(Продолжение. Начало в №24)
Социологические исследования показывают, что стране нужна эффективная модель защиты от негативных влияний алкоголя.
Причем ее объектом должны быть не только люди, употребляющие спиртные напитки, но и все граждане, так или иначе испытывающие определенные неудобства от негативных последствий пьянства, в первую очередь – молодежь. Кому приятно, когда под твоим окном всю ночь компания ведет не совсем трезвые разговоры.
Эта модель должна предусматривать проведение широкого спектра разнообразных по содержанию и направленности мероприятий, применяемых постепенно и ненавязчиво и с участием социальных субъектов различного уровня: семьи и школы, малых неформальных групп и трудовых коллективов, общественных объединений и различных социальных институтов, общества в целом.
Для разработки конкретных мер по борьбе с пьянством респондентам был задан вопрос: «Какие меры могут способствовать снижению потребления спиртных напитков?» На него были получены следующие ответы.
Первое место получил ответ, касающийся улучшения воспитательной работы на всех уровнях (см. таблицу
Но как показывает мировой опыт, опора на запреты и жесткий административный
контроль, как правило, не всегда обеспечивает существенный успех в борьбе с пьянством. Как утверждают социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, белорусское общество поддерживает запрет на продажу спиртных напитков конкретным лицам и в конкретных местах. Например, каждый пятый респондент высказался за существование запрета торговли алкоголем в интернете. Треть населения страны поддержали запрет, но отметили, что этого явно недостаточно.
Около трети жителей Беларуси считают, что нельзя продавать алкоголь нетрезвым покупателям. 37,4% респондентов поддержали запрет, но также указали на его недостаточную эффективность. Запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним поддержали почти половина белорусов.
В целом белорусское общество созрело для серьезных мер в борьбе против пьянства. Более двух третей опрошенных осознают вред спиртного и выступают за жесточайшую борьбу с алкоголизмом на государственном уровне. «Зеленый змий» должен быть побежден.
Пропаганда здорового образа жизни, антиалкогольное просвещение и воспитание |
36,9% |
Запрет на продажу спиртных напитков (в т.ч. пива) молодежи до 21 года |
34,0% |
Развитие духовной культуры населения |
33,5% |
Развитие сферы досуга (клубы, кружки, спортивные секции и пр.) |
29,0% |
Запрет на рекламу спиртных напитков (в т.ч. пива) |
27,0% |
Ограничение времени продажи спиртных напитков |
21,2% |
Повышение цен на крепкие спиртные напитки |
16,9% |
Сокращение производства крепленых вин низкого качества |
16,5% |
Повышение доступности и эффективности лечения алкоголизма |
14,9 |
Сокращение количества мест продажи спиртных напитков |
14,6% |
Сокращение объемов производства и продажи спиртных напитков |
14,5% |
Полный запрет на продажу алкогольных напитков и введение сухого закона |
14,1% |
Усиление борьбы с самогоноварением |
9,6% |