Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
В конце XVIII века в Щучине появился уникальный ботанический сад, заложенный известным ученым Станиславом Юндзилом. Известно, что в 1814-м году в саду было 500 видов растений,
за которыми ухаживали студенты и монахи-пиары. В этом местечке Юндзил долгое время возглавлял коллегию пиаров, исследовал растительный мир Беларуси, и во многом благодаря наблюдениям в этом саду появился его учебник «Прикладная ботаника», который считался одним из лучших того времени. Однако дальнейшая судьба сада неизвестна и по сей день, отыскать его невозможно. Правда, существует предположение, что парк в деревне Руткевичи – остатки того знаменитого сада пиаров. Приглашаем посетить Щучин, Руткевичи и другие интересные места Гродненщины.
Наше путешествие по этому региону продолжается.
Из дерева в стиле барокко в 1856-м году был возведен в деревне костел Безгрешного Зачатия. Его закрыли в 1962-м, а в 1989-м году вернули верующим. В 1996-м в костеле установили орган. В крипте храма есть три деревянных саркофага. Рядом с костелом стоит плебания (1895) и склеп-усыпальница (1862). Сохранился деревянный усадебный дом XIX века. Последними хозяевами усадьбы были Марьян и Мария Блавдзевичи.
В 1823-м году в деревне был построен костел Посещения Девой Марией Елизаветы. Рядом с ним сохранилась плебания и часовня-надмогилье XIX века.
Приземистое строение Покровской церкви живописно смотрится в обрамлении высоких деревьев. Святыня построена в 1866 году из камня и кирпича.
Город основан в XVI веке. К XIX столетию местечко в своей центральной части сложилось в осевую композицию. Прямоугольная площадь раскрывалась в сторону парка, пруда и княжеского дворца, создавая представительный общественный центр в духе градостроительных традиций XVIII— начала XIX в. В застройку площади входили костел с пиарским монастырем и православная церковь, заезжие дома, почта, жилые дома ремесленников и торговцев.
Церковь Михаила Архангела в псевдорусском стиле относится ко второй половине XIX в. Подобные постройки встречаются во многих поселениях Беларуси, нередко они заменяли обветшавшие храмы. Церковь располагается напротив костела Святой Терезы.
Костел построен в 1827-м году на средства князя Друцкого-Любецкого. Памятник интересен как образец классицизма в культовом зодчестве, где монументальные формы сочетаются с деревянными элементами (башенка над входом, фонарь купола, гонтовое покрытие). С 1954 по 1988 год храм был закрыт, но затем возвращен католической церкви. Как и прежде, при костеле сегодня служат монахи ордена пиаров.
В XVIII веке коллегиум монашеского ордена пиаров, основанный в 1718 году, являлся одним из крупнейших учебных заведений на белорусских землях. В 1755-м здесь работали шесть профессоров, преподавались восточные языки, церковная и всемирная истории, теология, логика, метафизика, риторика, ботаника, поэзия и пр. Школа пиаров просуществовала до 1832 года, когда после подавления национально-освободительного восстания большинство католических монастырей на территории Беларуси было закрыто.
Памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму является Щучинский дворец (архитектор Ю. Пиола, 60–70-е годы XVIII века). Дворец расположен в живописном парке (заложен был С. Юндзилом).
В городе есть целый комплекс различных исторических строений XIX века, которые можно отнести к городской застройке. Эти здания формируют архитектурный ансамбль центральной площади.
Впервые Каменка упоминается во второй половине XVI века. В 1580-м году здесь был образован католический приход и построен деревянный костел. А в 1908-м на месте старого деревянного храма построили новый костел Святого Антония в неоготическом стиле.
Основной достопримечательностью деревни является костел Святых апостолов Петра и Павла. Первый храм был возведен здесь в 1512 году. В 1827-м костел был отстроен по проекту Генриха Маркони из бутового камня и кирпича, перестроен в 1924-1925 годах. Рожанковский костел – один из первых памятников архитектуры неоготики на территории Беларуси.
Рожанка принадлежала знаменитому роду Пац. Костел был возведен при Михаиле Паце, который относился к гетманской ветви рода. При Юзефе Паце была построена чудесная усадьба по проекту итальянского архитектора Карла Спампани с оранжереей и английским садом. Но до наших дней усадьба не сохранилась. Существует предположение, что костел и панскую усадьбу соединял подземный ход, тоннель которого проходил под небольшой речушкой Турьей.
Есть в деревне и другие достопримечательности. Например, церковь Святого Николая, которая недавно была перестроена из синагоги начала XX века. Также отдельного упоминания заслуживает интересное здание железнодорожного вокзала (начало XX века).
Успенская церковь была построена в 1873-м году в деревне Ятвеск. Но этой деревни уже нет на карте Беларуси. А церковь стоит в поле, при дороге на Шнипки.
Храм был закрыт в хрущевские времена, в нем сделали склад зерна. Отреставрировали его и передали верующим уже в 1990-е.
Рядом с деревней сохранилась мемориальная колонна XVIII-XIX веков.
Согласно сохранившимся в церковном архиве документам, временем постройки первой деревянной Рождества-Богородичной церкви в Раковичах можно считать 1748 год. Вероятно, к этому же времени можно отнести и явление чудотворного образа Матери Божьей. Согласно устному преданию, местному помещику по фамилии Мокрецкий во сне явилась Пресвятая Богородица и велела найти на реке ее образ. Наутро помещик вместе со слугой отправился к указанному месту и увидел икону Пречистой Девы, плывшую по реке против течения. Мокрецкий взял икону и на том месте на свои средства построил церковь.
Могилу Мокрецкого можно и сейчас видеть в алтаре храма.
На месте явления иконы возник чудотворный источник, говорят, с исцеляющей водой. Благодарные паломники соорудили там купель для омовения. Теперь здесь находится часовня и колодец со святой водой.
Обретенная икона была небольшой по размеру и ее решили увеличить. С явленной иконы написали копию больших размеров и украсили серебряной ризой с золочеными нимбами вокруг ликов Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса Христа. Ее доставили в Раковичи и поместили в особом киоте сначала в старом деревянном, а затем и в новом каменном храме, построенном в 1876 году. О судьбе же первоначальной иконы сведения не сохранились.
Недалеко от Щучина сохранился парк Руткевичи. Памятник садово-паркового искусства начала XVIII века. Заложен в итальянском стиле в имении Патоцких. Здесь есть коллекционный участок парка, где можно увидеть 200 видов сирени.
Легенда от автора проекта
(Продолжение. Начало в № 24)
Жизнь да счастье потихоньку возвращались в деревню. Смехом, пением да гуляньями стала она полниться, детвора по дворам забегала. Новые пашни засеваются, руки силой наливаются. А хвори? А про хвори люди забыли начисто. Вот, говорили они, как хорошо, что в деревню нашу женщина пришла, нам богом посланная.
Но, как говорится – кто горя боится, тому счастья не видать, а кто счастье узнал, тот с горем первый встретится. Так и произошло.
Только зерно в землю бросили – налетели страшные суховеи. И несколько недель не было дождя ни капли, только солнце жаром обжигало. А колдуну это и надо было. Как знать, может, именно он и наслал эту засуху.
– Убить надо, – кричит,– пришлую. Она во всем виновата, она наслала засуху.
А народ что? – куда сильнее ветер, туда ковыль и клонится.
Но женщину предупредили об опасности хозяева дома, куда она просилась на ночлег. Благодарны они ей были за спасение, и, может, были единственные, кто верил в силу ее добрую, вреда людям не приносящую.
Та сразу кинулась бежать, в первую очередь для спасения дитяти своего. А погоню ведьмак снарядил немалую, чтобы наверняка с целительницей справиться.
Кругом леса были огромные и укрыться в них можно запросто. Но это от людей, а вот от колдуна схорониться, как оказалось, непросто.
В белок превращались беглянки, в ланей пугливых, в лис проворных. Колдун их носом чуял. И вот, выбившись из последних сил, поняла женщина, что настал час умереть. Беглянка решила спрятать дочку. В овраге, прикрыв зелеными ветками, схоронила ее, дав ей оберег для защиты.
Преследователей она увела далеко от оврага, превратившись в волчицу, убежала в глубину леса…
Убитая горем дочь нашла мать мертвою в болоте… Соорудив из прутьев волокушу, всю ночь девушка тянула тело волчицы через лес к оврагу, где вчера она схоронилась. Тогда, прислушиваясь к отдаляющемуся лаю собак, она, лежа на дне оврага, понимала, что мать принесла себя в жертву ради ее спасения…
К концу дня уже на месте оврага возвышался холмик, на котором лежала огромная охапка цветов. Постояв над могилой матери, бедная девушка пошла в деревню. Под покровом ночи она пробралась к дому людей, их приютивших. И попросила донести до ушей колдуна, что, мол, когда они с матерью жили у них в доме, то говорили о чудодейственной силе клыков и когтей тех зверей, в которых может превращаться ее мать. И пока тина не засосала тело волчицы, у ведьмака будет возможность заполучить эти ценные трофеи.
Колдун, узнав про это, на утро ушел с собаками в болото. Сначала у берега пытался найти убитую волчицу, а потом осторожно стал ступать в трясину… И вдруг услышал у себя за спиной рычание собак, обернулся – и увидел на берегу болота огромного зверя. Колдун сразу понял, кто пришел в образе волчицы отомстить за свою мать.
Пару ловких ударов лапой, и собаки бездыханные лежат у воды… Ведьмак в панике пятится, и вдруг оступается и тонет в болотной пучине.
…На опушке леса еле виден в предрассветных сумерках силуэт молодой волчицы. Она смотрит на деревню, жителей которой спасла ее мать от чар злого колдуна, ее острый слух улавливает детский смех, песни людей, идущих в поле, залитое золотом спелого колоса.