Популярная актриса Эмилия Пранскуте родилась в Вильнюсе, но после окончания Белорусской государственной академии искусств Беларусь стала ее второй родиной. Она играет главные роли в спектаклях «Проделки Ханумы», «Двенадцатая ночь», «Пойманный сетью», «Звезды седьмого неба», «Волшебные кольца Альманзора» Национального академического драматического театра имени М.Горького. Эмилия – одна из ведущих программы «Калыханка» на телеканале «Беларусь 3». А в апреле у нее состоится дебют на белорусском языке – в роли Маланки в знаменитом спектакле «Комедия».
– Родители хотели, чтобы вы были скрипачкой. Как вы оказались в Белорусской государственной академии искусств?
– Занималась скрипкой с пяти лет, и довольно успешно. Но к окончанию учебы во мне «поселился» дух бунтарства, и я наперекор родителям захотела стать актрисой. Подумала: какие могут быть достижения у скрипачки, максимум – выступления в составе оркестра или педагогическая деятельность. Я съездила в Москву и Петербург, чтобы определиться, в какой театральный вуз поступать. Но потом остановилась на Минске, потому что он ближе к Вильнюсу и можно на выходные ездить к родителям.
– После окончания академии вы учились в международной мастерской Михаила Чехова в Лондоне. Как вы туда попали?
– Чудом! Узнав о конкурсе профессиональных актеров до 35 лет, я решила попробовать свои силы. Для зачисления нужно было выдержать огромный конкурс и сдать экзамены. Возможно, если бы я об этом знала, то не решилась бы на такой шаг. На 15 мест претендовало около 500 профессиональных актеров! Из Беларуси было около 10 человек, но мы не представляли страну, каждый поступал на общих основаниях. В результате прошли конкурс я и Игорь Забара. Для меня это был колоссальный опыт самоутверждения: выпускница на равных с уже известными актерами из разных стран месяц обучалась у прекрасных педагогов! С российской стороны нашими преподавателями были Олег Ефремов и Сергей Юрский. Были педагоги из Голливуда, непосредственные ученики Михаила Чехова, педагоги из польской киношколы. Занятия, мастер-классы шли почти круглосуточно.
– Вы окончили академию по специальности «актер театра кукол», а служите в драматическом театре…
– Когда я поступала в академию, Валерий Николаевич Раевский набирал целевой курс для Купаловского театра. Но у меня не было шансов туда поступить, поскольку требовалось хорошее знание белорусского языка. Поэтому поступила на специализацию «актер театра кукол». Программа обучения совершенно одинаковая, только у нас было добавлено освоение работы с куклой. Я знаю много кукольников, перешедших в драматические актеры, например Анатолий Голуб, Виктор Манаев, Аня Хитрик. И, наоборот, в кукольном театре работают драматические актеры. Я сделала моноспектакль, за который получила вторую премию на международном театральном фестивале в Минске. На этом фестивале меня заметил художественный руководитель Театра наций Валерий Хазанов. Когда в Москве были гастроли театра М.Горького, он рассказал обо мне Борису Луценко, что в Минске видел хорошую актрису, которая была отмечена премией. В результате Луценко пригласил меня в театр, где я с удовольствием играю до сих пор.
– Эмилия, говорят, Якуб Колас – дальний родственник кого-то из вашей семьи, а прославленная актриса Купаловского театра Бирута Дакальская – двоюродная сестра вашей матери. Вы видели «Паўлінку», которую много лет играла ваша тетя?
– Якуб Колас не дальний родственник нашей семьи, но с его семьей нас связывает давняя дружба. Например, моя тетя из Вильнюса много лет дружит с невесткой Якуба Коласа Алевтиной Тимофеевной Мицкевич. Известная актриса Купаловского театра, которая сыграла «Паўлінку» около 500 раз, Бирута Дукальская – действительно двоюродная сестра моей мамы, правда, когда я приехала в Минск, она уже не играла эту роль. Но мы с ней общались, и меня тронула ее трагическая история.
– Расскажите.
– Во время войны Бирута Дакальская с театром уехала на гастроли, а когда вернулась в Минск, обнаружила, что ее трехлетняя дочка бесследно исчезла. И сколько Бирута Альфонсовна ни искала свою дочку, никаких сведений о ней найти не смогла. И только спустя 50 лет она ее нашла в Америке.
– Эмилия, чем вы руководствуетесь, когда приступаете к новой роли? Прислушиваетесь к режиссеру, к своей интуиции или есть что-то еще?
– Создавая новый образ, актер не может угадать, где он эту роль «схватит». Образ всегда получается неожиданно. К режиссеру, конечно, нужно прислушиваться, потому что это его спектакль. Актер может обладать информацией о своем герое, но когда ты встречаешься воочию со своим персонажем, он обретает материальное воплощение, и это здорово.
– Какая из ваших ролей вам наиболее дорога?
– Я отношусь к своим ролям как собственным детям. Как можно любить только одного ребенка, если в семье их несколько? Мне очень дорога роль служанки Туанетты в спектакле «Мнимый больной», потому что режиссер спектакля Аркадий Фридрихович Кац дал мне в руки скрипку. И я весь спектакль играла на ней, импровизировала. Использовала свои навыки, отчего получила огромное удовлетворение, ведь я проучилась все детство игре на скрипке и теперь могла на большой сцене быть единственным исполнителем. Это хорошо легло на роль, и поэтому я ее очень люблю.
– Вы ведущая «Калыханкі», а как считаете, современным детям нужна такая программа?
– Мы часто задаемся этим вопросом. В нашем детстве такая передача была необходима, поскольку существовал дефицит детского вещания. Сейчас же дети из интернета получают огромное количество информации. Надеюсь, что «Калыханка» востребована, потому что мои коллеги по театру говорят, что их дети и внуки смотрят программу. Подтверждают это и встречи со зрителями на фестивале «Анимаёвка» в Могилеве. «Калыханка» – это наследие нашего советского детства, но мы не просто показываем «мультик», мы ежедневно создаем собственную детскую программу на белорусском языке. И это дорогого стоит, потому что подобной роскоши больше ни в одной стране на постсоветском пространстве нет.
– Ваш запоминающийся кинодебют состоялся в сериале «Ускоренная помощь». Почему у вас такая небольшая фильмография?
– Да, мой эпизод запомнился зрителю. Один из коллег увидел в Москве кассету «Ускоренной помощи», позвонил мне и спросил: «А как ты думаешь, кто на обложке кассеты?» Оказалось, что на обложке как раз мой эпизод.
К сожалению, в кино меня действительно мало, наверное, потому, что я недостаточно обиваю пороги киностудий (хотя говорят, что это тоже входит в актерскую профессию). Но я считаю что мое от меня не уйдет.