Сергей Мигицко стал известен после роли Хлестакова в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». А всего на счету актера около 70 ролей в кино: «Соломенная шляпка», «Виват, гардемарины», «Андерсен. Жизнь без любви», «Шерлок Холмс», а также в сериалах... Много работает народный артист России и в театре. К слову, в октябре Сергей Мигицко с театром имени Ленсовета приедет в Минск на гастроли. Кстати, родился артист в Одессе. Поэтому с вопроса, как у Сергея Григорьевича с юмором, и началась наша беседа.
– Юмор – международное понятие. Если вы считаете, что одессит должен 24 часа в сутки смешить людей, то это не так. Я из своего детства, а именно в детстве зарождаются характер, интересы человека, позиция и привычки, запомнил много интересных, ярких личностей. И мои родители, и их друзья, и родственники были очень веселые, оптимистично настроенные люди, несмотря на то, что испытали тяготы Великой Отечественной войны. Но это были люди, которые не сдавались обстоятельствам, они любили жизнь, любили праздники, розыгрыши, анекдоты. Я помню, как хорошие шутки переписывались, а потом зачитывались в компании или за праздничным столом. Конечно, эту атмосферу веселья я запомнил навсегда. В своей жизни всегда нахожу место юмору, шутке, розыгрышам. Стараюсь почаще улыбаться и очень люблю веселых людей.
– В телевизионном спектакле «Снежная королева» вы играли атаманшу. Легко ли было перевоплощаться в женский образ?
– Я прошел большую школу детского спектакля, играл в «Бременских музыкантах», были среди них «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и, конечно, «Снежная королева». Все спектакли ставила моя землячка, одесситка Нора Абрамовна Райхштейн. Так вот, режиссер увидела парочку – атаманшу-разбойницу и ее дочку – по-своему. По ее версии, маленькая разбойница должна была сидеть на плече у мамы, как обезьянка на теле большой обезьяны. Если бы атаманшу-разбойницу играла женщина, она бы вряд ли удержала дочку-сорванца на плече. А мужчине легче было справиться с этой ролью. Чтобы войти в образ, перед тем, как меня загримировали, я вспомнил бабушку, маму, тетю и всех знакомых женщин. Роль атаманши-разбойницы играл очень долго, и она мне нравилась. Сначала, кстати, играл атаманшу с собственными волосами, которые были очень длинные – тогда это было модно. Из волос взбивали халу, обильно поливали ее лаком, но после сотого спектакля заметил, что из-за всех манипуляций моя шевелюра начала редеть. Пришлось надевать парик.
– У вашего учителя, народного артиста СССР Игоря Владимирова, было выражение: «Актеры одной группы крови». Что имелось в виду?
– Игорь Петрович говорил немного не так. По его мнению, в театре, да и в любом коллективе, нужно подбирать людей по группе крови – естественно, в кавычках. Что это значит? Владимиров избирал форму театра-дома, где люди занимались одним делом. И там должны быть люди одной группы крови – те, у кого общие интересы, кто разговаривает на одном языке. Не случайно в сегодняшнем театре Ленсовета костяк труппы – это ученики Игоря Петровича Владимирова нескольких поколений. Кстати, у всех есть чувство юмора, которое помогает нам на сцене и в жизни. Юмор вообще был проходным баллом в театр Ленсовета, потому что сам Владимиров им обладал. Любимый жанр у него в театре – комедии.
– С Михаилом Боярским вы ведь познакомились при необычных обстоятельствах?
– Действительно, это так. На то время я не знал о существовании не только Михаила Боярского, но и его отца Сергея Александровича, потому что приехал в Ленинград из Одессы. Я знал лишь по ролям в кино Мишиного дядю Николая Александровича. Так вот, когда я приехал поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, меня поселили в общежитии в большую комнату на первом этаже. Я примостился скромненько в уголочке возле окна. Стояли замечательные белые ночи, которых я никогда раньше не видел, потому что на юге, как вы знаете, ночи, наоборот, темные. Васильевский остров утопал в цветах, было начало лета, чувствовался запах моря, знакомый мне с детства... От всех этих впечатлений я не мог уснуть. И где-то в 3 часа ночи услышал, как сильно забарабанили в окно. Посмотрел и увидел красивого высокого парня с длинными черными волосами и с гитарой за плечами – копию персонажа из фильма «Старший сын», где он играл Сильву. Парень приказал: «Открывай!» – и я открыл окно. Он быстро подтянулся, запрыгнул в комнату и подал руку своему другу. Как позже я узнал, своему однокурснику Кириллу Капеляну, сыну прекрасных актеров Ефима Захаровича Копеляна и Людмилы Иосифовны Макаровой. А потом спросил у меня: «Что ты тут делаешь?». Я промямлил, что приехал поступать. На что услышал: «Смотри, не подведи меня». И они быстро убежали... Вот такой была моя первая встреча со студентом третьего курса Мишей Боярским.
– Вы стали известны после роли Хлестакова в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». А как попали к прославленному режиссеру?
– Роль Хлестакова я получил очень молодым благодаря тому, что Эдуард Волков, директор многих картин на «Мосфильме», рекомендовал меня Леониду Гайдаю. Я не могу сказать, что режиссер меня утвердил сразу. Он пробовал меня с разными актерами и актрисами и смотрел, подхожу или нет. Знаю, что на главную роль пробовалось много очень известных актеров, но я благодарен Леониду Иовичу, что он отдал предпочтение мне.
– Вы ведь работали с еще одним гениальным режиссером – Эльдаром Рязановым в фильме «Андерсен. Жизнь без любви»? Чем запомнилось это время?
– Я год провел с блестящим художником, мастером! Пропитался работой с ним, его характером, талантом, человечностью. У нас не сразу заладилось. Сниматься у Эльдара Александровича – не праздник, это очень серьезная работа. Темп съемок, количество времени на съемочной площадке, ритм, в который я не сразу попал... От меня требовалась фанатичная самоотдача. Съемочный день был 15 часов. Что-то получалось, что-то нет, мы много обсуждали. Были дни, когда мало спал, не более двух часов, но когда я приезжал на съемочную площадку, то Рязанов уже был там. Оказывалось, что он вообще не спал! И как можно было на что-то обижаться, когда Эльдар Александрович был так заряжен на подвиг? Он был у нас мотором, главным двигателем, несмотря на возраст. Мне посчастливилось один съемочный день провести вместе с Вячеславом Тихоновым. Я был в шоке от этого артиста, от его человечности, его глубины и таланта. Его и Рязанова буду помнить всегда.
– Один из моих любимых фильмов – «Соломенная шляпка». Расскажите об этих съемках.
– Это первый фильм, где я начинал сниматься еще студентом четвертого курса. Когда меня неожиданно пригласили на пробы и я оказался на одной съемочной площадке с Андреем Мироновым, то был просто шокирован. Андрей Александрович казался человеком с другой планеты. Это идеал в актерской профессии! То, как он все делал, казалось, не может никто! А потом – Стржельчик, Фрейндлих, Козаков... Куда голову ни повернешь – прекрасные актеры, на которых я смотрел с восхищением. Думаю, кино получилось хорошее, потому что собралось созвездие мастеров!..
Однажды в начале 2000-х на Новый год мы поехали большой компанией в Финляндию отметить праздник. В нашем коттедже был огромный телевизор с видеомагнитофоном. На радость всех, оказалось, что у кого-то завалялась кассета с фильмом «Соломенная шляпка». И мы в режиме нон-стоп смотрели его раз 20, и нам не было скучно.