Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Небольшой поселок Радунь Вороновского района расположен всего в десятке километров от границы с Литвой. Его называют еврейской Меккой в Беларуси. Здесь жил и в 1933 году завершил свой земной путь еврейский философ, духовный лидер польского и белорусского еврейства Хафец Хаим. Его настоящее имя – Исраэль Меир Каган, но в мире он стал известен по названию своей самой популярной книги, посвященной законам о запрете злословия, – «Хафец Хаим» («Страждущий жизни»).
Родился он в 1838 году в городе Дятлово Гродненской губернии, с десяти лет учился в бейт-мидраше в Вильне, затем занимался самообразованием. В 1869 году Хафец Хаим создал при синагоге в Радуни ешибот. Двенадцать человек из числа выпускников этого учебного заведения впоследствии стали главными раввинами разных стран мира. Здание ешибота сохранилось до нашего времени, на старом еврейском кладбище можно увидеть могилу Хафеца Хаима. А вот дом, где он жил, несколько лет назад был за день разобран и вывезен в США. Там его, конечно, сберегут, но Беларусь лишилась еще одного исторического объекта.
Наше путешествие по Гродненской области продолжается.
В 1622 году здесь появляется первый христианский храм – деревянный костел Святой Троицы. В XVII веке шли ожесточенные войны Великого Княжества Литовского с Московией, во время которых храм и сама деревня неоднократно горели.
Людвиг Тышкевич в 1803 году на старом месте деревянного костела начал строительство нового каменного храма. Но в 1808-м он умер, и строительство продолжили без него. Закончили строить костел в 1812 году и освятили в честь Святой Троицы. Храм – памятник архитектуры классицизма. Окружен бутовой оградой с трехарочными воротами.
В 2009 году в Заболоти во время проведения строительных работ в земле обнаружили закопанные колокола. Кто их закопал и откуда они, никто не знал. Но для найденных колоколов построили около костела колокольню.
Есть в деревне и мельница XIX века.
Костел Святого Линуса был возведен в 1910 году. В 1952-м костел закрыли, а отдали его верующим в 1992 году. Это памятник архитектуры модерна с чертами неоготики. В 2000 году рядом с храмом был построен Литовский культурно-просветительский центр.
В письменных источниках Нача впервые упоминается в 1517 году как владение рода Костевичей. В 1529-м здесь был основан католический приход, в то же время владелец поместья Януш Костевич возвел деревянный костел.
Позднее Начей владели Кишки и Радзивиллы. В феврале 1863 года в деревне Нача сформировался повстанческий отряд Людвика Нарбута. Его отец, Теодор Нарбут, известный историк, этнограф и инженер, похоронен в Наче на кладбище возле католической часовни. В деревне сохранился и мемориальный камень участникам восстания 1863–1864 годов.
Вблизи деревни находятся могильники бронзового и железного веков и каменные могилы XII–XIV веков. При их обследовании в 1903 году местным уроженцем, археологом Вандалином Шукевичем, найдены железные ножи, каменные топоры, бронзовые браслеты, шейные гривны. В 1919 году ученый Шукевич скончался в родной деревне и был похоронен в родовой усыпальнице.
В 1910–1927 годах в Наче возводят новый каменный костел Вознесения Девы Марии вместо старого деревянного храма. Построен он в стиле неоготики.
В деревне сохранилась часовня (вторая половина ХIX века).
Деревня известна своим недостроенным зданием костела. Строительство было начато в 1937 году и прервалось с началом Второй мировой войны.
В стиле модерн из кирпича в деревне, которая раньше носила название Собакинцы, был построен костел. Храм Воздвижения Святого Креста начали строить еще в 1918-м, башни пристроили в 1934 году, но до Второй мировой войны строительство не закончили.
После войны из костела сделали клуб. В 1980-х храм был в страшном запустении, в нем какое-то время был колхозный склад. В 1990 году его отремонтировали и освятили.
Следует обратить внимание и на рядовую застройку деревенских улиц начала XX столетия.
В деревне стоит небольшая католическая часовня. Она носит имя Богоматери Милосердия и была построена в 1834 году.
Впервые упоминается в 1387 году в грамоте Ягайло как центр волости. В XIV–XVII веках в местечке возводится замок, в котором в 1536 году в присутствии великого князя Сигизмунда I Старого был подписан договор о браке Барбары Радзивилл, первой красавицы княжества, и Станислава Гаштольда, представителя знаменитого магнатского рода. Сейчас о былом великокняжеском укреплении напоминает только окруженная широким рвом и земляными валами площадка над долиной реки Радунька. В 1649 году Радунь получает Магдебургское право. И с тех времен местечко стали активно заселять евреи. В 1869 году Хафецем Хаимом здесь было основано высшее учебное религиозное заведение – ешива, или ешибот. Помимо знаменитого ешибота, в Радуни можно посетить историко-краеведческий музей, созданный в 1998 году при Радунской гимназии. Экспозиция музея насчитывает около тысячи экспонатов, связанных с более чем 600-летней историей поселка.
Есть в Радуни и костел Матери Божьей Руженцовой, возведенный в 30-х годах XX века. Сооруженный из кирпича и бутового камня храм является памятником архитектуры в стиле модерн. В нем сохранились иконы XVIII–XIX веков.
В поселке уцелело еврейское кладбище, основанное в 1451 году. Здесь захоронены и около 2 тысяч евреев, расстрелянных в 1942 году фашистами.
Первое упоминание местечка Погородно – конец XVI века. В 1593 году эти места были под властью шляхтичей Подгородских. В первой половине XVIII века – владения рода Сапег. В 1763 году Саломей Радзивилл решил подарить эту деревушку своему внуку. Тогда Людвигу Скумину-Тышкевичу было всего 12 лет.
В 1777 году Людвиг за год построил здесь деревянный дворец, стройматериалы для которого были привезены из Франции. Пригласили сюда самых известных декораторов, художников и архитекторов. Вокруг дворца разбили прекрасный парк.
Но во время Второй мировой войны дворец сожгли польские партизаны. А уже в послевоенное время на его месте построили административный центр местного колхоза. Сохранилось в деревне здание часовни XVIII века. Один раз в неделю сюда приезжает ксендз и ведет богослужения.
В Погородно захоронены известный генерал Киприан Кондратович, участник русско-японской и Первой мировой войн, и его дочь Вера Киприановна Рейней (Кондратович). Она никогда не забывала свои родные места, хоть и прожила большую часть своей жизни в Англии, где и умерла. Урну с прахом Веры Рейней привез сюда ее сын. Похоронили Веру Кондратович около озера в прекрасном уголке сохранившегося дворцового парка.
Сохранилась в деревне и часовня Иоанна Крестителя, построенная в XVIII веке. Находится она в северной части парка.
Недалеко от деревни у дороги на Новосады стоит стела XIX века. Но нет никакой информации, какому событию посвящен этот мемориал.
Легенда от автора проекта
Мы остановились на краю небольшой деревеньки, сбегающей с невысокого погорка к зарослям тростника. Буквально в шагах пяти-семи от берега лежал огромный валун, накренившись в сторону озера и погрузив в тину берега свои поросшие лишайником бока. Солнце, скатившись к верхушкам стройных сосен, последними лучами ласкала всю околицу, окрашивая в багрянец и деревеньку, и этот лес, и озеро, в котором оно сейчас отражалось так же, как и тогда…
А что было тогда?
Вот с этого и начнем свою очередную историю, которую мы услышали в этой деревне.
Так вот, это самое «тогда» было очень давно. Первые люди, пришедшие в эти края, сразу решили, что именно здесь будет стоять их поселение. Вокруг – огромный лес, полный дичи, просторные луга, рядом озеро с косяками рыб. Чуть выше, на самой вершине погорка, огромный валун. Рядом с ним и начали возводить люди свои первые жилища, а еще с собой переселенцы принесли в эти края веру, доставшуюся им от далеких предков. Высшим божеством, которому они поклонялись, было Солнце. В начале посева и в конце сбора урожая устраивали эти люди большие торжества и гулянья в честь светила, дарующего жизнь всему живому.
Но дело в том, что еще до прихода людей жило здесь в омуте озера чудище водяное. Все оно было покрыто слизью, гниющими мхами и было вечно недовольное и злое. Жила эта нечисть здесь одна и поэтому считала, что только ей все подвластно и что на все она имеет право. Новых соседей – людей – эта тварь, может быть, еще бы и терпела, но вот веру их сразу невзлюбила. Люди молились на далекое солнце, где-то высоко горящее, а на чудище водяное никакого внимания не обращали. Постаралась нечисть людей напугать. Даже рыбака на лодке в омут утянула. Но люди тогда вовсе перестали по озеру плавать, а рыбу с берега наловчились ловить. И удумало чудище озерное солнце украсть: пусть люди узнают, у кого здесь власть и сила, кому поклоняться следует и почести возносить.
И вот, как только солнце стало спускаться к соснам прибрежным, ухватила нечисть за лучи его длинные и в пучину темную утащила. Все во мрак погрузилось, только из глубин озерных бледное мерцание пробивается и гаснет, так до поверхности не добравшись. Люди поняли, кто солнце украл.
Так мол и так, – они к чудищу обращаются: Мы без солнца никак, пропадем без света его животворящего. В ответ – только злобное хихиканье окатило пришедших просителей волною черною. И заявляет чудище из глубин темных, что людям следует от веры своей да от поклонения солнцу отказаться, а его – чудище озерное – признать божеством своим верховным.
Люди собрались, посовещались и еще раз пришли к озеру. Стали стращать вора, что скатят с вершины холма камень-валун, там лежащий, да прямо в озеро. Что он все воды выплещет, разорив его водяное логово. Вначале нечисть словам людей не поверила, но когда увидела, что жители поселения, собравшись все вместе, не жалея сил, камень прикатили к самому берегу, испугалось и отпустило солнце яркое на волю. Может, и попыталась бы еще нечисть не раз навредить людям, но огромный валун всегда ей напоминает, что люди могут опять собраться и все вместе закатить камень в озеро. И сегодня лежит он от воды в шагах пяти-семи, не больше.