих работников милиции или ЖЭСа впускать, конечно же, можно и нужно. Главное – удостовериться в том, что они являются теми, кем назвались.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?