Кто из нас не смотрел сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и другие о буднях простых сотрудников милиции, которые каждый день совершали подвиги и помогали людям! Именно эти картины и принесли известность Андрею Кивинову (настоящая фамилия – Пименов), по чьим книгам были сняты. И пусть Кивинов уже более десяти лет не пишет на сугубо милицейскую тематику, имя его еще долгие годы будет ассоциироваться именно с убойными отделами и операми. Корреспондент «7 дней» пообщалась с писателем в Минске, куда наш герой впервые приехал с рабочим визитом.
– Андрей Владимирович, с какой целью решили посетить Минск?
– Прилетели мы на заседание круглого стола в честь 100-летия белорусской милиции и выхода литературного альманаха «Метаморфозы», в котором представлены рассказы, посвященные белорусским правоохранителям.
– Успели уже посмотреть город?
– Минск, к сожалению, пока посмотреть не удалось. Только два часа – с 7 до 9 утра – погуляли. Но уже могу сказать, что эмоции меня здесь наполняют позитивные.
– Если говорить о творчестве, то как из профессии милиционера вы перешли в ряды писателей?
– Все как раз наоборот. Писательская деятельность привела меня в милицию. По складу ума я больше гуманитарий, нежели технарь, хотя и закончил Ленинградский судостроительный техникум и Ленинградский кораблестроительный институт. Знаете, начитался в детстве положительных книг про советскую милицию, хотя тогда и был дефицит детективной литературы, и так меня профессия сыщика захватила, что захотел поменять специальность. В 1986 году, получив диплом, я отправился в отдел кадров ближайшего РУВД с вопросом: «А вам сыщики не нужны?». Там ответили положительно. Так и получилось, что окончил высшие курсы МВД, потом пять лет проработал оперативником. И спустя годы захотел какие-то истории, которые происходили со мной и с друзьями-оперативниками, записать в виде повести. Подарить каждому по экземпляру... и на этом закончить. В той повести, кстати, были все прототипы первых героев «Улицы разбитых фонарей».
В 1993 году эта рукопись случайно попала к издателю, хотя я и не собирался выпускать ее для широкого круга читателей. Боялся, что просто не поймут, о чем эта вещь. Но издатель развеял все сомнения. И в 1994 году вышла первая книга. Я потом потрудился до 1998 года на практической работе: возглавлял последние пять лет отдел по раскрытию убийств, пока не уволился. А в 2005-м восстановился преподавателем учебного отдела Санкт-Петербургской средней специальной школы милиции МВД РФ. Когда школу закрыли, ушел на пенсию. А параллельно продолжал и продолжаю работать над книгами и кино. За это время экранизировано более 150 сценариев, в работе над которыми я принимал участие. В общем, все достаточно прозаично и банально. Началось все с шутки, которая переросла в профессию.
– Что вам все-таки ближе: литературная деятельность или кино?
– Это совершенно разные вещи. Литература – свой жанр, кино – свой. Можно сравнивать две экранизации, но книгу с фильмом нельзя. Книга тяжелее в плане трудоемкости: занимает много времени написание, но ты там отвечаешь за все один. А кино – это коллективный труд: сценарист, режиссер, актеры, продюсеры.
– Вы можете сказать, что показали в своих книгах и сценариях работу милиции так, как никто ее не показывал до вас?
– Наверное, да. Фишка в том, что я голову особо не ломал, когда первые сюжеты создавал. Фабула там выдуманная, это закон жанра. Если вы будете смотреть, как на самом деле раскрываются преступления, то выключите телевизор через три минуты, потому что это жутко скучно и монотонно. А кино и книги – это, в общем-то, развлечение. Другое дело, что фабула может быть основана на реальных событиях. Но главное, что я хотел заложить в свои первые работы, – это милицейскую атмосферу. Потому что про это никто не писал. Конечно, там много и смешного, и драматичного... Этот коктейль дал свой результат.
– Как появилась идея экранизации книг?
– Это был 1995 год. Говорят, книгу сначала принесли почитать режиссеру Александру Рогожкину, который «Особенности национальной охоты» снимал. Он прочитал, отнес продюсеру. Александр Капица ухватился, добыл деньги, совершенно смешные, сейчас и минуту экранного времени за них не снимешь, а тогда надо было серию. Все создавалось на энтузиазме: никому не известные актеры, вместо декораций – рабочие кабинеты... Домашнее видео! Когда показали все заказчику, он сказал, что это никуда не годится. И полтора года сериал лежал на полке, пока не появился в 1997 году канал ТНТ. Там решили в новогодние каникулы эти 8 серий показать. У канала сразу вырос рейтинг, всем очень понравился сюжет.
– Андрей Владимирович, в первых работах вы сами появляетесь в эпизодах сериалов...
– Это от бедности. В «Улицах разбитых фонарей» было так: кто на площадку приезжал, тот и играл. Массовка нужна была всегда. Поэтому вся съемочная группа и снималась. А в остальных фильмах я сыграл роли по просьбе режиссеров.
– Вы отошли от милицейской тематики. Какой сюжет у вас сейчас на первом месте?
– Да, чисто милицейской тематики в моем творчестве уже нет. Но как таковой криминал, конечно, остается, и сотрудники органов в сценариях есть. В скором времени на Первом канале выйдет восьмисерийная комедия «Волшебник» – о мошенниках-экстрасенсах. Эта комедия, надо сказать, серьезная, в определенные моменты даже плакать хочется.
– Смотрите современные фильмы-сериалы о милиции?
– Как правило, нет. Иногда хватает и трех минут, чтобы понять: никакого отношения к правоохранительным органам автор не имеет. Другое дело, если это сериал ну, например, как «Метод». Когда ты понимаешь, что это полная фантастика, можно закрыть глаза на все ляпы и оценивать это как развлечение. А что касается чисто милицейских... Есть сериалы, где уже в названии ляп. Думаешь: ну как так?! Надо ведь что-то почитать, прежде чем писать сценарии.
– Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, поменяли бы что-то в жизни? Может, не ушли бы из милиции? Или писательскую деятельность начали раньше?
– Если бы не поработал в милиции, то не окунулся бы в писательскую деятельность, не владел бы таким материалом и такой информацией. Я так скажу: не жалею, что работал в милиции. Но если бы сейчас был молодым и стоял перед выбором, то, скорее всего, в милицию бы не пошел. В этом весь парадокс. Потому что теперь понимаешь, насколько это тяжелая работа.