Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Костел во имя Наисвятейшей Девы Марии Ружанцовой, который расположен в деревне Солы, что на Гродненщине, был построен, как говорят местные жители, еще «за польскім часам».
Сооружение это прекрасно, с какой стороны ни посмотри, оно всякий раз выглядит по-иному – подобный эффект достигается наложением на стиль модерн мотивов барокко и ренессанса. Но главная загадка костела внутри. Среди библейских сюжетов в настенных росписях прямо в алтарной части запечатлены военные «чудеса». Первое из них – оборона Ясногорского монастыря в польском Ченстохове в 1655 году во время вторжения шведов (1655–1660 гг.).
Вторая композиция изображает еще одно «чудо». В августе 1920 года красноармейцы стремительно продвигались к Варшаве. Присоединение Польши к братской семье советских республик казалось делом нескольких недель. Тут и случилось чудо.
Стремительное наступление армии Михаила Тухачевского завершилось тотальным разгромом на Висле и бегством назад, что и изображено на стене храма.
Удивительно, но ни у одного из советских руководителей не поднялась рука, чтобы закрасить белопольскую «агитку» в алтаре. Во всяком случае, местные жители такого не припоминают.
В храме можно увидеть мемориальную доску в честь жителей Сол, сражавшихся в Армии Крайовой, с указанием фамилий и воинских званий. Армия была создана в начале 1942 года в Западной Беларуси для борьбы с оккупантами и подчинялась польскому правительству в изгнании – в Лондоне. С осени 1943 года «аковцы» воевали уже не только против нацистов, но и против советских партизан. Память односельчан увековечили в начале 90-х годов прошлого века.
Деревня находится недалеко от Сморгони. Здесь когда-то было небольшое имение зажиточного купца. От него сохранилась мельница, построенная в 1877 году. Стоит она на берегу небольшой речки. Здание отреставрировано и содержится в прекрасном состоянии.
Известны с XV века как деревня. С 1613 года – местечко. Главная достопримечательность Жупран – это, конечно же, массивный неоготический костел Святых Петра и Павла, заложенный в 1852 году графом Гуттен-Чапским. В 1900 году в этом костеле отпевали Франтишка Богушевича, выдающегося поэта национального возрождения. Внутри храма ему стоит памятник, а на кладбище деревни погребены его останки. На могиле всегда много цветов. В 1871 году в местечке было построено и здание плебании. Говорят, что какое-то время в нем жил Богушевич.
Жупраны известны тем, что с 1407 года деревней владели Радзивиллы. Но места эти стали популярны не благодаря древнему роду Великого Княжества, а Наполеону.
В 1812 году под Сморгонью французский полководец оставил свою армию, а сам бежал в Париж, преследуемый войсками Кутузова. С тех пор в Беларуси передаются из поколения в поколения множество легенд о спрятанных где-то здесь сокровищах Наполеона. Французская армия около недели стояла в Москве и, естественно, уходила оттуда с добычей. Говорят, что клад Наполеона спрятан на территории Жупран.
С XVIII века усадьба принадлежала Огинским. С 1782-го здесь жил Михаил Клеофас Огинский. При нем это было процветающее имение, ставшее со временем культурно-просветительским центром края. Ведь Огинский, побывавший в таких городах, как Париж и Вена, не смог бы чувствовать себя уютно в обыкновенном шляхетском имении, каким было Залесье при его дяде, Франтишке Огинском. При Михаиле Клеофасе оно преобразилось. За работу принялся профессор Виленского университета Михаил Шульц. А после его смерти завершил реконструкцию губернский архитектор Жозеф Пусье. Было принято решение о строительстве рядом с прежней усадьбой нового дворцово-паркового ансамбля в стиле модного в то время классицизма, но по желанию графа сбоку к зданию пристроили вытянутую оранжерею в виде аркады с большими арочными окнами. Затем к ней под прямым углом достроили еще одну – «американскую», которая с солнечной стороны была полностью застеклена. Так образовалось идеальное место для дивного фруктового садика. Строительство нового дворца завершилось в 1805 году. Гармоничным дополнением и в то же время прекрасной самостоятельной единицей была часовня в стиле классицизма. А ранние постройки великолепно вписались в новый архитектурно-парковый комплекс. Довольно любопытными и своеобразными жемчужинами среди украшений сада имения стали мемориальные валуны. Среди них один был с надписью: «Теням Костюшки», а другой посвящен памяти первого гувернера Михаила Клеофаса.
Именно здесь, в Залесье, Огинский подготовил проект частичного возрождения независимости Беларуси в виде создания автономного Великого герцогства Литовского. Но, увы, начало войны 1812 года помешало осуществлению этой идеи. Именно здесь Огинский написал одно из своих самых значительных музыкальных произведений – оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». В имении был подготовлен исторический трактат «Письма о музыке», начаты мемуары, охватывающие период с 1788 по 1815 год. Хозяин неустанно устраивал художественные выставки, литературные чтения и музыкальные вечера. Среди местного общества усадьба получила звание «Северные Афины». Однако в 1822 году Огинский переезжает в Италию, там он и умирает в 1833 году. Имение теряет свою былую славу и со временем приходит в упадок. Затем усадьба переживает кровавые события Первой мировой и Великой Отечественной войн и навсегда утрачивает свое былое великолепие.
Сохранилась в деревне небольшая часовня Девы Марии 1815 года постройки.
О часовне, что стоит на деревенском кладбище, известно очень мало. Построили ее в конце XIX – начале XX века в стиле неоготики. В то время костела в Солах не было, и часовня выполняла его функции. Сейчас ее открывают только один раз в год – на католические деды. Интерьеры в часовне частично сохранились.
Основной достопримечательностью города является костел Святого Михаила Архангела, который был построен в 1612 году. Кальвинистский сбор отстроен на месте деревянного протестантского храма ХVІ века. В 1621 году сморгонский сбор перешел католикам. Под именем Троицкого костела он простоял до 1866 года, пока его не превратили в Михайловскую церковь, и 55 лет святыня была православным храмом. Однако в 1921 году ее вновь освящают в костел, который в 1947-м был закрыт. После реставрации 1970-х годов в нем разместился выставочный зал. И, наконец, в 1990-м вновь стал действующим костелом.
Здание костела отличается суровой простотой и монолитностью. Его стены достигают в толщину трех метров. Окна высоко подняты над землей, что сразу придает постройке нарочито воинственный вид. Единственным украшением памятника является аттик, ритмично декорированный спаренными полуциркульными нишами с висячими гирьками. Подобная декорация типична для архитектуры ренессанса. Единственный вход в храм находится под охраной массивной башни-звонницы, первоначально четырехъярусной. Ее ярусы соединялись винтовой лестницей, упрятанной в круглой башенке рядом со звонницей. При переустройстве костела под церковь в ХIХ веке башня уменьшилась на два этажа.
Из кирпича и камня в 1862 году на окраине деревни в стиле позднего классицизма возводится церковь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Возможно, изначально храм строился как католический. Особенности архитектуры говорят именно об этом.
Костел Богоматери Ружанцовой был построен в 1926-1934 годах по проекту конструктора Дубановича на средства прихожан и является одним из красивейших храмов Беларуси. Построенный в стиле модерн, этот памятник архитектуры производит впечатление на каждого. Да и как может быть иначе, если только пожертвования на строительство костела составили более полумиллиона злотых? Для того времени сумма просто огромная.
Не каждый храм в Беларуси может похвастаться своим органом. А в этом костеле он есть.
Деревня Солы примечательна еще и тем, что именно здесь было подписано соглашение о перемирии между Германией и тогда уже Советской Россией, остановившее военные действия на Западном фронте во время Первой мировой войны. И только через десять дней это соглашение официально подписали еще раз в Брест-Литовске.
Примерно в двух километрах от деревни Кушляны расположена усадьба Богушевичей, где знаменитый белорусский поэт Франтишек Богушевич и провел последние годы своей жизни.
Богушевичи владели имением с середины ХVIII века и вплоть до 1940 года. Сейчас в усадьбе организован музейный комплекс имени Франтишка Богушевича, который был открыт в 1990 году. Здесь же, в реконструированном доме, некогда построенном самим Богушевичем в 1896 году, разместилась музейная экспозиция. От времени, когда в усадьбе жил поэт, остались нетронутыми беседка, старый парк, каменный сеновал и каштановая аллея. Аллея примечательна тем, что большинство деревьев в ней посажено руками самого Богушевича. В парке стоит мемориальный камень с надписью «Памяцi Мацея Бурачка. 1900 г.» – она сделана уже после смерти поэта местными жителями, которым Богушевич неоднократно помогал, выступая адвокатом в судебных тяжбах. В самой усадьбе восстановлено несколько комнат, в том числе гостиная и кабинет, где работал поэт.
Еще один храм – и еще одна печальная история исчезновения памятников архитектуры. На этот раз наш путь лежит на Сморгонщину, в небольшую деревушку Новоспасск. От когда-то величественного храма, построенного во второй половине XVIII века паном Букатичем, остались лишь руины. Он был разрушен в период Первой мировой войны. В 20-е годы XX столетия в фундаменте храма был найден клад, оставленный Пацами, – одними из владельцев имения, на восстановление храма.
Легенда от автора проекта
Продолжение. Начало в №14
Кроме активистов, к камню никто из деревенских не пришел. Но за огороды вышли, недобрым взглядом провожая телеги с динамитом и тех, кто вызвался взорвать валун. Долго селяне стояли, но так взрыва и не дождались. Кто-то даже собрался к камню идти посмотреть. Как вдруг видят – повозки обратно в деревню тянутся. Председатель сразу с криками набросился на людей, кто, мол, камень от дороги оттянул, кто без его разрешения техникой пользовался. Люди в недоумении. Пошли к камню всей деревней. И правда, камень от дороги лежит метрах в двадцати. Как там всегда лежал. А следов техники или лошадей нету.
И стали люди после этого случая еще чаще к камню этому приходить. Даже священник из соседней деревни поверил, что божья сила камень передвинула. Окропил его святой водой. Дальше – больше: из соседних деревень люди к камню потянулись.
А вот другой случай уже после войны произошел. Новый председатель, ярый атеист, решил дело, начатое его предшественником, до конца довести.
– Мало того, что люди в церковь ходят, так еще и сладости и дары всяческие камню несут, – возмущался он.
И обратился председатель в военную часть, что недалеко располагалась. Служивые, получив добро от командования, назначили день и время взрывных работ...
Уже позже люди узнали, что грузовик с подрывниками и динамитом на рассвете из части выехав, хоть и ехать было километров десять, заблудился и весь день по дорогам плутал, а к вечеру в свою часть опять вернулся. Ясное дело – все отложили. Спустя время пришел опять председатель к командиру части, мол, договоренность наша остается в силе. Но у того были другие задачи, его командованием поставленные. Неотложно приказано было подрывников в другое место переправить для более важных дел. Предлагает он председателю созвать мужиков деревенских, выкопать рядом с камнем яму и столкнуть туда камень трактором да засыпать.
– Учить вас все надо. Хозяин ты там или нет, – раздраженно кричал он председателю.
И руководитель колхоза на очередном общем собрании объявляет, что пора положить конец всем этим языческим суевериям. Видано ли дело: к какому-то камню советские люди на поклон ходят.
– Своими силами с валуном этим справимся, выкопаем яму да и засыплем поганского идола, – сказал он на деревенской сходке.
А дело было весной, как раз сады зацветали. Но ночью случились заморозки. Приходят люди копать землю к камню, а лопаты в почву не вогнать – стала как бетон твердой, замерзла. Ломами начали бить. Да где там! Дня три проковырялись, а время-то страды, в полях работать надо. Так и бросили, не стали дальше копать.
– Вот какой наш камень, – завершил свой рассказ парень. – А еще, видите, он и зайчат спас. Приду расскажу своим... Хотя сколько нас, деревенских, осталось. Все больше дачники из города понаехали. А эти городские надо мной посмеются – не поверят.