Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Приглашаем вас отправиться по новому маршруту. На этот раз едем в Россь Волковысского района Гродненской области. В поселке стоит костел, который известен не только в Беларуси. В храме Наисвятейшей Троицы находится чудотворная скульптура Христа Скорбящего…
Первый деревянный костел в этом местечке появился в конце XVI века благодаря инициативе канцлера Великого Княжества Литовского Иеронима Ходкевича, который владел в то время Россью. Ходкевич пожертвовал храму колокол (1597) и священную чашу (1589).
В первом костеле было три алтаря. И уже в 1618 году в костельных документах упоминается чудотворная фигура Иисуса Скорбящего. (По легенде, скульптуру выловили в речке местные рыбаки.)
Скульптура Иисуса стала главной святыней и в новом, тоже деревянном, храме, построенном на месте прежнего в 1682 году при поддержке еще одного владельца Росси – Марциана Огинского. Чудотворной фигуре верующие приносили так называемые воты (дары на алтарь – серебряные сердечки и пр.) – в знак благодарности за совершенное чудо или исцеление. В 1700 году на фигуре было 32 воты, в 1775-м – уже 210, а сегодня их более 250.
Современное каменное здание костела в Росси начали строить в 1770 году. Финансировал строительство Ефим Потоцкий, но в 1796-м строительство было остановлено и возобновилось лишь в 1801 году.
В 1808 году новый храм в стиле классицизма был освящен ксендзом Франциском Цибульским. Через 30 лет к зданию пристроили деревянную звонницу.
Христа Скорбящего можно увидеть в храме и сегодня. И не только увидеть, но и попросить о чуде…
Первое упоминание местечка датируется 1410 годом. Двор Россь подарил великий князь боярину Росевичу за преданную службу по защите Отечества.
Поселок Россь прославился в 1990-е годы своей жилой застройкой – уютным городком для военнослужащих, отмеченным Государственной премией Беларуси и даже внесенным во Всемирную энциклопедию архитектуры ХХ века. Кроме того, в Росси сохранились интересные фрагменты исторической застройки.
В центральной части поселка располагается костел Святой Троицы (1801), выдержанный в канонах классицизма. Храм расписан живописными композициями на библейские сюжеты и орнаментами. В его интерьере особо выделяются скульптура XVI века «Мария с Младенцем» и резное мраморное надмогилье Софии Неселовской (Потоцкой) (1881) работы итальянского скульптора Джулио Маскетти.
В 1908 году в ограде костела появилась звонница. Тогда же неподалеку на бутовом фундаменте построили Троицкую церковь (1912) с элементами модерна. На стенах и алтарной части – живописные композиции и декоративные росписи. Деревянный двухъярусный алтарь декорирован накладной золоченой резьбой и скульптурой.
Стоит упомянуть и о здешней усадьбе, которая формировалась с ХVII века при графах Потоцких, а в начале ХХ столетия перешла к Броницким. О том, как выглядел усадебный дом, можно судить по гравюре Наполеона Орды второй половины ХIX века. До наших дней дошел лишь парк, разбитый на холмистой местности и с двух сторон ограниченный каналами. На кладбище стоит часовня Святого Стефана, построенная в 1903 году. В поселке сохранились также здание синагоги, водяная мельница, интересная рядовая застройка конца XIX века.
Костел Девы Марии в деревне построен в 1859 году в стиле неоготики. После восстания Костуся Калиновского был закрыт. В 1912 году его отреставрировали. Костел в Эйсмонтах отличается от типичных католических построек того времени. Здание выполнено в прямоугольном плане, есть кубоподобная апсида и сакристии (ризницы), которые указывают на сочетание нескольких стилей – классического с добавлением готических элементов. Величественный треугольный фронтон крыши заполняется лучами уникальной композиции «Всезнающее око».
Рядом с костелом расположена могила неизвестного польского солдата.
От усадьбы Залютинских XIX века сохранились добротные постройки из камня и кирпича. Последний хозяин усадьбы – Богдан Залютинский – был вынужден покинуть свое родное гнездо и выехать в Польшу, где он и умер в 1959 году.
Возле деревни, на сельском кладбище, стоит Крестовоздвиженская церковь. Построен этот миниатюрный храм в ретроспективно-русском стиле в 1871 году.
Здесь же можно увидеть часовню-надмогилье Грабовских и живописную постройку из бутового камня и кирпича – очевидно, сарай, второй половины ХIX века, а также захоронение времен Первой мировой войны.
От усадьбы сохранились хозпостройки.
В 1852 году здесь начали строить каменную новую церковь (рядом со старой деревянной). Церковь освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1909 году к храму, со входной стороны, была пристроена трехъярусная колокольня из кирпича на фундаменте из тесаного камня. В военное время церковь не закрывалась, действует она и сегодня.
В деревне есть Музей белорусской литературы и этнографии. Экспозицию собирал на протяжении нескольких десятков лет заслуженный работник культуры Беларуси – Алесь Николаевич Белокоз. В ней собрано более 16 тыс. экспонатов.
Массоляны – это маленькая деревня, основной достопримечательностью которой является церковь Рождества Богородицы. Храм был построен в конце XVIII столетия. В деревне сохранились усадьба и католическая часовня, которые были возведены в середине XIX века. Часовня хорошо отреставрирована, а вот с усадьбой дела обстоят хуже.
В советское время усадебный дом был значительно перестроен. После переделки он почти полностью потерял свой исторический облик. О том, как первоначально выглядела усадьба, можно судить только по рисунку Наполеона Орды.
Здесь в 1880 году в ретроспективно-русском стиле была построена церковь Святого Николая. Восстановлена она в 1990-м. От усадьбы остались руины крахмального завода, хозпостроек и здание флигеля.
Согласно летописям, в XV веке эта деревня была собственностью виленского епископа Павла Гаштольда, который отдал ее Станиславу Одаховскому.
Шляхтичи Одаховские происходили из древнего шляхетского рода, и в Великое Княжество Литовское переселились из Польши. Служили они Беларуси верой и правдой. После Репля переходила несколько раз к новым хозяевам, а в двадцатых годах XVII века стала принадлежать Сципионам – представителям итальянского аристократического рода.
Юрий Францевич Сципион в 1626 году в Репле построил самый первый костел и освятил его в честь святой Анны. Он подарил костелу 15 волок земли.
Костел, построенный Юрием Сципионом, простоял более ста лет. А в 1732 году был поставлен новый храм гетманом Великого Княжества Литовского Михаилом Масальским. Он просуществовал почти 200 лет. Только в начале прошлого столетия был разобран, когда начали строить новый кирпичный костел.
Кирпичный храм стали возводить благодаря стараниям парафиян и ксендза Владислава Лавриновича. Он был построен в 1909 году и назван в честь наисвятейшей Девы Марии.
На местном кладбище в Репле есть часовенка-усыпальница. В этой часовне хоронили шляхтичей Завадских – хозяев этих мест в XIX столетии.
Легенда от автора проекта
Обложили охотники зверя полукругом. Ощетинившись и оскалив желтые зубы, волчица не двигалась, стояла, повернувшись мощной грудью навстречу наступающим на нее людям. Пускать стрелы в зверя стали издалека. Хотя преследователей было больше двух десятков, подойти ближе никто не решался…
Изуродованное тело зверя не стали нести в деревню, а длинными шестами затолкали в болотную топь. Уходили молча, часто оборачиваясь – страх не покидал людей, как будто волчица могла выйти из болота и напасть на своих палачей со спины. Свист стрел и дротиков еще долго носился по берегам болота. Тишина воцарилась не скоро. И только несколько несмелых птичьих голосов позже успокоили и лесную чащу, и болото, и заходящее солнце.
Но то, что увидела выкатившаяся из-за почерневших туч луна, было во сто крат печальнее той трагедии, что случилась здесь на исходе дня.
Из наполненной ночными сумерками лесной чащи вышла девушка в темно-зеленом длинном платье. Немного постояв, а потом пройдя по краю болота, она наклонилась и ухватилась за что-то торчащее из вязкой тины и стала тянуть. Это было тело недавно убитой волчицы.
На сухом месте девушка опустилась перед ним на колени и, запрокинув голову, медленно покачиваясь, стала тихонечко плакать, произнося сквозь слезы какие-то слова.
И вся окрестность, собравшаяся было погрузиться в сон, наполнилась звуками девичьего плача, переходящего в пронизывающий воздух тонкий вой.
...Немного ранее.
Страшная гроза хозяйничала в небе над деревней уже который день. Водяные потоки, обрушившись, затопили землю. Стали протекать соломенные крыши хат, залило погреба и огороды.
И вот однажды вечером в дверь одной из крайних хат деревни тихонечко поскреблись. Открывшая дверь хозяйка увидела у порога женщину и девушку. Путницы молили о помощи.
...Отогревшись у печи и поев, незнакомка разговорилась. Рассказала хозяевам про свою сгоревшую деревню, про длинную дорогу и про грозу, отнявшую у нее и ее дочери последние силы. Она надеялась, что в этой деревне ей повезет и люди разрешат им поселиться здесь.
Но, к удивлению женщины, хозяева стали их отговаривать, объяснив, в чем дело. Оказывается, уже не первый год все жители этого поселения поражены тяжелым недугом. Работают из последних сил, дети не рождаются, а кладбище растет, в границах ширится. Местный знахарь лечит их снадобьями: как их выпьют – легче становится в первое время, а потом еще хуже. «Уж лучше смерть, чем так жить», – думают они.
Попросила женщина показать зелье знахаря. Понюхав, тут же выплеснула за порог.
– Злой колдун ваш знахарь, – сказала она. – Силу забирает людскую – тем и живет. Я возьмусь вас всех избавить от страшной хвори, только к знахарю не ходите больше.
И стала женщина на запястья левой руки жителям деревни повязывать белую и красную нити. И правда: семья за семьей избавились люди от хвори, забыв дорогу к знахарю.
А тот прямо взбесился, ведь силы стал терять, захворал. Узнал он как-то, кто стал причиной его недуга...
Продолжение следует.