После огромного зрительского успеха фильма «Люди на болоте», снятого по одноименному роману Ивана Мележа 35 лет назад, через год вышло его продолжение – «Дыхание грозы». Главную роль Ганны Чернушки в эпической белорусской ленте Виктора Турова сыграла заслуженная артистка России Елена Борзова. За эту роль Борзова получила Государственную премию СССР. Ее работа была отмечена жюри Всесоюзного кинофестиваля в Таллинне, а также она получила специальный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Ведущие кинокритики считают картину «Люди на болоте» лучшей экранизацией жизни белорусской деревни. Для самой актрисы эта роль стала настоящей творческой удачей и самой значимой работой в ее актерской судьбе. И поэтому коренную москвичку миллионы зрителей стали искренне считать белорусской актрисой. У любимого режиссера Виктора Турова актриса сыграла еще в фильме «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах». Всего на ее счету более 50 ролей в кино. Я счастлив, что с Еленой Борзовой нас связывает давняя дружба, поэтому, будучи в Москве, я не мог не воспользоваться случаем и к юбилею фильма «Дыхание грозы» поговорить о нем.
– Елена, вы – коренная москвичка, а как получилось, что так хорошо сыграли полешучку Чернушку, что другой Ганны белорусский зритель в трилогии «Люди на болоте» уже не представляет?
– Когда меня пригласи на кинопробы в фильм «Люди на болоте», я приехала в Минск, не понимая, кто меня позвал, совершенно не зная произведение Мележа, поэтому трудно представляла свою роль. Кинопробы на «Беларусьфильме» прошли быстро, и только в конце съемок пришел режиссер и попросил: «А можно не текст сценария, а, например, сымпровизировать, что ты сидишь с подругами, разговариваешь с ними, поешь?» Я сымпровизировала, как сказал режиссер, и больше он мне никаких задач не ставил. Я уехала во Владивосток на гастроли и там получила телеграмму, что утверждена, только не на роль Хадоськи, а на главную роль Ганны. Я была потрясена предложением. Даже когда приехала в Минск, была уверена, что они ошибаются.
И только спустя годы узнала, что у Турова были недоброжелатели, которые решили, что если я буду играть не Хадоську, а Ганну, Туров обязательно провалится. А тогда первый съемочный для меня день был волнителен – разбили тарелку, и я впервые вышла на съемочную площадку в роли Ганны. Вечером, когда отмечали первый съемочный день, Туров меня потряс. Он подошел ко мне и сказал: «Лена, смотри, вот эти актеры – Геннадий Гарбук и Лиля Давидович – много лет в театре играли Василя и Ганну, а также у них был телевизионный спектакль, и за это они заслуженно получили награды и их в Беларуси все знают. Несмотря на это, Лиля отдала тебе свою роль Ганны и в фильме играет совсем другую роль, поэтому пойди и поблагодари ее». Естественно, я подошла и поблагодарила, заверив Лилию Давидович, что постараюсь роль не испортить. Затем у меня было несколько съемочных дней, после которых наступил перерыв, и мы с мужем уехали отдыхать.
Когда пришла телеграмма возвращаться на съемки, муж категорически меня не отпускал. Я еще была молодая и подчинилась ему, поэтому отправила ответную телеграмму, что болею и на съемки не приеду. Но съемки нужно было продолжать, и Туров за мной прислал «конвой». Я вынуждена была согласиться, несмотря на протесты мужа. Мне было стыдно, что послушалась мужа, поэтому пыталась оправдаться перед Туровым. Но он из-за этого практически перестал со мной разговаривать. Исключение делал, если нужно было обсудить какие-то технические моменты. Тем не менее, мне работалось очень легко, и я с удовольствием погружалась в атмосферу фильма, которую создали и автор романа Мележ, и Туров, и оператор, и художник фильма. У нас была группа солидарных людей, одинаково творчески чувствующих и мыслящих. Это, как говорят, люди, любящие друг друга, смотрящие не друг на друга, а в одну сторону. Вся съемочная группа любила то, чем занималась, поэтому и фильм появился как долгожданный и любимый ребенок.
А когда снимали продолжение «Дыхание грозы», оно получилось еще лучше, потому что мы играли как те герои, которые расстаться со своими образами уже не могут.
В «Дыхании грозы» моя Ганна взрослела. Во время съемок у меня умер отец, затем родился ребенок, и это совпало со сценой смерти моей экранной дочери. Благодаря своему жизненному опыту я понимала, что такое – рождение и смерть, как приходит человек в жизнь и как ее покидает.
Мележ создал уникальное произведение не о том, как устанавливалась Советская власть на Полесье, а о том, как разрушили души людей. Когда заканчивались съемки, Туров показал фильм в Госкино, куда позвал и меня. Финал картины заканчивался тем, что Ганна после первой брачной ночи строит с односельчанами гать через болото. Все в хорошем настроении, веселые, несмотря на то, что стоят по пояс в болоте. И только одна Ганна не понимает, что за веселье и в какое светлое будущее оно приведет. Она вышла замуж за нелюбимого, потому что некуда было деваться. В фильме люди думали, что строят дорогу в светлое будущее, но мы же знаем, куда это будущее завело всю страну. Туров уже тогда все понимал и поэтому так закончил фильм. Но в Госкино, посмотрев фильм, попросили Турова его перемонтировать. Режиссер вынужден был подчиниться, и в результате фильм получился совсем с другим финалом. Понимаете, это как выбросить такты из песни! В результате фильм потерял тему и ритм, изначально заложенный режиссером. А ведь он был очень точн
ым по движению души, как кардиограмма сердца. Думаю, в наше время, если бы Виктор Тимофеевич был жив, он бы восстановил фильм, как его задумывал.
– Несмотря на то, что вы рассказали, фильм был очень хорошо принят, и за роль Ганны вы удостоились Государственной премии СССР. Он был показан на разных международных фестивалях... А как там его принимали, какие отзывы?
– В Чехии на кинофестивале в Карловых Варах после просмотра я, Туров и известный итальянский режиссер, оператор Де Сантис гуляли по очень красивой набережной. И Де Сантис сказал: «У вас очень эротичное кино!» Мы с Туровым переглянулись, и Де Сантис объяснил нам: «В итальянском кино все со всех сторон и во всех ракурсах, и поэтому мне не хочется смотреть такие картины. Я чувствую себя импотентом, меня фильм не заводит. А когда я смотрел ваше кино, у меня были мурашки по коже, я волновался и был возбужден». Мы поняли, о чем он говорит. Я об этом вспомнила, когда в годы перестройки в наших фильмах стали показывать женщин в полный рост в душе, откровенные постельные сцены. Я проводила в пример Де Сантиса, что он об этом говорил. Не нужно на экране показывать все, дайте додумать зрителю, дайте ему поволноваться! Дайте зрителю почувствовать, как это чувствуют герои фильма. Туров через нас передал любовь друг к другу, чувство желания, и это видно на экране. Спасибо Ивану Мележу, Виктору Тимофеевичу Турову, всей съем
очной группе, по которой я тоскую до сих пор. Я считаю Беларусь второй родиной, с восторгом вспоминаю, как приняли мою роль, как меня тепло встречали. Низкий поклон вашей замечательной стране и всем белорусам!
– Какой самый важный урок вы вынесли из своей жизни?
– Не забегать вперед жизни и полноценно использовать каждый день, наполняя его смыслом.